Разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами

Для эффективного управления такой большой страной, как наша, необходима разумная децентрализация власти, поэтому государственно-властные полномочия распределены между федерацией и ее субъектами. Это разделение предметов ведения юридически осуществлено в форме разграничения полномочий в соответствии со ст. 71—73 Конституции России. Все сферы, в которых власть должна принимать решения, поделены па три части:

• сферу исключительной компетенции федеральной власти: в вопросах этой сферы решения принимает исключительно центр — федеральная власть;

• сферу совместной компетенции федеральной власти и власти субъекта; в вопросах этой сферы решения принимаются совместно;

• сферу исключительной компетенции субъекта федерации; в вопросах этой сферы решения принимают исключительно субъекты федерации.

В исключительную компетенцию федерации входят вопросы: таможенное регулирование; ядерная энергетика; деятельность в космосе; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения России; оборона страны; вопросы защиты государственной границы; судоустройство; уголовное и гражданское законодательство; вопросы амнистии и помилования; установление стандартов, эталонов, единая метеорологическая, картографическая службы; статистика и бухучет; принятие федеральных законов; установление системы федеральных органов власти; управление федеральной государственной собственностью. По этим вопросам издавать нормативные акты вправе только федеральные органы: Президент России, Федеральное Собрание, Правительство, министерства/ведомства.

Следует отметить, что субъекты федерации представлены в одной из палат российского парламента — Совете Федерации. Представители субъектов федерации, принимая участие в законотворчестве, тем самым — через законы — участвуют в решении вопросов исключительного ведения федерации.

В сферу совместной компетенции федерации и субъектов включены следующие вопросы: обеспечение правопорядка; защита национальных меньшинств; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, природными ресурсами; охрана окружающей среды; вопросы образования, культуры; социальное обеспечение; меры по борьбе со стихийными бедствиями, эпидемиями; административное, трудовое, семейное законодательство. Видно, что эти вопросы не требуют жесткой централизации. По вопросам данной сферы нормативные акты могут издавать как федеральные органы, так и органы государственной власти субъектов федерации.

Сфера исключительной компетенции субъектов федерации определена по "остаточному принципу": в нее должны попасть все вопросы, которые не охвачены двумя первыми сферами. Точного перечня таких вопросов нет, что зачастую создает проблемы в определении вопросов исключительной компетенции субъектов. К исключительной компетенции субъекта относятся вопросы создания и названия органов государственной власти субъекта, принятие бюджета, введение и взимание региональных налогов, управление и распоряжение собственностью субъекта федерации, организация местного самоуправления, установление границ территорий муниципальных образований и др. Если в вопросе исключительной компетенции субъекта федеральный закон и закон субъекта будут противоречит!) друг другу, какому закону надо отдать приоритет? В данной сфере приоритет отдается нормативному акту субъекта федерации.