Разнообразие кадастровых документов

Согласно Закону о государственном кадастре недвижимости разделами кадастра земель являются реестр объектов недвижимости, кадастровые дела, кадастровые карты. Выше был показан набор кадастровых документов, необходимых для проведения землеустройства и оценки земли. Их состав имеет немаловажное значение для обеспечения судами земельного правопорядка.

Апелляционная инстанция арбитражного суда, признав недействительным постановление администрации г. Барнаула, приняла законный и обоснованный судебный акт. Согласно п. 1 ст. 35 3К при переходе к другому лицу права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, это лицо приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Право на использование предполагает сохранение размеров, целевого назначения, установленных сервитутов и ограничений в пользовании. В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

В соответствии с Порядком предоставления земельных участков и прекращения прав на землю в границах городской черты, утвержденным решением городской думы от 23.04.2002, ЗАО "Отблеск" наряду с другими пользователями объектов обратилось с заявлением в Госкомзем России, однако документов, удостоверяющих право на землю, не получило. В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом его фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательств. Из имеющейся в деле схемы, согласованной ЗАО "Барнаульская зеркальная фабрика" и ООО "Карс", в которой определена условная граница деления, следует, что эта схема разработана для получения адресной справки, а для получения землеотводящих документов в Госкомземе России необходимо было приложить технико-экономическое обоснование на выделяемый участок.

Апелляционной инстанцией установлено и заявителями жалоб нс оспаривается, что технико-экономического обоснования на выделяемый участок ООО "Карс" не представляло, постановление администрации принято лишь на основании акта согласования границ земельного участка со смежными землепользователями, работы по межеванию объектов землеустройства, включающие определение границ объекта на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты, не проводились, карты (план) объекта землеустройства не составлялись. Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции нашел судебные акты подлежащими отмене, а дело – передаче на новое рассмотрение.

Соотношение государственного кадастра недвижимости и землеустройства. Кадастр, землеустройство, мониторинг являются звеньями организационно-правового механизма управления земельными ресурсами. ЗАО "Агрокомбинат “Московский”" обратилось в префектуру г. Москвы и Москомзем (в настоящее время – Департамент земельных ресурсов города Москвы) с заявлением об оформлении кадастровых карт на четыре земельных участка общей площадью 166 га, а также просило провести необходимые землеустроительные работы, предусмотренные Законом о землеустройстве. Префектура Западного административного округа г. Москвы отказала в оформлении кадастровых карт, ссылаясь на отсутствие у нее необходимых полномочий. Москомзем отказал заявителю в оформлении кадастровых карт, ссылаясь на невозможность совершения данных действий в связи с отсутствием необходимой документации, не переданной Московским областным земельным комитетом при изменении вида землепользования указанных земель и постановке их на учет Москомзема.

Признавая незаконным бездействие Москомзема, суд исходил из того, что заявление ЗАО "Агрокомбинат “Московский”" было подано с соблюдением требований ст. 19 Закона о государственном кадастре, а бездействие Москомзема противоречит ст. 36, 68, 69 ЗК. Разрешая спор, суд прежде всего должен был установить, содержится ли в письме ЗАО "Агрокомбинат “Московский”" обращение о постановке на кадастровый учет в соответствии с требованиями ФЗ о государственном кадастре и ст. 70 ЗК или же заявитель просит предоставить ему соответствующую информацию, выдав кадастровые карты (планы) земельных участков.

В соответствии со ст. 36 ЗК в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Суд первой инстанции не исследовал, как соотносится норма данной статьи, предусматривающая соответствующую обязанность в отношении органа местного самоуправления, с полномочиями Москомзема, являющегося органом субъекта РФ – города федерального значения – Москвы. Применяя ст. 68, 69 ЗК в совокупности со ст. 36 ЗК, суд также должным образом не исследовал вопрос о субъектах проведения землеустроительных работ. Между тем процедура выдачи кадастровой карты земельного участка тесно связана с ведением земельного кадастра, что в соответствии с п. 3.3 Положения о Москомземе является его обязанностью. При этом выдача кадастровой карты (плана) земельного участка может быть произведена только после постановки земельных участков на кадастровый учет, о чем должно быть подано соответствующее заявление в порядке, предусмотренном Законом о государственном кадастре.

Суд не дал оценки данным доводам заинтересованного лица по делу, содержащимся в его отзыве на заявление. Тем самым не были исследованы вопросы, связанные с необходимостью совершения заявителем определенных действий но постановке на кадастровый учет.