Развитие архитектуры мусульманских государств в VII–XVII веках

Архитектура ислама в своей основе сложилась в VII–IX вв. в период так называемой пассионарной арабской агрессии (по Л. Н. Гумилеву). Распространение новой веры в этот период происходило, как правило, вооруженным путем. Арабским войскам удалось создать огромное военно-феодальное и теократическое (религиозное) государство. Однако единое государство Арабский халифат Омейядов со столицей в городе Дамаске просуществовал недолго, с 646 по 750 г. Это было централизованное государство, где вся полнота светской и духовной власти принадлежала выборному главе – халифу, который по традиции был представителем семьи потомков пророка Мухаммеда. С течением времени власть халифа приобрела наследственный характер. Благодаря арабским завоеваниям ислам проникает в Персию (Иран), Азербайджан (646–647) и в Южный Дагестан (647), где главным опорным пунктом распространения новой веры становится крепость Дербент.

В результате гражданской войны 747–750 гг. Арабский халифат распался на ряд государственных образований. С 751 по 1258 г. центром нового халифата становится город Багдад и утверждается новая династия Аббасидов, из числа потомков пророка Мухаммеда. В 711 г. представитель династии Омейядов Абдр-аль-Рахман Тарик ибн Зийяд смог завоевать Вестготское королевство в Испании, и южная часть Испании на 781 год (с 711 но 1492) стала мусульманским государством с центром в городе Кордове (Кордовский халифат). Распад прежде единого арабского государства стал возможен прежде всего потому, что в халифате началось быстрое разложение прежних родоплеменных отношений и развитие феодальных отношений. Возникают местные династии правителей, которые в меньшей степени хотели быть полностью зависимы от халифа в Дамаске. Также распаду способствовало противостояние между арабской и персидской знатью, которая поддерживала два разных направления внутри ислама (арабы – сунниты, иранцы, азербайджанцы – шииты). В результате Багдадский халифат по своей политической и административной системе был федеративным государством, где власть халифа часто обладала лишь представительскими и сакральными (религиозными) функциями. Так, например, принявшее в 922 г. ислам государство Волжско-Камская Болгария формально было частью Аббасидского халифата, хотя обладало полной самостоятельностью. Частью халифата считалось сложившееся к XII в. государство Хорезмшахов, охватывавшее территории современных Таджикистана, Узбекистана, Северного Афганистана, Туркмении, Казахстана, Киргизии, Синьзян-Уйгурского района Китая. В XIII в. монгольское завоевание уничтожило халифат в Багдаде. В 1258 г. русско-монгольская армия хана Хулагу завоевала Багдад, и последний багдадский халиф Аль-Мустасин был схвачен и казнен. Однако идея халифата осталась. В XV в. турецкие султаны провозгласили себя халифами, и халифат существовал до 1924 г.

Благодаря тому что арабские завоевания коснулись давно обжитых мест, где существовали высокоразвитые цивилизации, арабская цивилизация складывалась и развивалась прежде всего как городская, торгово-ремесленная. Поэтому градостроительство и архитектура были направлены в своей основе на развитие благоустройства городов. Наиболее показательно в этом отношении развитие Кордовы и Кордовского арабского халифата в Испании.

