Разработка диагностической батареи тестов в целях психологического отбора персонала

Объективное исследование особенностей личности возможно лишь при использовании различных методов. Однако этот методологический плюрализм ограничен. Ограничения на разработку тестовой батареи накладывают не только возможности методик, их разрешающие способности, временны́е параметры[1], но и сама системность и направленность диагностики.

Исследуя личностные качества, мы обязательно связываем их с деятельностью индивида, с текущей ситуацией и условиями его жизнедеятельности. В отборе персонала, что, кстати, относится к любому виду диагностики, не оценивается свойство человека вообще. Любая оценка психологического признака прагматична. Развитость свойства личности в одной ситуации характеризует человека как успешного, а в других условиях оно же дает право рассматривать его не с лучшей стороны. Абсолютность психологической оценки – это миф, иллюзия. Диагностируется не личность, отделенная от условий, а личность в деятельности, поведении, ситуации. У. Р. Эшби писал: "Человек не обладает ни одной умственной способностью, которая была бы “хороша” в абсолютном смысле... Измените окружающую среду, и обладание этой способностью в изменившихся условиях может оказаться вредным... Нет ни одного свойства или способности мозга, обычно считаемых желательными, которые не становятся нежелательными при другом типе окружающей среды". Всегда существуют среды, по отношению к которым обладатель той или иной способности оказывается "в невыгодном положении именно в силу обладания этой способностью"[2].

Применение нескольких методов, построенных по различным основаниям, выдают человеку не абсолютную психологическую оценку, а более объективную его оценку в конкретной ситуации.

Тестовая батарея отнюдь не является набором методик. Это система, где методы упорядочены, связаны между собой и определяют их соотносительность с жизнедеятельностью испытуемого.

Комплексная оценка при помощи батареи сопоставляется с объективным результатом наблюдения за действиями и поступками человека (внешний критерий). В основу батареи закладывается психодиагностическая модель, в которую каждая методика как элемент входит с определенным коэффициентом, показывающим ее статистический вес в оцениваемой деятельностной ситуации.

Работа по формированию тестовой батареи профессиологического типа осуществляется путем отработки концептуальной, содержательной и эмпирической модели пригодности персонала к оптимальному выполнению реальной деятельности.

В качестве примера произведем концептуальную и содержательную валидизацию модели профпригодности специалистов управленческого профиля.

1. Концептуальная и содержательная валидность тестовой батареи. Концептуальная валидность тестовой батареи исходит из представления о теоретической обоснованности диагностируемого психологического феномена. В нашем случае в роли этого феномена выступает профессиональная пригодность персонала. Под профпригодностью персонала понимается совокупность функциональных и характерологических особенностей людей, успешно выполняющих возложенные на них профессиональные обязанности. Пригодность – это комплексная характеристика человека. Она может включать в себя совокупность профессиональных качеств, определенный стиль деятельности, профессиональный опыт или умения и навыки по решению специальных задач и т.д. Профессионализм как некий уровень профпригодности человека может достигаться различными способами. Но в профессиологии для решений задач отбора персонала принята как необходимая и достаточная процедура профессиографии. Собственно говоря, теоретическое обоснование и описание профессиональной деятельности в виде профессиограммы и является концептуальной валидизацией методического комплекса методов (системы), составляющих тестовую батарею.

Профессиография представляет собой определенную функционально-психологическую модель деятельности специалиста. Принято считать, что основная масса людей, успешно выполняющая свои профессиональные задачи, действует по определенному алгоритму и обладает специфической психологией. Этот алгоритм получил название профессиограммы, а личность успешного специалиста обычно представляется перечнем профессионально значимых (или важных) качеств. В результате профессиографической работы (психологического анализа деятельности) психолог получает профессиограмму и перечень профессионально значимых качеств (психограмму) специалистов. Структура психограммы составляет ОГЛАВЛЕНИЕ объекта психологического измерения, т.е. представляет собой отражение психологических требований к человеку – содержательную валидность диагностики психики персонала.

