РАЗБОР СКЕЛЕТНОЙ И МЫШЕЧНОЙ СВЯЗИ СТОЯЩЕЙ ФИГУРЫ И ОБЪЕМНОЕ ЕЕ ПОСТРОЕНИЕ НА ОСНОВЕ СКЕЛЕТА И ОБОБЩЕННЫХ МЫШЕЧНЫХ МАССИВОВ

Основной твердой опорой фигуры, несущей на себе все части тела, служит скелет. Кости скелета, подвижно связанные между собой, при работе окутывающих их мышц взаимно перемещаются и тем самым дают возможность фигуре принимать разнообразные позы, допускаемые размахом движений в суставах тела. В любой позе, в любом движении характер возникающей общей и отдельной формы прежде всего определяется взаимоположением костей скелета — это взаимоположение определяет основную конструкцию позы.

Таким образом, скелет является главнейшим конструктивным элементом связи и главной основой построения фигуры. Мышечные массивы лежат поверх скелета, связывают между собой отдельные его части и тем самым дополняют эту конструктивную связь.

Чтобы получить ясное объемное представление о модели, надо перед началом работы, прежде чем приступить к построению рисунка, осмотреть модель со всех сторон и проанализировать главнейшие соотношения частей скелета, т. е. определить расположение таза, стоит ли он ровно или наклонен, и если наклонен, то в какую сторону и как по отношению к тазу располагаются в пространстве остальные* костные элементы тела. Это определит основную внутреннюю конструкцию позы.

Внешние формы тела создаются главным образом мускулатурой вместе с костными элементами, видными на поверхности. Мускулатура покрывает почти весь скелет и, перекидываясь через суставы, вместе с костями создает элементы внешней пластической связи, которую конкретно и изображает художник, непременно сохраняя в сознании своем связь костную, внутреннюю. Если учащийся еще не изучал мускулатуру (как, например, в данном случае), то, присмотревшись к модели (рельефной и мускулистой), он все же сможет определить кое-какую закономерность расположения и группировок неизвестных ему пока мышц и, определив эту закономерность, сможет построить фигуру и выявить пластическую связь при помощи скелета и обобщенных мышечных массивов.

Если есть время, перед длительным рисунком полезно кроме осмотра модели с разных сторон и мысленного разбора построения фигуры сделать несколько объемных ее набросков с разных сторон или хотя бы спереди и сзади. Такого рода предварительная работа даст рисующему более или менее полное объемное представление об изображаемой модели.

Для того чтобы познакомить учащихся с подобным методом на практике и помочь созданию у них целостного объемного восприятия модели, разберем в качестве примера построение одной и той же фигуры спереди и сзади (см. рис. 24, 25).

Примечание. Во время разбора, определения: правая, левая, вправо, влево употребляются соответственно с моделью, например: вправо — это в сторону правой руки натурщика, влево — в сторону левой руки натурщика.

Рисунки (рис. 24, 25) изображают мужскую фигуру, нарисованную несколько условно. — мускулатура подчеркнута и обобщена по группам, чтобы отчетливее были видны массивы мышц (еще не изученные учащимися). Например, подчеркнуто деление мышц бедра на три основных массива; показано, что мышцы предплечья состоят из двух массивов; подчеркнуто вхождение мышц в глубину и выход их на поверхность между группами других мышц, т. е. более или менее отчетливо показаны элементы мышечной связи.

Одна и та же поза, как сказано выше, изображена в двух вариантах— спереди и сзади таким образом, что фигура просматривается с двух позиций целиком.

Познакомимся с рис. 24. Натурщик стоит, опираясь на правую ногу, отставив левую в сторону и чуть вперед; правая нога выпрямлена, левая слегка согнута в тазобедренном суставе, в колене и в голеностопном суставе. Таз наклонен в левую сторону и слегка развернут правой стороной вперед. Верхняя часть туловища, напротив, наклонена в правую сторону и еще больше, чем таз, повернута правой стороной вперед. Голова приподнята, смотрится несколько в ракурс снизу, повернута правой стороной вперед. Правая рука свисает вниз, слегка согнута в локте, кисть ее висит свободно; левая рука поднята вверх, согнута в локте, кисть сжимает воображаемый шест и как бы на него опирается.

