Развернутый вариант этического кодекса

С 80-х гг. XX в. распространение получил также развернутый вариант кодекса с подробной регламентацией поведения сотрудников (Procter & Gamble, Coca-Cola, Oracle, British Petroleum и др.). В развернутом кодексе фиксируется конкретная регламентация поведения сотрудников в отдельных областях: политика по отношению к заказчикам, к потребителям, государству, недопущение конфликта интересов, правила безопасности труда. Например, "Кодекс делового поведения" Coca-Cola Сотрапу — это подробный документ, который не только знакомит работника с ценностями и принципами компании, но также поясняет их на примерах, рассмотрении типичных ситуаций, которые могут возникнуть и которые могут неоднозначно трактоваться сотрудниками. Например, в разделе "Использование рабочего времени, оборудования и активов Компании" приводятся следующие ситуации: "сотрудник использовал рабочее время и рабочий компьютер, чтобы составить и напечатать приглашения на свадьбу. Действия сотрудника можно оценить как не соответствующие кодексу компании, так как он ненадлежащим образом использовал активы компании"; или: "менеджер регулярно просил своего секретаря выполнять личные поручения (забрать вещи из химчистки или купить подарки друзьям менеджера). Действия данного менеджера являются прямым нарушением кодекса, так как он неподобающим образом использовал принадлежащее компании рабочее время секретаря".

Сегодня в некоторых западных корпорациях кодекс принимает форму так называемой настольной книги сотрудника, в которой собраны все правила, политика компании.

Чаще всего эта книга начинается с формулировки миссии и философии компании, т.е. обоснования основных целей ее существования. Затем в настольную книгу собирается вся основная информация, которая должна помочь сотруднику сориентироваться в деятельности компании. Указываются, например, основные телефоны и контактные лица, с кем можно обсуждать вопросы заработной платы, обучения, развития, компенсаций, поговорить об оформлении документов. Более того, в этой книге прописываются компенсации и льготы по различным позициям, предоставляются различные формы и образцы заявлений — о приеме на работу, на отпуск, трудовой контракт и т.д. Зачастую в этой же книге прописывается вся история развития компании. По сути, настольная книга сотрудника — путеводитель по компании, отражающий ее корпоративную культуру, и чем больше компания, тем более эффективно и логично пользоваться таким инструментом.

Настольная книга сотрудника может существовать в компаниях в различном виде, в типографском варианте или электронном, в некоторых компаниях настольная книга ведется на корпоративном сайте компании. Надо отметить, что практика пользования этим инструментом уже укореняется и в российских компаниях независимо от объема бизнеса, размеров, сферы деятельности.

В корпорациях, где к созданию корпоративной культуры подходят осознанно, учитывают специфику деятельности компании, ее историю, такой инструмент, как корпоративный этический кодекс, работает.

Но кодекс может быть и формальным. Сегодня стремительно распространяется гораздо более легкий подход, когда компания, создавая кодекс, отдает дань моде. Кодексы пишутся либо по шаблону, либо по заказу консалтинговыми фирмами, не особенно вникающими в особенности корпоративной культуры данной организации. В результате этот инструмент "корпоративной этики" не работает. По мнению Де Джорджа, кодекс, написанный формально, может быть отторгнут компанией. Ученый считает, что к созданию кодекса необходимо привлекать персонал компании.