Существует множество разнообразных и довольно обоснованных теоретических и практических подходов к анализу профессиональной деятельности[3].

В результате анализа профессиографического материала оцениваются по крайней мере два основных блока- слагаемых деятельности: мотивационный аспект и операционная часть.

В плане конструирования профпригодности мотивационный аспект представляется в форме направленности личности профессионала. Оценка направленности может быть представлена в описательной форме и в численном значении по данным соответствующих мотивационных тестов.

При разработке психодиагностической модели, т.е. формализации процедуры разработки тестовой батареи, применяются некоторые обозначения. Обозначим мотивационную часть символом МК. Операционная часть может быть представлена в виде интеллектуальных (индивидуальный когнитивный стиль – ИКС), эмоционально-волевых (эмоционально-волевая устойчивость – ЭВУ), характерологических и поведенческих составляющих[4].

В нашей ситуации профессиональная психологическая пригодность (ПП) может быть рассчитана по формуле

ПП = ИКС + ЭВУ + МК. (3)

Удельный вес каждого компонента рассчитывается при помощи коэффициентов частной (множественной) детерминации, полученных экспертным или опытным путем.

Для оценки профпригодности подбираются адаптированные психологические методики. Количество методик (тестов) должно быть выбрано исходя из прагматического[5], временного и организационного факторов диагностической среды.

Также следует представлять, что каждый элемент формулы (3) сам по себе представляется в виде уравнения регрессии, составленного из показателей соответствующих психологических методик.

2. Конструктная и эмпирическая валидизации тестовой батареи. Как было сказано раньше, разработка тестовой батареи начинается с формирования концептуальной схемы-структуры объекта (профессиональной пригодности) на основе психограммы, которая, собственно говоря, и структурирует содержательную валидность. Конструктная же валидизации включает формирование теоретикоэкспериментальной модели профпригодности (ПП).

Для примера гипотетически[6] представим модель расчета ПП, предварительно сократив ее вид до трех элементов (ЭВУ, ИКС, МК). Допустим, что оценка ЭВУ производится при помощи методик "А", "Б", "В" и "Г", имеющих соответствующие показатели (хi). Аналогично оценка ИКС будет осуществляться при помощи методик "Д", "Е", "Ж" и "З". Соответственно оценка МК производится при помощи тестов "И", "К", "Л" и "М".

Психологические методики ("А" – "М") будут сведены в тестовую батарею и применены на экспериментальной выборке.

В результате предварительного тестирования осуществляется сбор данных и их статистический анализ, после чего из них выбираются наиболее информативные показатели в соответствии со следующим алгоритмом:

1) расчет нормальности распределения эмпирических данных:

2) проверка надежности и валидности отдельных методик (в случае адаптации конкретного теста к реальным условиям);

3) расчет интеркорреляционных зависимостей показателей методик;

4) расчет эмпирической валидности, т.е. величины связи показателей методик с показателями внешнего критерия;

5) расчет уровня информативности показателей методик по определению значимости коэффициента корреляции с внешним критерием;

6) определение "весовых" вкладов каждого показателя методик по коэффициенту частной детерминации;

7) расчет коэффициентов регрессионного уравнения, описывающего элементы общей модели ПП;

8) составление детальной математической модели ПП.

Разберем этот алгоритм подробно.

Анализ показателей методик и составление математической модели прогноза профессиональной пригодности персонала начинается с определения вида распределения эмпирических данных[7]. В результате делается вывод о дифференцирующей способности методик и возможности применения методов параметрической статистики.

Расчет нормальности распределения эмпирических данных может производиться по результатам выявления величин асимметрии и эксцесса или путем расчета критерия согласия Пирсона[8]. Исследование эмпирического распределения на нормальность является обязательным элементом разработки математической модели оценки профпригодности персонала. По его результатам делается вывод о возможности применения параметрической статистики и соответственно выбирается дальнейшая стратегия расчетов.

