Развитие игровой деятельности

Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, феномен нашего существования. Игра является ведущей, решающей деятельностью для развития психики и личности ребенка, особенно в период дошкольного детства (с 3 до 6 лет). Г. Спенсер внес в понимание игры эволюционный подход, отмечая ее упражненческую функцию в жизни человека.

Игра удовлетворяет многие потребности ребенка: потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, испытать наслаждение от самого процесса игры, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир, выразить свои желания и эмоции.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (игра развлекает, доставляет удовольствие, пробуждает интерес);

- коммуникативную (освоение диалектики общения);

- социализации (усвоение норм поведения в обществе, включение в систему общественных отношений);

- самореализации в игре как "полигоне человеческой практики";

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах деятельности;

- межнациональной коммуникации — усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей;

- развивающую функцию: только в игре человек может экспериментировать с самим собой, со всеми возможными вариантами своего поведения, а также с другими участниками игры, в игре идет развитие способностей человека, его личности; игра есть один из способов осмысления человеком своей жизни, есть процесс самосовершенствования;

- творческую функцию: в игре человек гигантски расширяет свои возможности, потенции, осуществляет связь с действительным и нереальным, с возможным и недействительным, выходит за пределы объективных ограничений, осуществляет свободный выбор и создает новые возможности.

В игре ребенка воссоздаются общий смысл человеческой деятельности и система тех отношений, в которые вступают взрослые люди в их реальной жизни. Игра имеет громадное значение для развития личности ребенка.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

К. Оталора выявила наиболее характерные виды игр:

- игра-развлечение (ее цель — развеселить участников (например, догнать друг друга и пощекотать));

- игра-упражнение (отсутствует сюжет, преобладают физические действия, которые несколько раз повторяются (ползать но бревну, бороться друг с другом и т.п.));

- сюжетная игра есть воображаемая ситуация и игровые действия;

- процессуально-подражательная игра — воспроизведение действий или ситуаций, которые ребенок наблюдает в реальной жизни;

- традиционная игра — та, которая передается из поколения в поколение, имеет правила. Детская игра имеет историческую и социальную природу, а не биологическую. В разных культурах и обществах детские игры меняют свое ОГЛАВЛЕНИЕ и формы.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову):

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а только от результата (процедурное удовольствие);

- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности ("поле творчества");

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, "эмоциональное напряжение");

- наличие прямых или косвенных правил, отражающих ОГЛАВЛЕНИЕ игры, логическую и временную последовательность ее развития.

По мере того как дети растут, их игры меняются. Можно выделить различные типичные детские игры:

1) сенсорные игры (дети могут без конца плескаться водой, жевать травинки, греметь посудой только ради того, чтобы насладиться новыми звуками, запахами, вкусовыми и тактильными ощущениями, но при этом они узнают о свойствах вещей, которые их окружают);

2) моторные игры (бег, прыжки, вращения, раскачивания, разнообразные движения дают сами по себе удовольствие ребенку и одновременно являются для него хорошим упражнением в кооридинировании движений своего тела. Моторные игры часто инициируются взрослыми и являются для младенца одной из первых возможностей общения с окружающими людьми);

3) игра-возня (драка понарошку, потасовка, которая так нравится малышам и приучает их к выносливости и стойкости. Мальчики посвящают игре-возне примерно в три раза больше времени, чем девочки);

4) языковые игры (дети экспериментируют со звуками, словами, смысловыми оттенками, объединяют слова друг с другом, придавая им новое значение, чтобы посмеяться над ними);

5) игра с предметами проходит ряд стадий:

а) исследовательско-манипулятивная деятельность с предметами (начиная с 5 месяцев),

6) использование предметов по их назначению (с 1,5 лет),

в) социальная игра (с 2 лет),

г) отождествление предметов (к 3 годам).

Ролевые игры и имитации — разыгрывание различных ролей и ситуаций: дети играют в дочки-матери, в продавца или покупателя, изображают парикмахера, или врача, или шофера и т.п.

Игры по правилам и игры-состязания появляются в старшем дошкольном возрасте (5—7 лет). Теперь игры начинают проходить по определенным правилам и иметь определенную цель (пятнашки, прятки и т.п.). Игровое взаимодействие ребенка с другими детьми становится школой жизни, общения.

В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (ОГЛАВЛЕНИЕ) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Развитие игры на протяжении дошкольного возраста идет по нескольким линиям.

1. Сюжеты игр бесконечно многообразны, и у разных народов преимущество отдается своим сюжетам. Однако можно выявить общую линию их развития: от игр с бытовыми сюжетами к играм с "производственными" сюжетами (труд, обслуживание), а далее — с общественно-политическими сюжетами. Это дает детям возможность воспроизводить самые различные свойства человеческой деятельности и, кроме того, позволяет вовлекать в игру любое количество детей, т.е. воспроизводить более широкую систему отношений. Через игру ребенок может воспринять любую мораль — и хорошую, и плохую, ибо он играет в реальную жизнь.

2. Отношение между воображаемой ситуацией и правилом. Вначале правило игры скрыто за ролью. Л. С. Выготский полагал, что все игры с правилами возникли из игр в мнимой ситуации. Когда игровая ситуация становится менее детализированной (т.е. свертывается), то правила игры выступают как более четкие, обязательные для исполнения (т.е. правила развертываются).

3. Изменяется характер переноса значений с одного предмета на другой. Сначала требуется какое-то внешнее сходство игрушки с реальным предметом, которое позднее постепенно теряет свою важность. Сами действия ребенка становятся все более и более сокращенными, превращаясь в символические.

В игре существуют два плана отношений детей: 1) игровые (отношения детей друг к друг}' как к ролям); 2) реальные отношения детей между собой. На первых этапах ведущими выступают реальные отношения — они сохраняются и в распределении ролей в игре.

По мере развития игр реальные отношения начинают подчиняться игровым. Игра развивается не только вокруг мотивационной смысловой деятельности людей. Этому содействует сведение до минимума операциональной (совокупности действий, операций деятельности) и увеличение символической стороны деятельности в игре. Значение символики заключается не только в том, что она создает для ребенка поле значений, но и в том, что позволяет ему воспроизводить в игре систему отношений взрослых, систему моральных отношений, абстрагируясь от вещной и операциональной сторон.

Перенос значений в игре — путь к символическому мышлению. Подчинение правилам в игре — школа произвольного поведения. По эти два аспекта психики могут развиваться у ребенка не только в игре, но, например, и в процессе рисования, конструирования и т.д. Игра может способствовать и развитию мышления ребенка. Детское мышление имеет свои характерные черты. Одна из них — феномен центрации: ребенок видит окружающий мир только с той позиции, на которой он стоит. В игре же ребенок все время "вращается", меняет свою позицию. Одни и те же предметы открываются перед ним с разных сторон. Иными словами, игра служит децентрации детей, что способствует становлению у них логического мышления.

В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Значение игры невозможно исчерпать и оцепить развлекательно рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.