После победы, одержанной франками во главе с Карлом Мартелом (дедом Карла Великого) в битве при Пуатье в 757 г., арабское нашествие на Европу было остановлено и были установлены четкие государственные границы. В результате арабское государство в Испании постепенно превратилось в самодостаточное мусульманское европейское государство. К X в. население столицы государства города Кордовы достигло миллиона человек. Город был благоустроен, улицы замощены. Сохранившийся с римских и византийских времен водопровод функционировал и развивался. В дома как богатых, так и бедных горожан были проведены водоотводы в виде фонтанов с питьевой водой. Большинство населения было грамотным. В Кордове работал один из первых европейских университетов. Одновременно очень быстро складывалась и развивалась типология культовых и гражданских зданий. К первым относятся как мечети, медресе, мавзолеи, минареты, так и христианские храмы, которые продолжали возводиться в государстве. Ко вторым можно отнести библиотеки, караван-сараи (гостиницы), бани, крытые рынки. В архитектуре и типологии зданий на протяжении многих веков на пространствах исламского мира сохраняется исключительная общность художественных стилей и архитектурных традиций, однако это не говорит об однообразии исламской архитектуры. Не был исключением и Кордовский халифат. Можно сказать, что эта общность имела под собой не только религиозное обоснование. Не меньшую роль сыграло влияние климата и сырьевой базы строительства. Борьба с перегревом зданий отразилась на их объемно-планировочных решениях. Жаркий климат и культ ритуальных омовений определяют в исламской архитектуре тесный союз зодчества и воды. Именно поэтому мусульманские города первыми в эпоху Средневековья получили продуманную систему водоснабжения и канализации. Единство исламской архитектуры также достигалось благодаря техническому фактору. Большинство капитальных зданий возводилось из кирпича (обожженного или сырцового), и только в Северной Индии в период существования Делийского султаната (XII–XIV вв.) здания возводились из естественного камня (песчаник, мрамор, лазурит, малахит, красный песчаник).

Арабы-кочевники не владели до начала VII в. технологией возведения монументальных каменных зданий. Однако после утверждения единого государства и перехода арабов к оседлому земледелию и животноводству они быстро восприняли эту технологию. Ярким примером может служить хорошо сохранившийся центр города Саны (столицы Йеменской Арабской Республики), который сохранился как единое целое с X в. и представляет собой некий единый градостроительный и высотный ансамбль. Дома в Сане высотой от б до 12 этажей больше всего напоминают римские инсулы, однако построены в традиционной для исламской архитектуры замкнутой манере. В то же время исламская культура и архитектура оказались практически полностью невосприимчивы к архитектурно-композиционным и строительным достижениям предшествующих цивилизаций. В гражданской архитектуре и в культовых сооружениях иногда встречаются элементы стоечно-балочных и стоечно-арочных конструкций, однако они не определяют композиционные свойства исламского зодчества. Многие историки архитектуры, в частности профессор Н. Брунов, характеризуют исламскую архитектуру как безордерную. В итоге в халифате сложилась своя уникальная система художественных и конструктивных форм. Так, например, арабские зодчие смогли ассимилировать и многовариантно разработать каменные арочные конструкции, которые еще ранее были созданы в зороастрийском Сасанидском Иранском государстве. На этой базе арабскими архитекторами были разработаны и широко использованы стрельчатые, подковообразные, килевидные и зубчатые конструкции арок. Также были сформированы двух- и трехъярусные стоечно-арочные конструктивные системы. Они позволяли существенно развить высоту несущей стоечноарочной конструкции, благодаря тому что устойчивость высоких стоек достигалась наличием второго и третьего яруса арок и арочных проемов. Надо сказать, что именно эти конструктивные решения во многом заимствовали европейцы в эпоху крестовых походов. Таким образом было положено начало развитию готики.

Надо сказать, что арабские архитекторы частично заимствовали стоечно-арочную конструктивную систему христианских базиликальных храмов Византийской империи, Сирии и Египта. Так в исламской архитектуре появляется своеобразное направление – возведение колонных мечетей. Особенность религиозного культа ислама состоит в том, что есть специальные идеологические ограничения в развитии исламского искусства. Эти ограничения ислам воспринял от Ветхозаветной Церкви. В их числе запрет на изображение человека и животных, запрет на развитие скульптуры. Живопись во многом ограничена флоральными (цветочными) и орнаментальными геометрическими мотивами и стилизованными арабесками (стилизация букв арабского алфавита). Однако от Византии арабы восприняли технику мозаики и многоцветной инкрустации интерьеров. Надо также отметить, что не везде запрет на изображение человека или животных как элементов декоративного убранства соблюдался. Можно привести примеры декоративного убранства мечети в городе Ширазе (Иран) (рис. V.34), медресе Шир-Дор на площади Эль-Регистан в Самарканде (рис. V.35), мечети и медресе в бывшей столице государства Дешт-и-Кипчак городе Отраре (Туркестан). Так, например, портал медресе Шир-Дор (в переводе – "Держащее львов") украшают изображение львов и барсов, что явно входит в противоречие с исламской религиозной культурной традицией.