При разработке тестовой батареи важным является расчет интеркорреляционных зависимостей показателей методик, который осуществляется в целях выбора наиболее информативного показателя теста, если тест многомерен.

Физический смысл этой процедуры заключается в выявлении показателя, который имеет наибольшую корреляционную экспансивность, т.е. статистически значимо связан с другими эмпирическими показателями. Рассмотрим, например, исследование зависимости показателей методики Равена (табл. 2.13).

Таблица 2.13

Интеркорреляционная матрица показателей субтестов методики Равена

Субтест

"В"

Субтест

"С"

Субтест

"D"

Субтест

"Е"

Сумма

0,64

0,12

0,12

-0,07

0.21

Субтест "А"

0,21

0,16

0,11

0,37

Субтест "В"

0,18

0,37

0.65

Субтест "С"

0,17

0.50

Субтест "D"

0.84

Субтест "E"

В результате анализа выявлено, что показатели субтестов "A" и "В", а также "Е" и "С" значимо коррелируют между собой. Поэтому для практической работы следует выбирать по одному из них. Наиболее информативным, т.е. отражающим общую регистрирующую способность всего теста, является в первом случае показатель "В" (вес в структуре всего теста 0,37), а во втором – "E" (0,84). Показатели субтестов "A" и "С" не должны приниматься в расчет.

Таким образом, наиболее информативными показателями теста Равена в данном примере являются "В", "D" и "E". Они должны использоваться в дальнейшей работе при формировании модели.

Расчет эмпирической валидности заключается в выявлении величины связи показателей методик с показателями внешнего критерия. В модель, как правило, входят те психологические показатели методик, которые имеют устойчивую сильную статистическую связь с внешним критерием.

Важным шагом в разработке математической модели прогноза является выбор наиболее "удобных" и информативных показателей с точки зрения статистического анализа. Это осуществляется на основе соблюдения по крайней мере трех правил. Во-первых, эмпирические показатели методик должны иметь нормальное распределение. Во-вторых, они должны иметь наименьшую корреляцион

ную связь с другими показателями внутри теста, т.е. не дублировать друг друга. И в-третьих, они должны иметь наибольшую корреляцию с внешним критерием, т.е. удовлетворять требованиям предыдущих этапов разработки тестовой батареи.

В результате отработки предыдущих аналитических действий количество методик, при помощи которых измеряются интегральные качества, составляющие структуру общей диагностической модели, как правило, значительно уменьшается. Рассматриваются только наиболее информативные тестовые показатели, которые соотносятся с внешним критерием.

Для нашего примера допустим, что внешний критерий профпригодности (ПП) определен в результате экспертной оценки (каждый испытуемый из экспериментальной группы получил экспертную оценку за результаты деятельности). Измерение ИКС, ЭВУ и МК осуществляется при помощи тестовых показателей – соответственно А, Б; Д, 3 и К, Л. Предположим, что это наиболее информативные показатели элементов модели оценки профпригодности. Таким образом, модель оценки профпригодности примет следующий вид:

Показатели тестов внутри элемента модели связаны между собой некоторой зависимостью. При кропотливом анализе психолог должен выяснить, какова эта зависимость, и затем ввести в уравнение формальное значение связей между показателями {А, Б}, {Д, 3} и {К, Л}.

На практике при составлении общей математической модели диагностики наиболее часто используется модель линейной зависимости. Она относительно проста, наглядна и понятна с точки зрения обыденных представлений.

К сожалению, реальная жизнь нс подчиняется линейным закономерностям. Она гораздо сложнее и многограннее. Поэтому в целях повышения уровня прогностичности тестовой батареи можно аппроксимировать экспериментальную кривую к теоретической функциональной кривой.

