Лекция 6. РАЗВИТИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

6.1. Сущность человеческою развития

6.2. Условия и факторы развития

6.3. Наследственность

6.4. Социокультурная среда

6.5. Влияние воспитания

6.6. Формирование духовности

6.7. Половозрастные различия

6.8. Неравномерность развития

Трудность материала – 0,82 у.е.

Минимальное время – 74 минуты

Для самостоятельного изучения материала потребуется 210 минут

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• сущность, условия и факторы робурсации;

• влияние наследственности, среды и воспитания;

• гендерные и возрастные различия;

• закономерности формирования человека духовного;

• сензитивные периоды развития;

уметь

комплексно характеризовать процесс развития;

• прогнозировать результаты развития;

владеть

• навыками организации развивающей деятельности;

• способами решения конфликтов развития.

Сущность человеческого развития

Первичной эдукацией человеку не обойтись. Он вынужден учиться и воспитывать себя всю жизнь, накапливая силы, постепенно достигая совершенной формы. Как яблоко не сразу становится зрелым, годным к употреблению, румяным, налитым плодом, так и человек должен пройти робурсацию (от лат. roburs – силы), постепенно достигая максимального уровня, отпущенного природой. Выше мы определили робурсацшо как постепенные уровни развития эдукации и связали ее с такими категориями, как образование, развитие и формирование. Накапливая силы в процессе эдукации, человек постепенно становится образованным, развитым и сформированным. Жаль, что этот процесс не бесконечен, ведь чем больше образования и развития приобретает человек, тем содержательнее становится его жизнь, тем выше поднимает он голову, просматривая невидимые раньше горизонты.

Анализ высших ступеней эдукации – развития и формирования – мы начнем с категории развития.

Развитие определяется как процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. Социальное развитие находит выражение в духовном, интеллектуальном росте. Если человек достигает уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью.

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие "личность" в отличие от понятия "человек" – социальная характеристика, указывающая на те качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей – с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.

Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитиенесводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Движущая сила развитияборьба противоречий, при этом последние уподобляются тому вечному двигателю, который дает неисчерпаемую энергию для постоянных преобразований и обновлений. Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Человеку не приходится ни искать, ни придумывать противоречия, они возникают на каждом шагу как диалектическое следствие изменения потребностей, порождаемых развитием. Человек соткан из противоречий.

Различают противоречия внутренние и внешние, общие (универсальные), движущие развитием человеческих масс, и индивидуальные, характерные для отдельно взятого человека. Универсальный характер имеют противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых материальных и кончая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения. Такой же характер имеют и противоречия, проявляющиеся в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма. Внутренние противоречия возникают на почве несогласия с собой и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, а внешние – стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Одно из основных внутренних противоречий – расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. "Хочу – могу", "знаю – не знаю", "можно – нельзя", "есть – нет" – вот типичные пары, емко выражающие наши постоянные противоречия.

Развитие человека предполагает в первую очередь его духовное совершенствование. Смысл развития – в духовном возвеличении. Из глубин ведической философии идет утверждение, что бездуховный человек мало чем отличается от животного. Его тело может достичь крупных и даже совершенных форм, но назвать это создание человеком можно, только поняв, что творится в ero душе.

Согласно религиозным воззрениям долг каждого человека – осознать свое изначальное положение по отношению к Богу и действовать соответственно ему. Человеческая форма жизни дана нам не для того, чтобы тяжело трудиться, а чтобы достичь высшего совершенства жизни. Если мы не стремимся к этому совершенству, то, подгоняемые законами природы, вынуждены будем трудиться в поте лица. С каждым годом работать будет все тяжелее, а плата за труд будет все меньше. Однако "забота об удобствах для материального тела ценой забвения первейшей жизненной потребности – возрождения своего утраченного духовного “Я" – не принесет нам высшего блага. Ладья человеческого тела построена таким образом, что должна продвигаться к духовной цели. <...> Мы – живые существа, склонные к падению, и потому наше существование проходит через две фазы. Одна называется материальным существованием, исполненным страданий рождения, смерти, старости и болезней, а другая – духовным существованием, вечной духовной жизнью, исполненной блаженства и знания"[1].

Далеко не все люди достигают духовных вершин. Многие прозябают на задворках существования, даже не пытаясь понять, что и почему с ними происходит. Назначение воспитания в том и состоит, чтобы указать человеку путь к себе, мобилизовать его силы для духовного роста и самосовершенствования.

Между тем в педагогике развитие давно не связывалось с духовным началом. В эпоху Возрождения еще пытались воскресить основы древней мудрости, утверждая, что каждый человек самоценен и неповторим. В философско-педагогической мысли в обновленном виде появился идеал духовно и физически развитой личности, которая обращала свои надежды и к Богу, и к себе самой. Выдающиеся мыслители эпохи Франсуа Рабле (1494–1553), Мишель Монтень (1533–1592), рассматривая человека как наивысшую ценность, предложили новые подходы к его развитию. В этот период провозглашался принцип "самости" человека, несущего личную ответственность перед Богом.

Философия Нового времени ушла в прагматизм. Воинствующий материализм вкупе с атеизмом отодвинули духовность на задворки как ненужную химеру на пути прогресса. Прогресс же представлялся бесконечным продвижением в науке, технологии, накоплении материальных благ и богатств. С неизбежностью железного катка он растаптывал представления о человеке, смысле его жизни. Человек все больше скудел духовно. Лучшие представители рода человеческого толковали в материальном плане суть старинного изречения о смысле жизни, который нужно искать в наслаждении. Они ориентировали прогресс в ложном направлении, и вместо того, чтобы наслаждаться, нынешний человек вынужден страдать. Но, только построив свою жизнь на настоящей духовной основе, можно насладиться ею.

Новейшая философия, отражая духовное оскудение современников, и вовсе упростила проблемы развития. Представители различных философских течений по-разному объясняют этот во многом еще не познанный процесс. Одни полагают, что развитие человека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный. Другие считают, что развитие происходит независимо от условий жизни и детерминировано лишь "врожденной потенцией". В сознании третьих развитие человека фаталистически обусловлено его судьбой, в которой никто и ничего изменить не может. Это лишь небольшая часть суждений представителей различных философских учений о развитии. Материалистическая философия трактует развитие как свойство живой материи, присущее ей изначально благодаря свойственному материи движению и самодвижению. В развитии уничтожается старое и созидается новое. В отличие от животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, человек создает средства существования своим трудом.