Различные классификации пенсионных систем

По "уровню" (классификация, предложенная Всемирным банком[1]).

0-й уровень – социальные пенсии, необходимые для обеспечения самых бедных и незащищенных слоев населения. Взносов не предусмотрено, а размер выплат устанавливается государством (например, прожиточный минимум для пенсионера). Данный уровень представляет собой минимальную защиту пожилого населения, предоставляя некоторый минимум средств, но не обусловливая это продолжительностью трудового стажа или периода уплаты страховых взносов в бюджет пенсионной системы. Достижение определенного возраста позволяет получать этот вид пенсий.

1-й уровень – распределительная система. Работники отчисляют взносы в систему в трудоспособном возрасте и получают право на выплаты по достижении пенсионного возраста.

2-й уровень – накопительная система. Может быть как системой с фиксированными выплатами, так и с фиксированными взносами, как частной, так и государственной.

3-й уровень – необязательная накопительная система.

4-й уровень – нефинансовая поддержка. Возможность пользоваться неформальной поддержкой (семьи), другими официальными социальными программами (здравоохранение) и другими индивидуальными финансовыми и нефинансовыми активами (домовладение) (табл. 13.1)

Таблица 13.1

Классификация Всемирного банка

Социальные пенсии (0-й уровень)

Выплаты устанавливаются государством, финансируются из налогов

Есть в 80 странах

Распределительная система (1-й уровень)

Установленные выплаты

Обязательная государственная система страхования во многих странах. Всегда государственная

Накопительная система (2-й и 3-й уровни)

Установленные

выплаты

Чаще добровольная (3-й уровень).

Обязательная (2-й уровень) в Австралии, Нидерландах, Чили и ряде стран Восточной Европы. Обычно частная

Фиксированные

взносы

Обычно добровольная (3-й уровень) и частная

Нефинансовая поддержка (4-й уровень)

Нет

Неформальная поддержка семьи

Развитые государственные пенсионные системы обеспечивают сочетание всех уровней (чаще это многоуровневые системы), чтобы минимизировать возможный риск. В конечном итоге пенсионную систему страны определяют количество уровней и особенности устройства каждого.

Классификация на основе расчета взносов и выплат:

• системы с установленными выплатами[2] (defined benefits, или DB) – выплаты рассчитываются по заданной формуле (например, зависят от заработной платы в последние несколько лет, индексации); взносы идут как процент от заработной платы, устанавливаемый государством;

• системы с установленными взносами[3] (defined contributions, или DC) – сумма взносов устанавливается в договоре и поступает на личный счет работника; выплаты вычисляются в зависимости от доходности вложений.

Классификация по типу функционирования пенсионной системы:

• распределительная система (pay-as-you-go) – система, при которой участники делают отчисления в ПФ одновременно, эти отчисления в виде перераспределений идут пенсионерам; эти системы всегда функционируют по принципу фиксированных выплат;

• накопительная система (funded) – в трудоспособном возрасте сотрудник откладывает определенную сумму от заработной платы на свой счет, которым управляет пенсионный фонд, накопленные деньги работник получает в старости в виде пенсии; первоначально такие системы возникли как системы с фиксированными выплатами, но в последние годы все большую популярность приобретают системы с фиксированными взносами.

Исторически распределительные системы возникли раньше, и традиционно они играют главную роль в обязательных программах. Так, в 2005 г. на выплаты по обязательным системам пенсионного страхования в странах ОЭСР, в среднем, направлялось 8,3% ВВП, из них почти 4/5 приходилось на выплаты по распределительным системам, на выплаты по обязательным накопительным системам приходилась лишь пятая часть всех выплат (что составляло 1,8% ВВП). Основную часть выплат в большинстве стран осуществляют обязательные государственные распределительные пенсионные системы. Добровольные пенсионные системы (всегда накопительные) имеют существенную долю только в наиболее развитых странах.

Накопительные пенсионные системы сегодня играют значимую роль в сравнительно небольшом количестве стран. Они считаются более устойчивыми к демографическим проблемам, а также являются важной составляющей национального финансового рынка, являясь источником "длинных" внутренних инвестиций. Одним из недостатков таких систем является то, что они перераспределяют на работника финансовые риски. В случае частных накопительных систем работник может сталкиваться с риском выбора финансово неустойчивой компании, а также с необходимостью нести значительные операционные издержки.

Первоначально во многих странах, прежде всего в США, добровольные накопительные системы были системами с фиксированными выплатами. Причем распространенной практикой было то, что подобные схемы предлагали компании своим работникам в качестве дополнительных пенсий. Недостатком таких систем было то, что у компаний появлялись значительные финансовые риски. Кроме того, они привязывали работников к компаниям и делали пенсионные накопления работников уязвимыми в случае банкротства компаний.

В последние годы в большинстве стран идет переход от систем с фиксированными выплатами к системам с фиксированными взносами. Это снижает финансовые риски компаний, частично перенося их на работника. Но, с другой стороны, в таких системах пенсионные накопления работников не зависят от финансового состояния компаний, в которых они работают. Накопительное финансирование может внедряться в самых разнообразных формах: от создания и инвестирования страховых резервов в рамках государственной системы до полной приватизации системы пенсионного обеспечения. Следует, однако, помнить, что переход к негосударственному пенсионному обеспечению связан с повышением риска неплатежеспособности отдельных элементов системы и приводит к необходимости усиленного государственного регулирования деятельности организаций, занятых негосударственным пенсионным обеспечением.

Мнение специалиста

Накопительная система при любой экономической конъюнктуре все равно остается наиболее оптимальной, так как свободна от проблем демографического плана, эффективнее государственной, дает свободу выбора и обеспечивает дифференциацию размеров пенсии в зависимости от заработка. Однако в краткосрочной перспективе переход к накопительной системе пенсионного обеспечения будет означать дополнительную нагрузку на государственные финансовые системы и нынешнее поколение налогоплательщиков.