Обычно эти расчеты осуществляются при помощи компьютера. В результате выявляются значения критериев приближения нашей кривой к каждому виду теоретических кривых. В исследовательских целях в качестве эталона диагностической модели используются следующие виды функциональных связей: линейная зависимость (), параболическая зависимость (), гиперболическая зависимость (), показательная () и степенная () функции, где у – показатель внешнего критерия или его аспекта; а, с – коэффициенты уравнения; b – свободный член; X – показатель теста.

Следующим шагом алгоритма моделирования оценки профпригодности является регрессионный анализ. После выбора уравнения, описывающего элемент общей модели, рассчитываются его коэффициенты (а, с) и свободный член (b). В этом случае активно используется компьютер, однако эти показатели можно рассчитать и "вручную".

При расчете "вручную" коэффициенты уравнения могут быть получены путем выявления коэффициентов частной детерминации (КЧД) и расстановки их в виде десятичных дробей с соблюдением условия, что их суммарное значение не превышает единицу. КЧД показывает, насколько изменение одной переменной определяет изменение другой, и вычисляется посредством возведения в квадрат значения корреляции, выраженной в процентах или долях. Если, например, переменные связаны линейной зависимостью и коэффициент корреляции равен 0,5, то КЧД будет показывать, что изменение первой переменной определяет 25% вариации второй, а в уравнение этот элемент входит с коэффициентом 0,25.

Допустим, что в нашем случае переменные связаны линейной зависимостью и показатели тестов статистически связаны с внешним критерием, соответственно А = 0,5, Б = 0,4; Д = 0,6, 3 = 0,4; К = 0,7, Л = 0,8. В модель каждого элемента показатели войдут со следующими коэффициентами: ЭВУ = + 0,25(A) + 0,16(B), т.е. 41% изменений ЭВУ определяется при регистрации показателей А и Б, а 59% компенсируют свободный член. Аналогично производится анализ коэффициентов других уравнений: ИКС = bи + 0,36(Д) + + 0,16(3) и МК = bм + 0,49(К) + 0,64(Л).

Расчет свободных членов производится путем подстановки в уравнение средних значений внешнего критерия, с одной стороны, и показателей тестов – с другой. В практике профотбора имеются случаи нарушения диапазона тестовых оценок вследствие эффекта совместности тестов, когда тесты, предназначенные для измерения определенных признаков (по внешнему критерию), сильно коррелируют с другими. Проверка рамок этого диапазона осуществляется путем анализа уравнения при максимальных и минимальных тестовых показателях, т.е. производится искусственное "покачивание" уравнения по максимальным и минимальным значениям показателей.

Последним шагом алгоритма отработки математической модели психологического обследования персонала является уточнение и составление детальной прогностической модели профпригодности кандидатов. Для этого уравнения, при помощи которых производится описание элементов общей схемы отбора, переносят в общую модель, умножив на весовые коэффициенты соответствующего элемента:

На практике психолог определяет основной критерий пригодности, по которому делается предварительный вывод. Например, если профессиональная деятельность проходит в экстремальных условиях, то приоритет отдается показателям стрессоустойчивости, в частности эмоционально-волевой устойчивости. Психолог по данным характерологических, клинических методик определяет для себя границы предрасположенности субъекта к оптимальному функционированию в сложных профессиональных ситуациях. Показатели клинических шкал служат основным ориентиром в подготовке решения о профпригодности кандидатов.

Общий вывод о профессиональной пригодности персонала осуществляется па основе представления полученных экспериментальных оценок в виде нормального распределения данных. Психологические данные выстраиваются в виде частотного распределения (рис. 2.4).

Производится формирование групп пригодности персонала. Для этого от концов оси, где откладывается количество испытуемых (ось ON), отсчитывается по 16 или 17% показателей испытуемых. Полученные точки К и L будут являться границами категорий профпригодности.

