Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Статьями 71 и 72 Конституции РФ определены предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти.

По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории страны. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов РФ по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

Полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, региональными законами.

Федеральные законы, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъектов РФ, устанавливают права, обязанности и ответственность региональных органов государственной власти, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий. Одновременно они не могут возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Эти требования распространяются на соответствующие указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ по установленным Конституцией РФ предметам совместного ведения определены и. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Перечень этих полномочий может быть изменен лишь путем внесения изменений или дополнений в названный пункт вышеуказанной статьи.

Федеральные законы, предусматривающие передачу органам государственной власти субъектов РФ отдельных полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации или по предметам совместного ведения, должны содержать положения, определяющие:

o порядок предоставления высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти региона) или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ отчетности по установленной форме об осуществлении переданных полномочий, в том числе о достижении целевых прогнозных показателей и расходовании субвенций из федерального бюджета;

o права и обязанности федеральных органов исполнительной власти по осуществлению указанных полномочий органами государственной власти субъекта РФ и права и обязанности высшего должностного лица региона (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по осуществлению переданных полномочий, в том числе права и обязанности по назначению руководителей органов исполнительной власти регионов, осуществляющих соответствующие полномочия;

o права и обязанности федеральных органов исполнительной власти и права и обязанности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти региона), связанные с определением структуры органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих соответствующие полномочия;

o полномочия федеральных органов исполнительной власти по осуществлению контроля и надзора за осуществлением органами государственной власти субъекта РФ соответствующих полномочий, а также порядок изъятия соответствующих полномочий у органов исполнительной власти субъекта РФ, возмещения субвенций, предоставленных бюджету региона России для осуществления соответствующих полномочий;

o методику или федеральные стандарты расчета нормативов для определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов РФ для осуществления соответствующих полномочий.

Органы государственной власти субъектов РФ для осуществления переданных им полномочий имеют право в порядке, установленном региональным законодательством, дополнительно использовать собственные материальные и финансовые средства.

Полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти региона, могут передаваться законами субъекта РФ органам местного самоуправления, если такое право предоставлено им соответствующими федеральными законами.

В случаях, обусловленных экономическими, географическими и иными особенностями субъекта РФ, и в той мере, которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий, допускается заключение договоров о разграничении полномочий.

В договоре о разграничении полномочий устанавливается перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта РФ, разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта РФ, определяются условия и порядок осуществления этих полномочий, конкретные права и обязанности сторон, срок действия договора и порядок продления данного срока, основания и порядок досрочного расторжения договора о разграничении полномочий.

Договор о разграничении полномочий подписывается Президентом РФ и высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ. Президент РФ в течение десяти дней после подписания договора вносит в Государственную Думу проект федерального закона о его утверждении. Срок действия договора о разграничении полномочий не может превышать десять лет.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции страны, федеральным законам. Соглашение заключается в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта РФ, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.

Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти также могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит Конституции (Уставу), законам и иным нормативным правовым актам этого субъекта РФ.

В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок их досрочного расторжения и др.

Федеральные органы исполнительной власти имеют право формировать территориальные органы. Правила их организации и деятельности отражены в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452. Такие органы образуются для осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти на определенной территории в соответствии с единой схемой их размещения, на основании приказа федерального органа исполнительной власти. Схема размещения подготавливается федеральным органом исполнительной власти и вносится его руководителем в Правительство РФ или соответствующее федеральное министерство. Схема сопровождается пояснительной запиской с указанием цели, задач и видов образуемых территориальных органов; сведений о территориях их деятельности; финансово-экономического обоснования. В зависимости от того, в чьем ведении находятся федеральные органы исполнительной власти, схема размещения их территориальных органов утверждается Правительством РФ, приказом федерального министерства.

Положения о территориальных органах утверждаются руководителями соответствующих федеральных служб и агентств. В них отражены правила осуществления распорядительных, разрешительных, контрольно-надзорных полномочий, мер государственного принуждения; реализации федеральных целевых программ, планов и иных мероприятий; взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными территориальными органами и полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах; осуществления полномочий руководителя территориального органа.

Деятельность территориального органа организует его руководитель, несущий персональную ответственность за реализацию возложенных на орган функций.