Разбор начнем с центрального звена фигуры, т. е. с таза. Правая сторона таза приподнята, левая опущена, происходит это оттого, что правая нога выпрямлена, а левая согнута в трех суставах.

Следствием положения таза является: наклон верхней части туловища с плечевым поясом, головой и руками в противоположную сторону — позвоночный столб наклонился вправо и перенес в ту же сторону голову, грудную клетку со всем тем, что на ней базируется. Происходит это непроизвольно в поисках устойчивого равновесия фигуры. Одновременно с наклоном позвоночника и грудной клетки в дальнейших звеньях тоже в поисках равновесия невольно произведены дополнительные

движения: поворот и откидывание головы, подъем левой руки и свободное опускание правой — и поза установилась.

Таким образом, центральным звеном, связующим между собой всю фигуру, является таз.

Рис. 24. Построение Фигуры на основе скелета и обобщенных мышечных массивов, вид спереди. А — экстерьер; Б — скелет:

/ — скуловая дуга, 2 — сосцевидный отросток, 3 — угол нижней челюсти, 4 — шейные позвонки. 5—яремная впадина, 6 — ключица. 7 — акромион. 8 — головка плеча. 9 — лопатка, 10— плечевая кость, //-наружный надмыщелок плеча, 12 — внутренний надмыщелок плеча. 13— тело лучевой кости. /-/ — локтевая кость, 15 — нижний конец лучевой кости, 16 — головка локтевой кости, 17 — запястье. 18— пястные кости. /9 — головки пястных костей. 20— фаланги пальцев, 21 — подвздошный гребень. 22— передняя верхняя подвздошная ость. 23— передняя нижняя подвздошная ость, 24 —

Начнем с таза пространственное построение фигуры, предварительно наметив на листе ее местоположение и примерно пропорции рисунка.

На поверхности тела таз определяется следующим образом: правая верхняя подвздошная ость и правый подвздошный гребень приподняты, левые ость и гребень опущены; лонное сращение отклонено в сторону опорной ноги. Так как таз симметричен, то его нужно строить как симметричную форму, а для этого нужно провести срединную линию таза, которая возникает от пересечения срединной плоскости таза с поверхностью тела. Спереди срединная линия пройдет через лонное сращение через середину таза и живота, через пупок, сзади — через межъягодичную борозду, середину крестца и середину нижних поясничных позвонков.

Выше живота срединная линия отклоняется в сторону, поскольку грудная клетка повернута по отношению к тазу правой стороной вперед и поворот этот начинается в области пупка (талии), т. е. в промежутке между тазом и грудной клеткой.

Таз таким образом намечается своими остями и гребнями справа и слева от средней линии в строгой зависимости от нее и лонным сращением, которое лежит на ней.

Правое бедро разогнуто до предела в тазобедренном суставе, направлено вниз слегка назад и внутрь. Кость бедра выявляется на поверхности большим вертелом, который в этом положении выступает в наружную сторону, и мыщелками, из которых более заметен внутренний. Само бедро намечается на рисунке, как большой мышечный массив (напоминающий по форме огурец) вместе с вертелом и мыщелками; спереди видны две части этого массива. Передний — большой — переходит в надколенник и заканчивается его связкой, прикрепляющейся на голени. Внутренний— меньший — располагается ниже паховой связки и косо примыкает к переднему. Между большим вертелом и подвздошным гребнем сбоку намечается одна из мыши таза. Коленный сустав намечается благодаря мы шелкам бедра и большеберцовой кости, а также надколеннику. Щель коленного сустава на правой ноге стоит выше, чем на левой, потому что голень стоит почти отвесно. Коленный сустав разогнут до предела; надколенник своим нижним концом находится на уровне щели сустава. Голень легко намечается по большеберцовой кости, которая лежит под кожей от мыщелков до лодыжки и мышечным массивам, которые к ней прилегают спереди и сзади; намечается также и наружная лодыжка. Правая стопа пронирована, и это придает особую устойчивость ноге. Стопа строится вперед в ракурс от обеих лодыжек по сводам продольному и поперечному и назад к пяточному бугру — костная ее структура хорошо читается сверху.