Так, при определении группы высокой профпригодности (LV) определение группы успешных осуществляется от высоких показателей к низким. Испытуемых, набравших суммарный балл больше значения соответствующего пока-

Рис. 2.4. Частотное распределение экспериментальных данных

зателя в точке L, относят к группе высокой профпригодности. Испытуемые, попавшие по результатам тестирования в группу низких показателей (отрезок ОК), т.е. при значении общих показателей меньше соответствующего значения К, относятся к категории неуспешных в профессиональном плане. Если суммарный балл тестовых испытаний находится в пределах зоны от точки К до точки L, то испытуемые составляют "среднюю" категорию профессионалов.

В рамках данного пособия на примере исследования интеллектуальной составляющей профпригодности персонала составим тестовую батарею для ее оценки.

Допустим, что ИКС предполагается оценить при помощи тестов "Прогрессивные матрицы Дж. К. Равена (RAV)[9], "Линеограммы" (Лнг), "Комбинаторные способности" (КС), методик "Количественные отношения" (КО), "Аналогии" (Алг), "Установление закономерностей" (УЗ), "Перепутанные линии" (ПЛ), корректурной пробы "Отыскание чисел" (ОЧ) и ТПА–САД (САД). Окончательный выбор методик, как правило, осуществляется после корреляционного анализа эмпирических данных в результате конструктной валидизации. Результаты тестовых испытаний компонента ИКС приведены в табл. 2.14.

В результате факторного анализа выявлены показатели тестов (ДАУсум; Лнг1; КС; ОЧ; ПЛ), которые составили фактор индивидуально-когнитивного стиля (ИКС) деятельности испытуемых. На основе анализа была выведена принципиальная содержательная формула оценки интеллектуальной составляющей деятельности персонала.

(4)

где W – показатель весового вклада теста.

Таблица 2.14

Эмпирические данные

п/п

RAV

сум.

Лнг1

Лиг3

КС

КО

Алг

УЗ

ОЧ

ПЛ

Успешность

деятельности

1

61

18

16

16

12

26

9

16

22

19

2

44

14

10

14

12

21

8

16

19

15

3

62

12

11

15

14

21

9

16

21

16

4

54

18

12

14

12

21

9

16

21

12

5

62

14

12

16

12

9

9

11

21

14

6

59

17

9

14

12

21

8

12

18

21

Расчет компонента ИКС может быть осуществлен двумя путями.

1. Определяется весовой вклад каждого теста при помощи коэффициентов частной детерминации (КЧД), которые вычисляются как квадрат коэффициентов корреляции между показателями тестов и оценкой внешнего критерия.

Так, по эмпирическим данным (См.: табл. 2.14) производится расчет КЧД:

Тогда формула (4) примет следующий вид (знаки в уравнении определяются по знакам коэффициентов корреляции):

где RAVсум. – суммарный показатель методики Равена;

– показатель методики "Линеограммы"; КС – показатель методики "Комбинаторные способности"; КО – показатель методики "Количественные отношения"; Алг. – показатель теста "Аналогии"; УЗ – показатель теста "Установление закономерностей"; ОЧ – показатель методики "Отыскание чисел"; ПЛ – показатель методики "Перепутанные линии".

Далее суммируются КЧД (по абсолютной величине): 0,04 + 0,09 + 0,12 + 0,05 + 0,1 = 0,4.

Сумма КЧД приравнивается к 1 и рассчитываются пропорции вкладов показателей тестов в ИКС: 0,1 + 0,23 + 0,3 + + 0,13 + 0,24 = 1.

Уравнение преобразуется в формулу

2. Производится автоматизированный расчет уравнения регрессии, где У приравнивается к внешнему критерию (в данном случае ИКС):

Коэффициент множественной детерминации (КМД) = = 54%.

Профпригодность персонала вычисляется следующим образом. Допустим, что при нормальном распределении данных испытуемые могут быть отнесены к трем категориям. Категория А – это профессионально успешные люди, когда их оценочный балл превышает средний показатель по выборке на значение среднеквадратического отклонения (δx) и более. Категория Б – условно или средне успешные, когда суммарный балл колеблется в интервале среднего значения по выборке (). И категория В – неуспешные, при суммарном балле, достигающем значения меньше среднего по выборке минус δx.

