Разновидности буддизма

Уже в первые столетия существования буддизм разделился на 18 сект, споры и разногласия между ними привели к появлению в буддизме двух крупных направлений', хинаяны и махаяны. Хинаяна – Малая Колесница или узкий путь, требует аскетизма, утверждает, что освободиться от страданий и достичь просветления может только монах, член буддистской монастырской общины. Приверженцы хинаяны должны строго соблюдать все заповеди буддизма и вести аскетический образ жизни. Махаяна – Великая Колесница или широкий путь, утверждает, что достичь просветления и нирваны может и мирянин, аскетизм и монашество не обязательны, главное – соблюдать обеты духовного совершенствования. В силу относительной простоты и доступности для понимания махаяна получила наибольшее распространение в мире.

Одной из разновидностей махаяны стал чань-буддизм, он сложился в Китае в VI в. н.э., его основателем был буддистский монах и проповедник Бодхидхарма. Приверженцы чань-буддизма не стремятся достичь нирваны, главная цель для них – озарение, а путь к нему – медитация. Слово "чань" и означает сосредоточение, медитацию. Медитация понимается в чань-буддизмс как погружение во внутренний мир, отрешение от страстей, понимание своей истинной природы и обретение Будды внутри себя. Согласно чань- буддизму, просветление, т.е. внутренняя трансформация, и есть цель и смысл религиозной жизни, тогда как в традиционном буддизме просветление – только подготовка к нирване и полному растворению индивидуальности в абсолюте. Но чань-буддисты считают, что и просветления достаточно, ведь оно несет человеку внутреннюю свободу, пробуждает его творческие силы, позволяет слиться с миром и жить в его ритме. Чань-буддисты верят, что если эта цель достигнута, то любые действия происходят без борьбы, а результаты достигаются без усилий. Главный принцип жизни в чань- буддизме – недеяние, такое понимание роднит его с даосизмом – одной из школ древнекитайской философии.

Большинство приверженцев буддизма живут в Азии, но в XIX в. это религиозное учение стало постепенно проникать на Запад, в Европу и Америку. Поначалу это были лишь отрывочные сведения о неизвестной Западу религии, затем начались переводы древних текстов. В течение века буддизм прививался на западной почве, а его идеи захватывали умы философов и интеллектуалов. Влияние буддизма можно найти в философии Артура Шопенгауэра, в европейском мистицизме рубежа XIX и XX вв., в творчестве писателей первой половины XX в., например, Германа Гессе. После Второй мировой войны открытие буддизма на Западе пошло с новой силой. Это было связано с экономическим подъемом в странах, где исповедовался буддизм, и мощными волнами миграции с востока на запад и с запада на восток. В 60–70-е гг.

XX в. буддизм стал частью западной массовой культуры, под его влиянием зародилось движение хиппи, идеи буддизма проникли в литературу и искусство, в Европе и Америке появилось множество разнообразных школ медитации.

В буддизме нет понятия доты, а значит, нет и ереси, буддизм не претендует на знание последней истины и поэтому в нем не развит прозелитизм, т.е. активное обращение в свою веру новых сторонников. В буддизме нет понятий вины и греха, а значит, нет раскаяния, нет праведников и грешников, верных и неверных, избранных и неизбранных. Духовная свобода и духовный универсализм привлекает к буддизму множество людей, все чаще взрослые люди, воспитанные в иных религиозных традициях, сознательно выбирают буддизм и становятся его приверженцами. В западных странах буддисты составляют всего одну сотую населения, но о существовании этой религии знают очень многие.