большой вертел. 25 — бедренная кость. 26 — надколенник. 27 —наружный мыщелок бедра. 25 — щель коленного сустава. 29— наружный мыщелок большеберцовой кости. 30 — головка малоберцовой кости. 31 — малоберцовая кость. 32 — большеберцовая кость. 33 — наружная лодыжка. 34 — фаланги пальцев. 35 — головки плюсневых костей. 36 — плюсневые кости, 37 — пяточный бугор, 3$ — таранная кость. 39 — внутренняя лодыжка, 40 — внутренний мыщелок большеберцовой кости, 41 — внутренний мыщелок бедра, 42 — седалищный бугор. 43 — лонное сращение. 44 — крестец, 45 — надчревный угол. 46 — ребра. 47 — мечевидный отросток грудины. 48 — угол лопатки. 49 — тело грудины. 50 — рукоятка грудины. 51 — локтевой отросток кости. 52 — подбородочное возвышение

На отставленной левой ноге бедро слегка согнуто в тазобедренном суставе и. начиная от места сгиба, направлено вперед и наружу. Большой вертел от этого слегка уходит вглубь и лежит в завертельной ямке. Кроме того, вследствие этого сгиба массив бедра приобрел иной характер, чем на правой ноге. В то время как на правой ноге массив бедра почти монолитен, здесь на левой ноге бедро делится на три масива: наибольший массив идет прямо на зрителя и переходит в надколенник и в его связку, прикрепляющуюся на голени; отчетливо отделяется внутренний массив и выше тазобедренного сустава кнаружи определяется небольшой мышечный массив таза. Здесь бедро намечается по этим трем массивам, намечается положение большого вертела и мыщелки бедра, которые здесь видны на поверхности отчетливее, чем справа, так как колено согнуто. Колено намечается по мыщелкам бедра и голени и надколеннику. Надколенник подтянут вверх, а щель коленного сустава лежит ниже, чем на правой ноге, так как левая нога расположена наклонно к полу.

Голень направлена нижним концом кнаружи и слегка наклонена вперед. Кости голени читаются на поверхности так же, как и на правой ноге, с той разницей, что верхний край большеберцовой кости слегка наклонен вперед и от этого намечается более выпуклой линией, чем справа, — это сразу подчеркивает наклон голени. Голень намечается на основе большой берцовой кости и двух мышечных массивов, примыкающих к ней спереди и сзади; намечается и наружная лодыжка. Стопа находится в положении супинации (внутренний край и внутренняя лодыжка сближены) и строится в ракурс, как и на правой ноге, по сводам.

Пронация и супинация стоп при построении фигуры стоя имеют огромное значение для ее устойчивости, поэтому на них надо обращать особое внимание.

При построении обеих стоп нужно помнить, что стопа имеет сводчатое строение не только спереди назад, но и поперек, и рассматривать ее как цепь примыкающих друг к другу коротких поперечных сводов, совместно образующих длинный продольный свод стопы. При этом необходимо наметить следующие пункты ухода стопы в глубь рисунка. Если рисовать спереди: самый дальний—1-й пяточный бугор, затем 2-й — лодыжки, 3-й—передняя поверхность нижнего конца голени, 4-й — середина свода стопы, 5-й —головки плюсневых костей, 6-й — концы пальцев.

Если их все нельзя наметить (при полном ракурсе часть их может быть не видна), то необходимо нарисовать так, чтобы в воздушной перспективе чувствовалось пространство (глубина), соответствующее этим пунктам, иначе ракурса не получится — изображение стопы будет плоским.

Мышечные массивы ног выявляют элементы мышечной связи. На правом бедре передний мышечный массив начинается вверху от таза, внизу переходит в надколенник и при посредстве его сухожилия связывается с голенью. Внутренний бедренный массив связывает таз с бедром. На голени передние мышцы переходят впереди голеностопного сустава и связывают голень со стопой спереди. Задние мышцы, делаясь тоньше книзу, проходят позади внутренней лодыжки и связывают голень со стопой сзади. На левом бедре передний массив отходит от таза между двух массивов: внутреннего, который связывает таз с бедром, и наружного, который тянется от таза к большому вертелу.

