Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и конституционными (уставными) судами субъектов РФ

В настоящее время конституционные (уставные) суды субъектов РФ созданы не во всех субъектах РФ. Их компетенция определена в ч. 1 ст. 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации".

В вопросах, не относящихся к исключительному ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, полномочия таких судов также могут определяться конституциями (уставами) или законодательством субъектов РФ.

Вопрос о разграничении подведомственности между судами общей юрисдикции и конституционными (уставными) судами может касаться дел об оспаривании нормативных правовых актов и споров о компетенции.

1. Дела об оспаривании нормативных правовых актов. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ (ч. 1 ст. 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации").

Судебная практика (позиция ВС РФ): При наличии в субъекте РФ конституционного (уставного) суда субъекта РФ суды общей юрисдикции не вправе рассматривать дела о проверке соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления Конституции (уставу) субъекта РФ. Вместе с тем, если в субъекте РФ такой суд не создан, т.е. отсутствует возможность осуществления иного судебного порядка оспаривания нормативных правовых актов на предмет соответствия их Конституции или уставу субъекта РФ, то в целях реализации гарантированного ч. 1 ст. 46 Конституции права на судебную защиту рассмотрение названных выше дел осуществляется судами общей юрисдикции. Исключение составляют случаи, когда рассмотрение дел о проверке соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ передано КС РФ заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации") (Постановление Пленума ВС РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").

2. Дела по спорам о компетенции. Подобное полномочие конституционных (уставных) судов субъектов закреплено в некоторых конституциях и уставах субъектов РФ. Так, в ст. 52 Устава (Основного закона) Калининградской области определено, что Уставный суд Калининградской области в том числе разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Калининградской области, между органами государственной власти Калининградской области и органами местного самоуправления в случае, если оспариваемая компетенция определена Уставом (Основным Законом) Калининградской области (ч. 3). Аналогичное правило закреплено, например, в ст. 109 Конституции Республики Татарстан.

Однако в том случае, если подобное полномочие в конституции (уставе) субъекта или специальном законе, определяющем статус такого суда, не определено или при отсутствии в субъекте РФ конституционного (уставного) суда, вопрос должен разрешаться судами общей юрисдикции.