Таким образом, группы профпригодности исследуемого персонала составят следующие интервалы:

Категория А – суммарный балл равен или превышает 20,7 балла.

Категория Б – суммарный балл находится в интервале от 7,52 до 20,6 балла.

Категория В – суммарный балл равен или менее 7,51 балла.

В процессе психодиагностики необходимо строго соблюдать порядок отработки тестов и опросников. Поэтому в ходе психологического обследования испытуемых в целях разработки тестовой батареи важным является установление порядка предъявления методик. Для этого на стадии подготовки к исследованию по результатам пилотажного обследования планируется последовательность предъявления методик, рассчитывается ориентировочное время их отработки.

Пример. На этапе психологического обследования предполагается выполнение 13 методик. Допустим, что в процессе пилотажного обследования выявлены ориентировочное время тестирования и коэффициенты трудности методик, как указано в табл. 2.15.

Таблица 2.15

Эмпирические данные

п/п

Название методики

Время выполнения (t = мин)

Коэффициент трудности (%)

Объект

психологиче

ского

измерения

1

"Аналогии"

10

75[10]

Познавательные

особенности

2

"Количественные

отношения"

5

62

То же

3

" Комбинаторные способности"

7

87

-||-

4

"Линеограммы"

1,5

35

-||-

5

МДСВ (К. Томас)

10

Особенности поведения в конфликтных ситуациях

6

"Отыскание чисел"

4

67

Познавательные

особенности

7

"Перепутанные

линии"

5

72

То же

8

"Прогрессивные матрицы" (Дж. Равен)

20

45

9

"Рисуночные фрустрации"

(С. Розенцвейг)

30

Особенности поведения в сложных ситуациях

10

" Семантический дифференциал" (Ч. Осгуд)

10

Особенности

смыслообразования

11

ТПА-САД

30

27

Познавательные

особенности

12

"Уровень субъективного контроля" (Дж. Роттер)

15

Самоконтроль

поведения

13

"Установление закономерностей"

10

42

Познавательные

особенности

Порядок предъявления испытуемым психологических методик может строиться в соответствии с определенной стратегией. Первая стратегия применяется наиболее часто в исследованиях познавательных особенностей и именуется стратегией возрастания трудности. Она представляет собой расстановку тестов в порядке снижения коэффициентов трудности методик (Кт) в тестовой батарее[11].

Графически данная стратегия представлена на рис. 2.5. Стратегия возрастания трудности часто реализуется в некоторых интеллектуальных тестах, например в тесте Равена, С FIT и др.

Рис. 2.5. Расстановка тестов в порядке снижения коэффициентов трудности методик

Преимуществом первой стратегии является то, что испытуемые постепенно адаптируются к тесту (от простого к сложному), поэтапно входят в психологический эксперимент. В данной ситуации снижается количество отказов от участия в исследовании. В целом работа испытуемых стимулируется посредством наблюдения ими положительных результатов на начальном этапе эксперимента. Участники исследования не ощущают себя незнающими, ущербными и т.д. На последующих этапах исследования они, включившись в эксперимент и усвоив алгоритм работы, редко отказываются от выполнения более сложных заданий, так как полностью находятся во власти механизма самоутверждения и подчиняются ему, доказывая себе, окружающим и экспериментатору, что они "не хуже других".

Однако первая стратегия имеет и недостаток, диктуемый психофизиологическими возможностями человека, а именно утомление. Психолог, если только данное состояние не является предметом психологического исследования, должен учитывать это. Психофизиологическое утомление испытуемых может появиться в процессе продолжительного адаптивного периода и негативно влиять на результативность тестирования.

Данный недостаток тестов возрастающей трудности определенным образом может компенсировать стратегия понижения трудности. Графически вид этой стратегии зеркально отражает график, представленный на рис. 2.6.