Передний массив переходит через надколенник на голень и связывает бедро и голень. На левой голени и стопе та же система связи, что и на правой.

При построении ног следует обратить внимание на следующее.

Благодаря полному разгибанию бедра в тазобедренном суставе нижний конец правого бедра находится глубже верхнего и глубже таза; благодаря полному разгибанию колена нижний конец голени направлен несколько вперед. На левой ноге, напротив, благодаря сгибанию в тазобедренном суставе бедро нижним концом направлено вперед. Таким образом, правое колено находится глубже левого, и это должно чувствоваться уже в построении рисунка. Левая голень уходит нижним концом назад — это подчеркивает верхний край большеберцовой кости, наклоненный и выгнутый вниз и вперед и, кроме того, ракурс, укорачивающий голень. Голень согнута вперед в голеностопном суставе, стопа плотно прилегает к полу, супинирована и стоит впереди правой.

Приведенное в качестве примера глубинное расположение разных частей изображения, в данном случае ног, имеет очень большое значение для построения не только ног, но и всей фигуры, и не только в данном случае, но и при любой работе над объемным изображением фигуры.

Дело в том, что распределение изображения фигуры на плоскости листа вверх и вниз, вправо и влево, с сохранением пропорций, по силуэту легко читается на модели и при хорошем глазомере рисующего легко переносится на лист, причем несет почти автоматический бездумный характер. Но это не решает пространственного (объемного, глубинного) построения изображения, которое требует пристального внимания, заставляет думать и требует специальных анатомических знаний.

Проследим на данном примере за дальнейшим развитием объемного (глубинного) построения.

Выше от таза идет построение живота и еще выше — грудной клетки.

Грудная клетка вместе с позвоночником для устойчивости наклонена в правую сторону (противоположную наклону таза) и несколько назад— верхний ее конец находится глубже нижнего; надчревный угол смотрится несколько снизу, грудина видна в небольшом ракурсе. (Чтобы уточнить надчревный угол, надо попросить модель произвести глубокий вдох и медленно выдохнуть воздух.) Грудная клетка как симметричная форма так же, как и таз, намечается в зависимости от срединной плоскости (линии), но ввиду того, что грудная клетка повернута относительно таза, срединная плоскость (линия) ее не совпадает со срединной плоскостью таза. Таким образом, срединная линия таза и низа живота, изгибаясь, переходит выше пупка в срединную линию верхней части живота, а затем и на грудину. Грудная клетка намечается снизу надчревным углом и границей ребер, а выше — грудиной и общим объемом ребер, которые соответственно грудине (средней линии) намечаются справа и слева. Построение грудной клетки заканчивается на яремной впадине.

Стенка живота образована мышечной тканью, которая имеет опорой снизу таз, а сверху грудную клетку. Естественно, что эта мышечная ткань следует за поворотами грудной клетки и соответственно меняет форму. Здесь, например, справа грудная клетка сближена с тазом — мышечная стенка живота отжата в сторону и выступает массивом кнаружи; слева же, напротив, грудная клетка оттянута вверх — стенка живота растянута. Мышцы живота парные, стенки живота симметричны и соответственно средней линии намечаются справа и слева. При этом необходимо обратить внимание на глубинное размещение: от лонного сращения поверхность стенки живота выступает вперед, затем в области пупка западает вглубь (что происходит вследствие тонуса мышц, которые здесь образуют талию), далее стенка живота выступает вперед (на зрителя), достигает грудной клетки и затем поверхность грудной

клетки уходит к яремной ямке в глубь рисунка. Эти изгибы поверхности подчеркнуты также и средней линией.

Надо добавить, пользуясь случаем, что взаимные повороты и наклоны таза и грудной клетки на модели встречаются в огромном большинстве случаев и пластичность позы в огромной степени зависит от них. Поэтому следует напомнить еще раз, что туловище нельзя трактовать как монолитное целое (что делают, как это ни странно, довольно часто), а только как массу, состоящую из нескольких взаимно подвижных объемов: таза, живота, грудной клетки с лежащим поверх клетки плечевым поясом.

