Разделение труда

Поскольку одним из важнейших признаков любой организации является дифференциация социальных ролей ее членов, разумно начать рассмотрение структурирования организаций с разделения труда. Это подразумевает определенную специализацию функций, выполняемых ее членами.

Термин "разделение труда" ввел в работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 г.) знаменитый экономист и философ Адам Смит, показавший преимущества такого разделения на примере изготовления булавок. Весь этот процесс разделялся на 18 операций, которые выполнялись каждым работником. В итоге был достигнут невиданный прежде уровень производительности труда.

В качестве одного из общих принципов управления необходимость подобной специализации подчеркивал также А. Файоль в 1910-е гг. Цель разделения труда, отмечал он, заключается в том, чтобы "производить больше и лучше при той же затрате усилий"[1].

Необходимо отметить, что в подобных случаях речь идет о горизонтальной специализации в выполнении рабочих задач. Она позволяет сокращать время профессиональной подготовки, быстрее добиваться высокого уровня профессионального мастерства, что в итоге способствует повышению эффективности деятельности организации. Известно, что применивший одним из первых в массовом масштабе конвейер Генри Форд в начале XX в., добился на этой основе значительных успехов. Каждый рабочий на заводе Форда в США должен был выполнять одну-единственную, все время повторяющуюся операцию. Это позволило каждые 10 секунд выпускать новый автомобиль, хотя работники конвейера обладали сравнительно невысоким уровнем квалификации.

Однако узкая специализация зачастую приводит к тому, что способности человека используются односторонним образом. Так, оборотной стороной слишком узкой специализации (например, на конвейере) является монотония, следствиями которой бывают и чрезмерная усталость, и стресс, и болезненные состояния, приводящие к прогулам и текучести кадров. По этим причинам на многих современных предприятиях руководство стремится (по возможности) к некоторому расширению функциональных обязанностей работников с тем, чтобы минимизировать негативные последствия слишком узкого разделения труда. Тем не менее для всех организаций (кроме самых мелких по численности) характерно горизонтальное разделение труда по специализированным направлениям.

При всем разнообразии содержания административной деятельности имеется определенная специализация и в этой сфере. Так, сотрудники того или иного отдела заводоуправления выполняют возложенные только на них функции. Заметим, что высокий уровень специализации, увеличивая взаимозависимость членов организации, способствует возникновению проблемы координации отдельных работ.

Вертикальная специализация при выполнении трудовых задач обусловлена иерархией управления в организации. Выделяют высший, средний и низший управленческие уровни. К высшему уровню относят прежде всего главу организации – директора или президента; к среднему уровню – руководителей отделов (департаментов); наконец, к низшему уровню – руководителей участков, бригад, групп. Соответствующая специализация трудовой деятельности характерна для каждого из этих уровней.

Есть основания полагать, что чем крупнее организация, тем более специализированными становятся рабочие задачи, а организационные единицы – более дифференцированными[2]. В организациях, состоящих из нескольких человек (например, в небольших фирмах), узкая специализация просто невозможна. Конечно, уровень специализации функций в организации зависит не только от ее величины, но и от целей.