Разрушение СССР и создание СНГ

В развитие событий Ельцин провел через высшие органы власти РСФСР закон о запрещении деятельности КПСС на ее территории, т.е. фактически повсюду, что лишило политическую систему СССР опоры в лице соответствующих партийных комитетов. События 19-20 августа явились последней организованной попыткой противодействовать распаду СССР. Поражение ГКЧП способствовало дальнейшему подъему децентрализаторских сил на всей территории страны. Деморализованный первый и последний Президент СССР не мог исполнять свои обязанности гаранта единства и территориальной целостности своего государства. Большинство союзных республик, ранее лишь провозгласивших свой суверенитет, теперь пошло дальше, заявив о независимости и обратившись к мировому сообществу за ее признанием. Они объявили собственность Союза республиканской, перестали принимать участие в материальном содержании Союза и в работе его органов, а эти органы перестали сопротивляться распаду государства.

6 сентября 1991 г. постановлением Государственного Совета СССР была признана независимость Прибалтийских республик.

В отличие от других союзных республик РСФСР была связана с СССР тем, что органы государственной власти и СССР, и России располагались на одной территории, а центральные - даже в одном городе. После заявления о государственной независимости союзных республик получалось, что реально на территории России продолжали существовать два президента и два парламента. Конечно, такое положение не могло долго оставаться неизменным.

Кризис СССР, укрепление независимости бывших союзных республик в условиях сложившейся за предшествующие десятилетия их экономической и политической взаимозависимости потребовали поиска новой формы объединения. Попыткой разрешить данную проблему явилась подготовка и подписание Договора об экономическом союзе. В частности, проект соглашения об экономическом сообществе рассматривался 11 октября 1991 г. на заседании Государственного Совета СССР, в работе которого принимали участие руководители республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизстана, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины. Позднее договор был подписан. Однако иметь какое-либо значение он уже не мог. Руководители влиятельных республик обдумывали варианты упразднения Союза.

Последние недели и месяцы существования СССР были отмечены вытеснением органов Союза из всех сфер и заменой их российскими. Россия переводит под свой контроль все наследство Союза ССР на своей территории и за границами СССР.

Судьба Союза была решена на так называемой Беловежской встрече руководителей трех республик - Белоруссии, России и Украины 8 декабря 1991 г., когда было подписано Соглашение о создании СНГ, предусматривавшее роспуск Союза ССР, прекращение действия его законов и ликвидацию его органов. Соглашение вынудило республики, до сих пор не заявлявшие о своем выходе из СССР, определиться на будущее. На состоявшейся в Ашхабаде встрече глав республик Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, не участвовавших в создании СНГ, было принято решение поддержать беловежскую инициативу и присоединиться к процессу на равноправных условиях. Совет Республик Верховного Совета СССР 18 декабря 1991 г. счел необходимым выступить с заявлением, в котором поддержал действия республик и оценил их как реальный путь выхода из острейшего политического и экономического кризиса. Конец СССР был положен на встрече президентов 11 республик Союза, состоявшейся в Алма-Ате 21 декабря 1991 г. В Декларации, подписанной президентами Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины, говорилось, что взаимодействие участников Содружества будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашением участников Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием. Декларация констатировала, что с образованием СНГ Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование. Сохранялись только объединенное командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным вооружением. Что касается судьбы Вооруженных Сил, то ее определение было отложено на более поздний срок. Для координации деятельности государств СНГ создавались органы Содружества - Совет глав государств и Совет глав правительств. Ввиду того, что СНГ, не будучи государством, не могло быть и правопреемником государства, правопреемство должны были осуществлять республики, о чем и было записано в Декларации. Однако не все правомочия ССР можно было разделить и не все республики имели надлежащие возможности осуществлять правопреемство СССР в той или иной области. Поэтому Россия - самая мощная из республик - по соглашению с другими членами бывшего Союза взяла на себя правопреемство СССР в той части, которую нельзя или нецелесообразно было делить. В частности, решением Совета глав государств СНГ, подписанным тоже 21 декабря 1991 г., был поддержан переход к России членства СССР в Совете Безопасности ООН со всеми вытекающими отсюда правами и обязательствами, а Соглашением "О совместных мерах в отношении ядерного оружия", заключенным республиками, на территории которых оно располагается, - Беларусью, Казахстаном, Россией и Украиной - право применения ядерного оружия передано Президенту России. 25 декабря 1991 г. М.С. Горбачев издал Указ "О сложении Президентом СССР полномочий Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР и упразднении Совета обороны при Президенте СССР". В Указе говорилось, что в связи-с уходом в отставку Президента СССР право применения ядерного оружия передается Президенту Российской Федерации. Таким образом, республики согласились с тем, что и политические рычаги воздействия СССР на мировую политику, и право использовать ядерную мощь, т.е. кардинальные вопросы правопреемства, переходят к Российской Федерации.

Вслед за созданием СНГ прекращается деятельность высших органов власти СССР. 26 декабря Совет Республик Верховного Совета СССР принял Декларацию, в которой заявил, что "с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование". Совет Республик обратился к главам государств СНГ с предложениями: 1) решить вопрос о правопреемстве СССР и его органов государственной власти и управления; 2) создать межпарламентский орган Содружества с тем, чтобы сохранить единое правовое, экономическое, гуманитарное, экологическое пространство на территории стран СНГ,

3) выполнять международные обязательства, принятые СССР; 4) соблюдать права человека в соответствии с международными нормами. Одновременно были освобождены от своих обязанностей народные депутаты СССР и народные депутаты республик, работавшие на постоянной основе в Верховном Совете СССР, а также работники секретариата, члены Верховного Суда СССР, судьи Высшего Арбитражного Суда СССР, члены коллегии Прокуратуры Союза ССР и работники этих органов.

Нельзя сказать, что роспуск Советского Союза получил широкое одобрение. Значительная часть общества в России и других республиках бывшего СССР выступала против этого. Однако поставленные перед фактом упразднения СССР противники этого шага не могли оказать организованного противодействия, так как после августовских событий любые проявления несогласия с политической линией руководства в России и других республиках СССР рассматривались как действия, направленные на подрыв демократических преобразований. Да и действия руководства СССР во главе с Президентом, решившего в конце концов подчиниться воле глав трех республик, оставляли ограниченное поле для легитимного противодействия.