В исламской архитектуре своеобразное развитие получили две традиционные инженерные задачи: возведение высотных и большепролетных сооружений. Первая задача решалась при возведении минаретов – высоких кирпичных башен, с которых служители культа муэдзины и азанчи призывали население к молитве. Исторически конструкция минарета восходит к вавилонским зиккуратам. Также много общего можно найти в конструктивных решениях минаретов и зиккуратов. Например, и там и там применялись кольцевое сечение, телескопическая и коноидальная форма. Можно привести примеры всемирно известных минаретов в Севилье (Испания) (рис. V.36), в Бухаре и Хиве (Узбекистан), минаретов Красного форта в Дели (Индия). Своеобразный минарет и мечеть XV–XVI вв. находятся в рязанском районном центре городе Касимове – бывшей столице Касимовского царства (автономное государство в составе России в XV–XVII вв.). Вторая инженерная задача – возведение большепролетных сооружений – стала развиваться в исламской архитектуре с появлением культа святых. При разработке конструкций покрытий мазаров (мавзолеев) – мест погребения мусульманских святых, а также мавзолеев над погребениями правителей или религиозных деятелей появляется интересное конструктивное решение – купол на цилиндрическом барабане (мавзолеи Исмаила Самани и Гур-Эмир в Самарканде). В XVI–XVII вв. купола стали возводиться на высоких барабанах и имели сперва подъемистую стрельчатую форму, а затем луковичную, как, например, Тадж-Махал (Индия) – мавзолей супруги императора Шах-Джахана в Агре (рис. V.37). Интересно, что русская культовая архитектура восприняла эту исламскую традицию. Так, например, в XVI в. в Москве был возведен первый в истории России храм с луковичным покрытием (собор Василия Блаженного на Красной площади), а в XVII в. традиция возведения пятикупольных храмов с луковичным покрытием стала повсеместной. Иногда применялись так называемые двухслойные купола (впоследствии архитектура итальянских соборов эпохи Возрождения применяла подобную конструкцию купола).

Однако двухслойные купола в исламе играли иную роль. Нижний купол был непосредственным покрытием мавзолея, верхний выполнял декоративные функции. Только в архитектуре Северной Индии верхний купол становится по-настоящему пространственной конструкцией. По мере того как происходило развитие ислама, архитектура стала воспринимать и местные национальные традиции. Так, в Турции исламская архитектура развивалась под сильным влиянием византийского зодчества. Пологие однослойные купола на сферических "парусах" и мечети, построенные по принципу крестово-купольной базилики, стали по-настоящему визитной карточкой турецкой архитектурной школы, как, например, мечеть Сулеймание (рис. V.38). В Иране продолжалась традиция возведения больших колонных зальных мечетей, которые исторически были связаны с архитектурой доисламского Сасанидского Ирана и с архитектурой огромных дворцовых зальных построек (ападана) Ахменидского периода.

Первые мечети в исламской архитектуре появляются как компиляция христианских храмов. Можно привести пример Большой мечети Омейядов в Дамаске, которая расположилась в бывшем кафедральном соборе Св. Иоанна Крестителя. Причем это единственный в мире пример сосуществования христианской и мусульманской общины. На территории собора находится часовня, в которой по преданию погребены останки Св. Иоанна Крестителя (пророк Ибн-Яхья в исламской традиции). Поэтому на территории мечети молятся как представители православной церкви, так и мусульмане. Мечеть Омейядов – первая в истории колонная мечеть (рис. V.39).

Дальнейшее развитие объемно-планировочной структуры мечетей приводит к тому, что с конца XI в. складывается еще один тип мечети – комплекс мечети и встроенного медресе. Примеры – соборная мечеть в Исфахане (Иран), мечеть-медресе Тилля-Кари в Самарканде (Узбекистан) (рис. V.40).