Определением яремной впадины заканчивается первый и важнейший этап объемного построения. Действительно, определена и намечена область таза и грудной клетки, их связь—костная и мышечная, глубинность и объем, таз связан с ногами, ноги прочно стоят и пространственно размещены — следовательно, основная часть фигуры построена— фигура поставлена. Теперь можно строить вверх шею и голову и в стороны: вниз и вверх плечевой пояс и руки. Необходимо подчеркнуть: именно теперь, а не раньше.

Дело в том, что конструктивная связь стоящей фигуры с внешней средой определяется через опорную плоскость, проще говоря, тем, как фигура "поставлена", — "стоит" фигура или "не стоит". Следовательно, до того, как фигура прочно "поставлена", нет смысла уточнять построение головы и плечевого пояса, так как ошибки почти неизбежны, и все, сделанное до основного построения без связи с ним, чаще всего приходится начинать заново и зачастую ощупью. Теперь же, когда закономерно проделана вся Назад часть построения, можно уточнять дальнейшее. Разумеется, при дальнейшей работе необходимо сочетать построение шеи с головой, плечевого пояса и рук с тем, что уже найдено, построено. Очень важно сохранять пропорции и не нарушать пластического равновесия. Иначе построение может нарушиться. Так, например, непропорциональная величина головы, чрезмерный ее наклон, неправильная высота, толщина и наклон шеи, неправильный объем и длина ("тяжесть") рук могут нарушить найденное основное построение.

Построение шеи и головы идет вверх от яремной впадины по передней части шеи на челюсть и выше на голову. Намечаются мышцы, идущие из-за уха к яремной впадине, передняя поверхность шеи, которая при поворотах головы слегка перекручивается, нижняя челюсть, срединная линия головы и пересекающая ее другая линия крестовины; здесь, так как голова приподнята и повернута в левую сторону, лобная линия крестовины выпукла вверх, а срединная линия выпукла в сторону поворота, т. е. в левую. Затем снизу вверх намечаются по обе стороны срединной линии костные элементы черепа: скулы, границы лба, правое ухо, которое здесь находится ниже левого (не видного на рисунке), и другие элементы головы; в общем при построении фигуры голова строится только снизу вверх.

От яремной впадины вправо и влево идет построение плечевого пояса; намечаются ключицы и акромионы, мышцы, идущие от головы к акромионам, и мышцы, покрывающие сверху грудную клетку и идущие к рукам.

На правой опущенной руке намечается под акромионом головка плечевой кости, а внизу местоположение мыщелков плеча; плечо отведено нижним концом назад, слегка в ракурсе, головка плеча выпячивается под мышцей, у локтя снаружи заметно вдавление, соответствующее наружному мыщелку.

Предплечье премировано, слегка в ракурсе нижним концом направлено вперед. Внизу на предплечье ясно заметны нижние концы перекрученных костей предплечья, которые намечаются при построении. Кисть намечается по своим костям, кроме запястья. Так как кисть разогнута, запястье почти все уходит вглубь, пясть почти соприкасается с предплечьем; она веерообразна, слегка в ракурс направлена нижним концом на зрителя, пальцы висят свободно. Костная связь руки дополняется мышечной. Мышца, покрывающая головку плечевой кости, клином уходит вглубь между мышцами плеча; под нее уходит широкая мышца, идущая с передней поверхности груди. Из-под обеих этих мышц выходит мышца, идущая впереди плечевой кости и уходящая в глубь предплечья. Предплечье состоит из двух массивов. Все мышцы намечаются вместе с костными пунктами в процессе построения.

Слева рука приподнята выше горизонта; от этого лопатка повернута и слегка выдается сбоку грудной клетки, выпячивая над собой мускулы спины. Акромион скрыт в глубине ямки, образованной мышцей, поднявшей плечо. Его и местоположение головки плеча необходимо наметить; намечаются оба мыщелка и локтевой отросток; этим подчеркивается ракурс плеча, идущего локтем на зрителя. Намечается тело локтевой кости, которое видно на тыльной стороне предплечья между двумя массивами мышц. Кисть согнута и поэтому запястье выступает на тыле кисти (в противоположность правой кисти). Таким образом, здесь намечаются нижние концы костей предплечья, запястье, пясть и фаланги пальцев. Кисть сжата в кулак и строится по своему скелету.

