Разум

И. Кант различал разум божественный, чистый и практический. Благодаря разуму возникают систематизирующие принципы. Основываясь на этих принципах, разум может судить (теоретический разум) либо действовать (практический разум). В отличие от Канта Гегель полагал, что, именно достигая стадии разума, мышление в полной мере реализует свои конструктивные возможности, выступая как свободная, не связанная какими-либо внешними ограничениями спонтанная активность духа. Пределы мышления, по Гегелю, не вне мышления – в опыте, созерцании, восприятии, а внутри мышления – в его недостаточной активности. Подход к мышлению как формальной деятельности по систематизации данного извне материала, свойственный для рассудка, преодолевается на стадии разума, когда мышление делает своим предметом собственные принципы, наличные определения мысли и, преодолевая их узость, абстрактность, односторонность, вырабатывает свое собственное имманентное мышлению идеальное ОГЛАВЛЕНИЕ, формируя тем самым то, что Гегель называет "разумным", или "конкретным понятием", которые следует четко отличать от рассудочных определений мысли, выражающих лишь абстрактную всеобщность. Разумность мышления выражается в его способности снять эту противоречивость на более высоком уровне содержания, в котором, в свою очередь, обнаруживаются внутренние противоречия, являющиеся источником дальнейшего развития[1].

На рубеже XIX–XX вв. многие положения классической немецкой философии, касающиеся рассудка, подверглись критике и переосмыслению. Так В. С. Соловьев рассматривал разум как выражение всеобщего смысла вещей и как форму познания.

Итак, философы XVIII–XIX вв. полагали, что наше познание слагается из двух факторов: из данных чувственного восприятия, составляющих все реальное ОГЛАВЛЕНИЕ нашего познания и имеющих лишь эмпирическое значение (как факты сознания), и из априорных форм и законов нашего ума. К последним относились способы созерцания, категории рассудка и идеи разума.

Критический рационализм принимает эти два коренных фактора нашего познания как безусловно самостоятельные относительно друг друга. Данные чувственного восприятия как реальное ОГЛАВЛЕНИЕ нашего познания совершенно независимы от форм разума, их существование нисколько не определяется разумом, они не суть акты мыслящего человека. Однако и формы разума безусловно независимы от эмпирических данных. Это пустые, субъективные формы, лишенные всякого объективного содержания. Истинное же объективное познание, по мнению В. С. Соловьева, не может быть сведено ни к пустой форме, ни к случайному эмпирическому факту. Оно должно состоять в синтезе этих двух элементов, должно соединять реальность чувственного восприятия со всеобщностью и необходимостью априорной формы. Современные авторы показывают, что, с одной стороны, рассудок может быть без понятий, и понятия бывают без рассудка. В самом общем определении рассудком называется обыденное, романтическое, практическое мышление, иначе говоря, здравый смысл.

В последние десятилетия прошлого века в связи с нарастанием иррациональных тенденций в философии часто возникал вопрос о том, хорошо ли, что у человека есть разум. По первому впечатлению вопрос кажется праздным и даже оскорбительным. Огромную роль в мышлении играют знание, способность логически мыслить, ориентироваться в многообразии сведений, черпать вдохновение в эмоциях. Как это обогащает человека! Не будь этого дара, разве мы создали бы науку, философию, религию, искусство? Человек, судя по всему, остался бы пещерным животным.

Вот уже два столетия философия пытается произвести критические расчеты с идеологией XVIII в., когда возникли гимны в честь разума. Позже родились серьезные сомнения в том, что последний может вести человечество за собой, поскольку обнаружились глубинные противоречия сознания. Сторонники нейролингвистического программирования показали определенные дефекты сознания. Все это изменило представление о роли разума в истории.

Однако никакими другими средствами собственного возвышения, кроме разума, человечество не обладает, поэтому вера в разум и сегодня продолжает одухотворять людей, порождает надежды на преобразование мира. У разума есть собственные секреты, которые не сразу открываются человеку. Разум может сыграть роковую роль в судьбах человечества, обнаруживая заложенные в нем разрушительные тенденции. Но разум, всесторонне осмысленный, раскрывший свой потенциал, способен придать истории мира невиданный вектор развития – осмысленного целенаправленного созидания. В самой природе разума заложено, что он может стремиться к идеалу, лишь продираясь через собственные противоречия. В истории человечества были периоды расцвета разума и его упадка. От отчаяния пас удерживает свойство самого разума – его способность к самосознанию, анализу собственного пути и исправлению ошибок.