Рис. 2.6. Стратегия понижения трудности методик

Преимуществом данной стратегии является то, что испытуемые на свежую голову принимаются за решение наиболее сложных задач. Осилив их, они успешно осваивают более легкие тесты. В связи с этим следует отметить должное влияние внешней мотивации на их работу со стороны психолога-экспериментатора, который в ходе инструктирования испытуемых обязательно должен отметить высокую трудность первых заданий и легкость последующих. Эти замечания, как правило, мобилизуют людей и нацеливают их на качественное и внимательное отношение к работе.

Вторая стратегия, определенным образом разрешая проблему утомляемости обследуемых при слабой их мотивации, может явиться причиной резкого снижения результативности отработки тестового материала при росте

отрицательных эмоций участников эксперимента. В этом случае особенно возрастает роль психолога и его помощников. Индивидуальный подход, уважительное и корректное отношение к каждому испытуемому должны быть положены в основу организации и проведения тестирования, построенного в соответствии со второй стратегией.

При выборе порядка предъявления тестов иногда пользуются стратегией "горки", когда обследование начинается с отработки легких методик, затем трудных и потом – опять легких. Графически этот подход изображен на рис. 2.7.

В процессе реализации стратегии "горки" испытуемые имеют возможность постепенно адаптироваться к исследованию, выполняя легкие задания, а затем, решив трудные тесты, отдохнуть на легких.

Рис. 2.7. Стратегия "горки"

Если экспериментатор применяет четвертую стратегию построения тестовой батареи, то он дает испытуемым возможность отдохнуть в ходе тестирования, расположив задания от сложных к легким и затем опять к трудным. Эта стратегия получила условное наименование "ямка". Графическое изображение четвертой стратегии представлено на рис. 2.8.

Выбирая стратегию предъявления тестов, психолог может конструировать собственную схему, исходя из задач и целей психологического эксперимента. При формировании тестовой батареи необходимо полнее использовать экспериментальную ситуацию и условия проведения исследований. Следует также учитывать особенности экспериментальной группы, длительность тестовых заданий, возможности, связанные с использованием перерывов в работе для отдыха испытуемых, и др.[12]

Рис. 2.8. Стратегия "ямки"

В нашем случае методики, видимо, следует предъявлять испытуемым в порядке, показанном в табл. 2.16. Общее время работы до перерыва – 85 мин, после перерыва – 75 мин.

Таблица 2.16

Эмпирические данные

Название методики

Время выполнения (t = мин)

Коэф. трудности (%)

Объект психологического измерения

ΤΓΙΑ-САД

30

27

Gознавательные особенности

"Установление закономерностей"

10

42

То же

"Прогрессивные матрицы" (Дж. Равен)

20

45

– " –

МДСВ (К. Томас)

10

Особенности поведения в конфликтных ситуациях

"Уровень субъективного контроля" (Дж. Роттер)

15

Самоконтроль поведения

Перерыв на 5–10 мин

Общее время работы - 85 мин

"Линеограммы"

1,5

35

Познавательные

особенности

"Количественные отношения"

5

62

То же

"Отыскание чисел"

4

67

– " –

"Перепутанные линии"

5

72

– " –

"Аналогии"

10

75

– " –

"Комбинаторные

способности"

7

87

– " –

Семантический дифференциал (Ч. Осгуд)

10

Особенности смыслообразования

"Рисуночные фрустрации" (С. Розенцвейг)

30

Особенности поведения в сложных ситуациях

Окончание работы

Общее время – 75 мин

Порядок предъявления тестов в психодиагностической батарее графически представлен на рис. 2.9.

Рис. 2.2. Порядок предъявления тестов в психодиагностической батарее

В качестве вывода следует подчеркнуть, что диагностическая работа психолога состоит не только в верной интерпретации данных в результате применения методик, но и в большей степени в умении сконструировать достоверный, надежный инструмент психологического измерения, с помощью которого возможно получение объективных, достоверных психологических данных.