Костная связь дополняется мышечной; от головы тянется мышца, идущая к акромиону и ключице; мышца с груди тянется на плечо; из-под нее выходит мышца, идущая впереди плечевой кости и уходит на предплечье; со спины по задней стороне плеча к локтевому отростку тоже тянется мышца. К локтевой кости с обеих сторон примыкают две группы мышц предплечья.

Костные опорные пункты намечаются одновременно с массивами мышц; то и другое обязательно сочетается в процессе работы.

Необходимо предостеречь учащихся! Никоим образом не следует изложение понимать так: сначала нарисовать скелет, а потом одеть его мышцами! Работу надо производить комплексно, руководствуясь моделью, основное держать в уме и постепенно выяснять для себя и уточнять на бумаге. И еще — работу следует вести одновременно по всему листу, намечая предварительно расположение фигуры на бумаге и постепенно проводя уточнение построения в соответствии с изложенным выше.

Разберем построение той же фигуры в той же позе и в той же фронтальной плоскости сзади. Разбор и построение будем вести по тому же методу, что и выше, и начнем с центрального звена, т. е. с таза (рис. 25).

Таз стоит наклонно, его правая сторона приподнята, левая стоит ниже; происходит это вследствие того, что правая нога выпрямлена, а левая согнута в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Следствием наклонного положения таза непроизвольно, в поисках устойчивого равновесия, появился наклон позвоночника и верхней части туловища, т. е. грудной клетки с плечевым поясом с руками и головой в правую сторону, а также откидывание грудной клетки назад.

Кроме этого, дополнительно произошли откидывание и поворот головы, подъем левой руки и свободное опускание правой; поза установилась в состоянии устойчивого равновесия.

Таз, таким образом, является центральным связующим звеном фигуры.

Начнем построение фигуры с таза, предварительно начерно наметив основные пропорции и расположение фигуры на листе.

Рис 25. Построение фигуры на основе скелета я обобщенных мышечных массивов сзади. А — экстерьер; Б — скелет:

На поверхности тела сзади косое положение таза определяется опорными костными точками таза. Это — правый и левый подвздошные гребни и крестцовый треугольник. Правый гребень стоит выше,- левый ниже; крестцовый треугольник стоит косо с наклоном в левую сторону.

Таз симметричен; срединная его плоскость (линия) проходит через межъягодичную борозду через середину крестца и уходит вверх по позвоночному столбу. Соответственно средней линии намечаются костные пункты таза.

Сзади таз одет большими ягодичными мышцами, по форме напоминающими

очень широкие шины. С боков эти мышцы вдавлены, в середине каждого этого вдавливания находится большой вертел соответствующего

бедра. Сверху с боковых поверхностей таза к вертелам спускаются более плоские мышцы. Мышечные массивы таза намечаются вместе с костными пунктами строго соответственно срединной плоскости; причем надо обратить внимание на то, что правая задняя мышца более шаровидна, чем левая, поджата снизу, а левая более вытянута и вдается клином между двумя мышечными массивами бедра. Такая форма мышц таза зависит от постановки ног (см. ниже мышцы и фасции бедра).

/ — фаланги пальцев. 2 — головки пястных костей. 3 — запястье, 4 — лучевая кость. 5 — локтевая кость. 6 — наружный надмыщелок плеча. 7 — плечевая кость, 8 — акромион, 9 — лопатка. 10 — позвоночный край лопатки // — угол лопатки. 12 — ребра, 13 — поясничные позвонки. 14 — подвздошный гребень, 15 — задняя подвздошная ость. 16— передняя подвздошная ость. 17 — крестец. 18 — большой вертел, 19 — седалищный бугор. 20— бедро.

Правое бедро предельно разогнуто в тазобедренном суставе, направлено вниз, слегка внутрь и назад. Бедренная кость выявляется на поверхности большим вертелом, который в этом положении сильно выступает сбоку и стоит выше вертела левого бедра; внутренний мыщелок бедра может быть определен над внутренним мыщелком

голени, расположенным под ним. Само бедро состоит из трех мышечных массивов. Задний массив выходит из-под поджатой ягодицы, тянется вниз, где раздваивается, связывая таз, бедро и голень. Два других массива—один снутри, другой снаружи — связывают таз с бедром. Коленный сустав выпрямлен до предела и сзади определяется мышцами и внутренним мыщелком большеберцовой кости.

