Разновидности систематизации постмодернистских концепций

Сложившееся разнообразие постмодернистских концепций побудило исследователей к их систематизации, с тем, чтобы, исходя из некой концептуальной общности идей, выявить некоторые отличительные признаки позиций отдельных авторов. Так, американский исследователь Д. Р. Гриффин предлагает различать два варианта философского постмодернизма. Один из них, вдохновленный в той или иной мере прагматизмом, Л. Витгенштейном, М. Хайдеггером, постструктурализмом, "новой французской философией" и особенно Ж. Деррида, назван им деконструктивным (или элиминативным) постмодернизмом. "Преодоление современности" мыслится здесь на путях деконструкции традиционных составляющих мировоззрения, таких как Бог, субъективность, цель, смысл, реальный мир, истина как соответствие. Некоторые из мотивов, обусловивших появление постмодернизма этого типа, но его мнению, были вполне животрепещущими (например, исследование феномена тоталитаризма и тоталитарного сознания, в частности связь последнего с языком). Однако, в конечном итоге, деконструктивный постмодернизм приводит к релятивизму и даже нигилизму, как полагает Д. Р. Гриффин.

Альтернативным является конструктивный, или ревизионерский, постмодернизм, который также стремится преодолеть модернизм, но не путем деконструкции, а путем конструирования постсовременного мышления, посредством пересмотра предпосылок модерна и нововременных концепций. Его конструктивная активность не ограничивается пересмотром мировоззрения; он обращается к современной науке, обнаруживая в ней не только свидетельства неадекватности современного мировоззрения, но и зародыши нового, грядущего мировоззрения. Он оказывает поддержку экологии, движению за мир, феминизму и другим освободительным движениям нашего времени. В противоположность чисто негативистским движениям, конструктивный постмодернизм исходит из того, что современная эпоха привела к позитивным достижениям, от которых мы не должны и не сможем отказаться. Д. Р. Гриффин убежден, что такой постмодернизм предполагает новое единство научных, этических, эстетических и религиозных интуиции.

Сложилась и другая, также весьма лаконичная систематизация, в которой различается точный постмодернизм, представленный Ж.-Ф. Лиотаром, и две его разновидности: анонимный и диффузный постмодернизм. К последнему виду можно отнести тех авторов, которые осуществляют постмодернистскую практику главным образом в сфере художественного творчества, но не дали ей соответствующего теоретического обоснования. Это многочисленные западные художники, чье творчество осмыслено в свете постмодернистской теории, а также отечественные, в большей мере работающие в сфере литературы, что также стало предметом исследования. Такого рода творческую деятельность в сфере искусства можно назвать неким интеллектуальным или художественным "диснейлендом", и именно о таком постмодернизме отчасти шла речь, когда освещался эклектичный характер постмодернистского искусства, наряду с такими эстетическими чертами и художественными приемами как полистилистика, интертекстуальность, цитатность, пародия, пастиш, деконструкция и др.

К анонимному постмодернизму можно отнести тех авторов, которые, хотя и создавали постмодернистскую теорию, все же не называли себя представителями таковой, т.е. избегали использования этого термина или же были весьма осторожными в этом; среди них - поздние Р. Барт, Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Делёз и др. Пожалуй, к этому типу теоретиков можно отнести и Ж. Бодрийяра, который, хотя использовал иногда этот термин, но обычно заключал его в кавычки или же предварял фразой "так называемый".

Точный постмодернизм представлен Ж.-Ф. Лиотаром, который создал философскую теорию постмодерна, объясняющую изменившуюся ситуацию в культуре.