Лекция 13. Развитие капитализма в России

Крестьянство – класс феодального общества. Классы буржуазного общества – буржуазия и пролетариат. Поэтому переход крестьянства к капитализму выражается в расслоении, разделении крестьянства на два класса, соответствующие буржуазному способу производства, – сельский пролетариат (батраков) и сельскую буржуазию (кулаков). Расслоение крестьянства, его ликвидация как класса при переходе к капитализму – общая закономерность для всех народов. Но в России этот процесс имел особенности, обусловленные тем, что здесь сохранилась сельская община ("мир", или "общество").

Основу общины составляла общинная собственность на землю. Для пользования земля распределялась между членами общины по принципу уравнительного землепользования, по числу душ мужского иола в семье. "Мир" бдительно следил, чтобы все имели одинаковые наделы не только по количеству, но и по качеству земли. Поэтому каждое поле делилось на полоски, и каждый крестьянин по жребию получал свою долю. К тому же в соответствии с трехпольной системой вся пашня делилась на три части: одна засевалась яровым хлебом, другая – озимым, третья оставалась под паром. Естественно, все были обязаны подчиняться этому традиционному севообороту. Агротехнический процесс на надельной земле был невозможен. Община замораживала земледелие на примитивном традиционном уровне.

Земля – основное средство производства в земледелии. Поэтому, очевидно, богач – тот, кто имеет много земли, бедняк – малоземельный или безземельный. Именно так было в Западной Европе. Но в общине самый богатый имел столько же земли, сколько и самый бедный, если у них были одинаковые семьи. Поэтому народники[1] считали общину основой русского социализма: если земля делится поровну, то не может быть расслоения крестьян на богачей и бедняков. Однако народники ошибались. Община действительно тормозила расслоение, но остановить его не могла, зато искажала процесс расслоения. Часть крестьян внутри общины беднела и разорялась, но эти бедняки были нс безземельными, а безлошадными или однолошадными. В. И. Ленин их называл "наемными рабочими с наделом". Он включал в состав сельскохозяйственных рабочих часть однолошадных, потому что для полноценного крестьянского хозяйства требовались две лошади. Главным источником существования таких бедняков является не надельное хозяйство, а заработок на стороне.

Сельский пролетариат не мог продать надел и уйти в город, стать рабочим; во-первых, потому что земля – не его собственность; во-вторых, община не отпустит, так как он должен вносить свою долю податей и выкупных платежей за землю, которой не может пользоваться. Отпускали в город лишь на заработки, на время, по паспорту, временному удостоверению личности. В. И. Ленин на основе современных ему статистических трудов писал, что сельский пролетариат составлял "...не менее половины всего числа крестьянских дворов, что соответствует приблизительно 4/10 населения". Из этой выдержки видно, что семьи бедняков были сравнительно небольшими. Причиной было не только то, что малая семья получала соответственно малый надел, но и недостаточная обеспеченность хозяйства рабочими руками. Крестьянская семья являлась трудовым коллективом, в котором каждому находилось дело, и если в этом коллективе не хватало людей, вести полноценное хозяйство было трудно.

Особенно мешали общинные порядки предпринимательству выделявшейся сельской буржуазии, кулакам. Вести сколько-нибудь рациональное товарное хозяйство на общинном наделе было невозможно. Нельзя было увеличить свои владения за счет бедняцких наделов, да в условиях принудительного трехполья и чересполосности это не имело смысла. Для предпринимательской деятельности кулаки искали другие сферы сельского хозяйства – в торговле и промышленности. Вспомним некрасовского кулака: "Науму паточный завод и дворик постоялый дают порядочный доход". Типичный пореформенный кулак – это сельский лавочник, владелец мелких промышленных заведений, в основном по переработке сельскохозяйственной продукции. Кулак скупает зерно и другие продукты у своих односельчан для перепродажи по более высоким ценам. Он берет подряды па перевозку различных грузов и для выполнения этих подрядов нанимает возчиков. Гораздо реже кулак выступает как фермер, т.е. подлинно сельскохозяйственный предприниматель, только действует не на общинном наделе, а yа земле, купленной или арендованной на стороне, как правило, у помещика. Только на этой земле, где он не зависит от общины и общинной чересполосности, кулак может развернуть рациональное специализированное товарное хозяйство. Кулаки составляли тогда 3/10 сельского населения, но только 1/5 дворов, т.е. кулацкая семья в среднем была в полтора раза крупнее средней крестьянской семьи.

Итак, община не только задерживала расслоение крестьян, но и тормозила развитие сельского хозяйства. "Мир" для крестьянина был носителем вековой мудрости. Община – это замороженные традиционные приемы трехпольного натурального земледелия, не оставлявшие места для хозяйственной предприимчивости. Традиционный ритуал сезонных работ, позволявший существовать как все и не требовавший проявления инициативы, для большинства крестьян был приемлем и дорог. Западный сельский хозяин был преимущественно фермером-предпринимателем, т.е. вел товарное хозяйство, рассчитанное на сбыт продукции. Российский крестьянин был общинником, т.е. коллективистом по восприятию мира. Поэтому социалистические идеи в том виде, в каком они до него доходили, были для него более приемлемыми, чем для земледельца Запада.