21 — наружный мыщелок бедра. 2? —наружный мыщелок большеберцовой костн, 23 — головка малоберцовой кости. 24 — малоберцовая кость, 25 — наружная лодыжка. 26 — головки плюсневых костей. 27 — бугристость V плюсневой кости 28 - пяточный бугор. 29 — внутренняя лодыжка. 30 — большеберцовая кость. 31 — внутренний мыщелок большеберцовой кости. 32— внутренний мыщелок бедра. 33 — гороховидная кость. 34 — головка локтевой кости, 35 — локтевой отросток. 36 — внутренний мыщелок плеча. 37 — VII шейный позвонок. 38 — сосцевидный отросток височной кости. 39 — наружное затылочное возвышение, 40 — скуловая дуга. 41 — угол нижней челюсти

Мышцы правой голени выходят из промежутка между мышцами бедра, книзу суживаются, проходят позади лодыжек и связывают бедро, голень и стопу. Из костных пунктов на голени видны лишь внутренний мыщелок большеберцовой кости и обе лодыжки, на стопе — пяточный бугор, часть свода стопы и пальцы. Стопа пронирована. Так как костных выступов выявляется на задней поверхности мало, то нога строится больше на мышечных массивах; но все равно костную структуру надо все время мысленно видеть перед собой.

На левой ноге бедро согнуто в тазобедренном суставе, направлено вперед и кнаружи, коленный сустав слегка согнут, голень нижним концом направлена назад; голеностопный сустав слегка согнут вперед, стопа супинирована. Ввиду того, что бедро отклонено кнаружи, большой вертел бедра западает в глубь мышцы, кроме того, он находится ниже большого вертела правого бедра; нижний конец бедренной кости находится выше внутреннего мыщелка большеберцовой кости, который заметен под кожей. Мышца таза вытянута, входит клином между двумя мышечными массивами бедра. Эта разница форм между правой и левой ягодичными мышцами чрезвычайно характерна для данной постановки (когда одна нога опорная и откинута назад, а другая вынесена вперед) и весьма существенна для построения формы мышечных массивов левого бедра (их тоже три, как и на правом); эта форма весьма отлична от формы правого бедра, и это тоже характерно для данного построения. Характерно и то, что на колене, оттого, что колено согнуто, сзади образована мышцами и сухожилиями небольшая ямка, чего нет на правой ноге, где колено выпрямлено до предела.

Таким образом и левая нога строится больше на мышечных массивах, но здесь они существенно отличаются по форме от массивов правой ноги. Здесь тоже нужно мысленно видеть костную структуру таза и обеих ног. Мышечная связь осуществляется, как и на правой ноге, выходом и входом мышечных массивов из-под других мышц, но здесь они определяют другое положение и создают несколько иную форму.

Построение ног определило следующее. Правая нога отнесена назад; нижний конец бедра и колено находятся позади таза; поверхность голени от колена идет назад, а затем загибается вперед; стопа пронирована, левое бедро направлено вперед; левое колено вынесено вперед по отношению к правому, голень направлена от колена кзади; задняя поверхность голени от колена идет назад, а затем загибается вперед; стопа пронирована, левое бедро направлено вперед; левое колено вынесено вперед по отношению к правому, голень направлена от колена кзади; задняя поверхность голени от колена идет назад, а затем загибается вперед. Левая стопа супинирована; стоит впереди правой стопы.

Выше таза на задней стенке области живота и выше на спине, на задней стороне грудной клетки костными ориентирами являются остистые отростки позвоночника и общий массив грудной клетки, который лучше выявляется, если натурщик сделает глубокий вдох и медленный выдох. Костным пунктом, определяющим вершину грудной клетки, является седьмой шейный позвонок, который выступает сразу над ней; от него и производится сзади построение шеи с головой и плечевого пояса с руками. Кроме того, имеются костные выступы плечевого пояса: позвоночные края, углы, ости и акромионы обеих лопаток.

