Развитие коммуникации

Как известно, существуют вербальные и невербальные формы межличностной коммуникации. Во многих случаях более важно не то, что говорят, а как говорят, т.е. невербальная форма общения. Когда кто-то зевает и отворачивается в момент рассказа руководителя о новой крупной идее, вряд ли ему кто-то из членов группы или руководитель поверит, если он скажет, что "идея очень интересна". Человек, посматривающий на часы, раздражен и, возможно, спешит. Глаза, лицо и телодвижения многое говорят нам о том, что люди думают и чувствуют. Иногда можно ошибиться в толковании невербальных сигналов, так как не всегда очевидно, что они означают. Например, покачивающаяся нога может выражать беспокойство, опасение, умственное напряжение, возбуждение или скуку. Но чаще люди правильно их "читают" и бывают точны в своих умозаключениях.

Внешний вид человека является сильным поведенческим сигналом, что осознает большинство люден, ищущих работу. Некоторые люди подозрительны и недоверчивы к тем, кто носит галстуки-бабочки. Даже автомобили, которые мы водим, говорят что-то о нас: водители новых красных автомобилей имеют репутацию агрессивных людей. Такие ассоциации вряд ли имеют под собой веские основания, однако, это не мешает им оказывать на нас влияние. Другой формой невербальной коммуникации является способ использования пространства. Дисциплина, изучающая это явление, называется "проксемика" (пространственный язык). Каждый знает, что люди предпочитают на регулярно проводящихся собраниях сидеть в определенной части комнаты, часто рядом или напротив определенных людей? Место, где сидит человек, может отражать его статус относительно окружающих. Например, люди садятся напротив тех, кого считают авторитетом, и рядом с теми, с кем поддерживают неформальные связи. Находиться рядом с человеком, который, по вашему мнению, выше вас по положению, может показаться некомфортным. Невербальные коммуникации включают в себя наши отношения со временем; отсутствие пунктуальности свидетельствует о неуважении или безразличии. Это также может показывать, что опаздывающий имеет более высокое положение и не думает, что мы достойны пунктуальности. Потери нашего времени из-за не пунктуальности таких людей несущественны для них (однако понятие пунктуальности варьируется в зависимости от принадлежности человека к той или иной культуре).

Мы указали на несколько категорий невербальных коммуникаций, включая взгляд, лицо, телодвижения, вокализации и тон голоса, физические характеристики, пространственный язык и отношение ко времени. В заключение поговорим об окружающей обстановке, которую не всегда легко создавать и которой трудно управлять. Если сотрудник работает в маленькой, переполненной, темной или грязной комнате, то он вряд ли будет считать себя уважаемым или ценным сотрудником. Если во время деловой поездки его разместят в роскошном отеле, он почувствует себя важным лицом. Опытные руководители это знают и учитывают в работе с командами.

Подведем итог обсуждению проблем внутригрупповых коммуникаций формулировкой некоторых рекомендаций по учету их значения и воздействия на организационный климат команды:

• необходимо организовать эффективную коммуникационную сеть, соответствующую целям команды, задаче, роли и ответственности членов команды. Чем более дифференцирована задача команды и четче распределена ответственность между ее членами, тем меньше потребность в замкнутых неформальных коммуникационных сетях;

• руководитель должен знать о существовании неформальной коммуникационной сети и быть ее частью, особенно если существует угроза для эффективной работы команды. Внимательное наблюдение за невербальными коммуникационными сигналами поможет ему вовремя обнаружить недопонимание или прекратить передачу непреднамеренных сигналов;

• надо так организовать работу, чтобы цели команды, роли, распределение ответственности, намеченные сроки и процедуры команды были ясны на всех этапах развития команды.