И если колонные мечети были местом и миром духовного созерцания, то в мечетях, соединенных с медресе, усиливается догматическое направление в исламе. В XIV в. формируется еще один тин мечети – купольный. В мечетях увеличивается число колонн (или поперечных стен) по периметру двора, а на пересечении композиционных осей здания размещаются айваны (особые углубления). Наиболее известными мечетями подобного типа являются мечеть султана Хасана в Каире (рис. V.41) – четырех-айванная мечеть (1354–1362) и мечеть Биби-Ханым в Самарканде, построенная по приказу Тамерлана в 1399–1404 гг. после его победоносного похода на Индию. Медресе при мечетях часто располагались в двухъярусных лоджиях, окружавших перистильный дом мечети. Однако были и иные примеры. Так, например, в Самарканде комплекс из трех зданий медресе окружает площадь Эль-Регистан. Этот уникальный градостроительный комплекс возводился в 1418–1660 гг.

Дворцы в исламе обычно располагались на самых возвышенных точках рельефа и окружались глухими стенами. Наиболее

хорошо сохранились дворцовые комплексы в Северной Индии: Красный форт в Дели (XVII в.), форт Дели в столице империи Великих Моголов городе Агре (XVI в.), дворец Фатехпур-Сикри – город победы (XVI в.) (рис. V.42).

В Европе наиболее хорошо сохранились дворцовые комплексы в Испании: дворец Альгамбра под городом Гранада (XIII–XIV вв.) и дворец Алькасар в Севилье, которые сейчас принадлежат испанской королевской семье. Также можно отметить дворцовый комплекс крымских ханов в Бахчисарае (Крым).

Можно отметить, что архитектура ислама за практически 1500-летнюю историю своего развития сформировала собственную устойчивую типологию и объемно-планировочные схемы основных культовых и гражданских объектов. Из всех видов искусств, относящихся к мусульманской культуре, самым заметным, оригинальным и впечатляющим является архитектура.

Первая мечеть была построена в Медине сразу после хиджры пророка. Тогда это был обширный двор, обнесенный стеной. С северной стороны (обращенной к Иерусалиму) на пальмовых стволах была укреплена кровля для защиты верующих от солнца. Но это сооружение еще не было святилищем, ибо в этот же двор выходили двери жилища Мухаммада и его жен. В первое время здесь собирались военные советы, а после битв сюда сносили раненых, т.е. это скорее был штаб будущей мусульманской общины. Но уже в этом примитивном сооружении просматривались контуры будущих мусульманских храмов. Действительно, уже первые мечети, которые были построены в крупных городах завоеванных территорий, имели кровлю, которая опиралась на колонны. Иногда это были стволы деревьев, иногда для этой цели брали колонны из разрушенных сооружений греко-римско-византийского периода. После того как Мекка также покорилась исламу, в каждой мечети ставилась ниша – михраб, которая указывала киблу – направление на Мекку.

Важным элементом мечети является минарет. Минарет соборной пятничной мечети доминировал над каждым мусульманским городом, создавая особый запоминающийся силуэт застройки. Обычно один из минаретов выделялся своими размерами и красотой. В средневековой Андалусии – это башня Хиральда, в Марокко – минарет Кутубии, в Индии славится делийский Кутб-Минар, в Афганистане известен минарет Джама, а в Средней Азии – бухарский минарет Калян (рис. V.43).

На территории Средней Азии минареты обычно стоят отдельно от здания мечети, они представляют собой мощную башню, облицованную кирпичом, внешнее ребро которого покрыто цветной глазурью или полихромной плиткой. Фундаменты минаретов устраивались в виде слоистой плиты, состоящей из бревен, хвороста, глины и бутовых камней. Это делало фундаменты подвижными и препятствовало разрушению минаретов от горизонтальных толчков во время землетрясений.

Архитекторы Сирии, Египта и Турции использовали в качестве кровли объемные купола на барабане, которые "накрывали" молельные залы. До сих пор поражает своим великолепием ребристый купол мавзолея Тимура Гур-Эмир (1404) (рис. V.44).

Но были мечети с плоской и покатой кровлей. Все эти культовые сооружения должны были быть ориентированы на Мекку, направление на которую указывала кибла в обрамлении михрабной ниши. Пиша михраба обычно оформлялась из цветного камня и представляла собой арку. Иногда михрабная ниша исполнена в виде одной или нескольких расположенных одна в другой стрельчатых арок, опирающихся на полуколонны. Такой же прием использован для оформления окон фасада маристана (госпиталя) султана Калауна (1284-1285) в Каире.