Срединной линией служит позвоночный столб и в соответствии с этим происходит симметричное построение задней стенки области живота и спины с плечевым поясом. На пояснице по обе стороны средней линии располагаются два вертикальных мышечных массива, а кнаружи от них плоские мышцы; в соответствии с взаиморасположением таза и грудной клетки правая мышца сжата и выпячивается, а левая растянута. Эти мышечные образования соединяют таз с грудной клеткой. Основным объемом построения спины здесь является грудная клетка, которая и строится большим объемом справа и слева от позвоночника; при построении ее выявляется, что она помимо наклона вправо еще запрокинута назад — это подчеркивают изгибы позвоночника и вышеупомянутые вертикальные мышцы — они идут параллельно позвоночнику, сначала изгибаясь влево и в глубь рисунка, а йотом направо и на зрителя. Покрывая верхнюю часть грудной клетки, справа и слева располагаются два массива плечевого пояса; каждый из них образован лопаткой и мышцами, ее окружающими. Оба эти массива лежат на поверхности грудной клетки и могут двигаться, скользя по этой поверхности независимо друг от друга. Верхняя их часть образует то, что в быту именуется плечами. Костными ориентирами этих массивов служат костные выступы лопаток. Массивы эти вместе с костными ориентирами намечаются по обе стороны позвоночника. Левый массив вместе с лопаткой в связи с подъемом руки повернут углом лопатки вверх — позвоночный край и ость лопатки повернуты, акромион лежит в ямке, образованной напряженной мышцей, поднявшей плечо; справа массив плечевого пояса и лопатка, свободно лежат на ребрах (рука свободно свисает вниз) —позвоночный край лопатки вертикален, ость и угол лопатки в положении покоя, акромион свободно выступает.

Построение головы идет по срединной линии вверх от седьмого шейного позвонка на наружное затылочное возвышение и дальше на голову. Голова запрокинута назад и наклонена вправо. Средняя линия головы пройдет по стреловидному шву и будет выгнута и наклонена вправо, а вторая линия крестовины пройдет через наружное затылочное возвышение, оба ушных отверстия, скуловую дугу и орбиту, она наклонена вправо и выгнута вниз. Уши отклонены назад и вниз и расположены — правое ниже левого; нижняя челюсть смотрится снизу. Все это дает возможность легко построить голову в положении наклона назад и вправо.

На левой поднятой руке очень характерна форма мышцы, поднявшей плечо, — она окружила акромион высоким мышечным валом — акромион лежит в ямке; намечается наружный мыщелок плеча, и мысленно надо проследить положение плечевой кости от акромиона до мыщелка, хотя плечо в общем строится по мышцам — связь между ними отчетливо выявлена.

Предплечье находится в положении супинации, оно тоже связано с плечом при помощи мышц—мышца, лежащая на плече, нижним концом входит между двумя группами мышц предплечья. У кисти намечается нижний конец лучевой кости. Благодаря сильному сгибанию, запястье выпукло в сторону тыла, поэтому кисть строится по запястью пясти и фалангам.

На правой опущенной руке легко можно определить положение плечевой кости — от акромиона до мыщелков. Предплечье в положении пронации, на тыле его можно наметить локтевую кость — от локтевого отростка до головки. Построение руки ведется одновременно по костным ориентирам и мышцам. Мышечная связь между лопаткой и плечом наглядно видна: мышца, идущая с лопатки на плечо, вклинивается в наружную сторону плеча; из-под нее выходит мышца, идущая по задней стороне плечевой кости, переходит в сухожилие и прикрепляется к локтю, тем самым связывая лопатку, плечо и предплечье. Предплечье строится по локтевой кости и двум массивам мышц, примыкающим к ней. Кисть строится от головки лучевой кости по мышечным возвышениям ладони, переходящим в пальцы.

Поставьте модель в позу, подобную показанной на рис. 24, 25, и произведите устно разбор построения, а затем постройте фигуру на бумаге: сперва спереди, потом сзади.

Повторите построение дома по памяти.

Вопросы. Пластическая характеристика данной позы: зависимость расположения фигуры от положения таза; какие части фигуры стоят выше, какие ниже, какие глубже, какие ближе к зрителю. Опорные костные точки: таза, ног, грудной клетки, головы, плечевого пояса, рук — со всех сторон.