Разграничение подведомственности дел между общими и хозяйственными судами

1. Критериями разграничения подведомственности дел между общими и хозяйственными судами являются:

во-первых, субъектный состав участников спора:

во-вторых, характер правоотношения, из которого вытекает заявленное требование.

Общим судам, как уже отмечалось, подведомственны дела, в которых хотя бы одной из сторон в споре заявляет гражданин. Лишь В порядке исключения в случаях, установленных законодательством, к ведению этих судов отнесены дела по спорам, возникающим между юридическими лицами (п. 2 ст. 37 ГПК).

Субъектами споров в хозяйственных судах выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели. Республика Беларусь, административно-территориальные единицы Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 39 ХПК. хозяйственному суду подведомственны дела по хозяйственным (экономическим) спорам, дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, и иные дела, отнесенные к его подведомственности законодательными актами.

Хозяйственный суд разрешает хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Заявление, принятое хозяйственным судом к своему производству с соблюдением правил подведомственности, должно быть рассмотрено им по существу, в том числе и в случае, если к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, был привлечен гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем.

Хозяйственный суд рассматривает также подведомственные ему дела с участием юридических лиц. организаций, не являющихся юридическими лицами, индивидуальных предпринимателей и граждан Республики Беларусь, а также иностранных организаций, международных организаций, организаций с иностранными инвестициями иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Республики Беларусь.

В силу ст. 47 XII К. только Хозяйственный суд рассматривает дела:

об экономической несостоятельности (банкротстве);

по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц. организаций, не являющихся юридическими лицами, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей:

по спорам об отказе в государственной регистрации, об уклонении от государственной регистрации юридических лиц. организаций, не являющихся юридическими лицами, и индивидуальных предпринимателей;

по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных обществ и товариществ, возникающим при осуществлении деятельности этими обществами и товариществами;

о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

иные дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Указанные выше дела рассматриваются хозяйственным судом независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, индивидуальные предприниматели или граждане.

2. По характеру правоотношения, из которого вытекает заявленное требование, общим судам подведомственны дела, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных отношений, а также отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды (п.1 ст. 37 ГПК). В то же время хозяйственным судам подведомственны хозяйственные (экономические) споры и иные дела, отнесенные ст. 39 ХПК к их компетенции.

Хозяйственный спор - это спор, возникший из гражданских, административных и иных правоотношений (земельных, финансовых, налоговых, бюджетных), в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

В совместном постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь "О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными судами" от 22 июня 2000 г. № 4/3 указано, что оба критерия (субъектный состав и характер спора), по которым проводится разграничение компетенции между общими и хозяйственными судами, должны учитываться в совокупности. Например, если у Гражданина, имеющего статус индивидуального предпринимателя, спор возник не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, такой спор подлежит рассмотрению в общем, а не в хозяйствен ном суде.