Арки различных видов – подковообразные, "сломанные", с использованием колонн и "сталактитов" в качестве капители – излюбленный прием декорирования культовых зданий ислама. Арки используются для оформления сводов между колоннами молитвенного зала, для декорирования окон (в том числе и ложных). Сталактитовая капитель обычно собиралась из разных элементов (от 7), создавая карниз колонны. Таковы сталактитовые карнизы в Львином дворике дворца Альгамбра (Гранада) (рис. 5.10).

Рис. 5.10. Львиный дворик дворца Альгамбра в Гранаде

Там же, в зале Двух сестер, можно увидеть сталактитовый узор в верхней части стены над михрабом и расположенными выше него окнами. Иногда "сталактиты" украшают свод над главным входом в мечеть, как это сделано в мечети султана Хасана в Каире (1536).

Для мусульманской архитектуры характерно использование в качестве элемента декора отрывков из текста Корана, выполненных художественными средствами с применением разноцветной керамики, резьбы по дереву или стуку (разновидности алебастра). Иногда подобный орнамент исполняет роль фриза, идущего по периметру внутреннего помещения.

Второй тин орнамента – эпиграфический – связан с арабской каллиграфией, приоритетным видом искусства в исламе. Эпиграфические надписи или целые фризы, вводимые зодчими в убранство своих построек, несли смысловую нагрузку, которую можно сравнить с иконописью в христианских храмах.

Набор декоративных форм и особое значение орнамента придавали мусульманским культовым зданиям нарядный и праздничный вид. Иногда орнамент красочным ковром покрывал порталы, стены или своды арок. Широкое применение в исламском зодчестве получили "сталактиты", которыми обычно заполняли своды или ниши. Их появление связано с конструктивным приемом, который архитекторы использовали, когда необходимо было перейти от прямых углов к кругу (например, поставить купол на прямоугольное основание). Византийские зодчие разработали этот переход через применение "паруса", исламские архитекторы стали в основном использовать "сталактиты".

По традиции, средневековый мусульманский город в плане представлял собой замкнутые кварталы, внутри которых селились выходцы из одного места или люди одной профессии. На ночь кварталы закрывались на замок. В каждом квартале была своя мечеть. Во второй половине XI в. вокруг городов стали возводить новые стены, расширившие их территории.

В Каире часть стен XI в. высотой до 12,5 м сохранилась до сих пор на северном и южном участке. Сохранившиеся ворота Баб-ан-Наср (1087), Баб-аль-Футух (1087) и Баб-аз-Зувейла (1092) интересны не только как элементы средневековой фортификации, по и как образцы зодчества того времени. Тогда же вне города на скалистом обрыве горы Мукаттам была возведена мечеть аль-Джуюши (1085), хотя первоначально она была скитом (завийа – пристанище суфия или гробница, у которой проводят свои радения его последователи). Эта мечеть известна своим великолепным михрабом, декорированным резным стуком. Над входом возвышается минарет высотой в 20 м с восьмигранным купольным завершением (рис. 5.11).

Рис. 5.11. Мечеть аль-Джуюши в Каире, резьба михраба

Салах ад-Дин ввел новый для Египта тип зданий, которые носили частично общественный, частично культовый характер, – медресе. Толчком к этому стали реформы в преподавании. Прежде все желающие собирались в мечети и слушали речи учителя, теперь же ученики записывались в медресе и обучались там по установленной программе. В отличие от сирийских медресе египетские обычно имели по два сводчатых айвана. В теплом климате Египта один из айванов служил аудиторией, другой – мечетью. Кроме того, каирские медресе имели минарет.

В 1883 г. в Каире был создан департамент по охране памятников, который во многом способствовал реставрации ветшающих зданий и учреждению музеев, в том числе Музея исламского искусства. В частности, в 1905 г. была проведена реконструкция мечети ар-Рифаи. После ее реставрации она и стоящая рядом мечеть Хасана составили интересный архитектурный ансамбль.