Равновесие фирмы-монополиста в краткосрочном периоде

Согласно универсальному правилу 2, действуя в любой рыночной структуре, фирма производит такое количество товара Q, при котором предельная выручка MR равняется предельным издержкам МС. Фирма-монополист также будет стремиться выполнить данное условие. Цена производимой монополистом продукции при этом будет определяться спросом на эту продукцию (кривой спроса). Раскрытие зависимости цены товара, реализуемого монополистом, от объемов выпуска проще сделать с использованием соответствующих графиков.

Прежде чем обратиться к графикам на рис. 11.2, разъясняющим условия максимизации прибыли фирмой-монополистом, сделаем важное замечание: в краткосрочном периоде фирма-монополист также действует в условиях закона уменьшающейся отдачи ресурсов. Поэтому очертания кривых средних издержек (АТС, AVC, AFC) в краткосрочном периоде у фирмы в условиях монополии будут идентичны аналогичным кривым фирмы, функционирующей на совершенно конкурентном рынке.

Рис. 11.2. Варианты максимизации прибыли фирмой-монополистом

Как очевидно из рис. 11.2, а, б, фирма-монополист в условиях равновесия производит такой объем товара QE, когда MR = МС. Цена РЕ при этом определяется соответствующей точкой на кривой спроса D. Если цена РЕ превосходит средние суммарные издержки, т.е. находится выше кривой АТС (см. рис. 11.2, а), то фирма получает прибыль, равную заштрихованному прямоугольнику. В том случае, если средние суммарные издержки при выпуске QE товаров равны цене (кривая АТС1 на рис. 11.2, б), фирма полностью покрывает издержки упущенных возможностей и имеет нулевую прибыль. Когда суммарные издержки на единицу продукции превосходят цену (кривая АТС2 на рис. 11.2, б), фирма-монополист несет убытки (заштрихованная область).

Поскольку, как установлено, у фирмы-монополиста кривая MR лежит всегда ниже кривой спроса, то, в отличие от совершенной конкуренции, где условием максимизации прибыли служит равенство Р = МС, при монополии универсальное правило 2 (фирма максимизирует прибыль, когда МС = MR) выполняется, когда предельные издержки меньше цены товара: МС < Р, и точка пересечения кривых МС и MR находится ниже кривой D.

Как следует из рис. 11.2, производя QE единиц товара и продавая их по цене РЕ, фирма-монополист максимизирует прибыль в краткосрочном периоде. Если не изменится характер спроса на товар X (что повлияет на условия реализации товара и, следовательно, на конфигурацию кривой МК), сохранятся цены на ресурсы и уровень применяемой технологии (значит, не изменятся средние и предельные издержки, т.е. кривые МС, АТС, AVC, AFC останутся на прежнем месте), то монополисту нецелесообразно изменять объемы производства QE и цену реализации РЕ. Иными словами, выпуская Qe единиц товара по цене РЕ, фирма-монополист находится в равновесии.

Обратим внимание на следующее обстоятельство: вполне понятно, что при любом объеме производства предельные издержки выше нуля. Стремясь максимизировать свою прибыль, фирма-монополист будет выпускать такое количество Q, товара, при котором удовлетворяется равенство MR = МС. Но в таком случае и предельная выручка MR также должна быть всегда выше нуля. Однако если предельная выручка MR > 0, то суммарная выручка TR возрастает с увеличением объема выпуска Q, следовательно, спрос на данный товар при объемах выпуска QE единиц эластичный. Это еще раз подтверждает сделанный ранее вывод – фирма-монополист производит такое количество товара, чтобы спрос на него был эластичным.

Обычно существуют типичные заблуждения в отношении принципов деятельности монополии.

Во-первых, бытует мнение, что фирма-монополист может установить любую цену на монопольно продаваемый ею товар. Однако цена производимого монополистом товара зависит от спроса на этот товар и при заданных значениях QE (когда МС = MR) имеет вполне конкретную (РЕ на рис. 11.2) величину.

Во-вторых, считается, что монополист реализует с максимальной прибылью каждую единицу товара. Но внимательное изучение рис. 11.2, а показывает, что, выпуская QA единиц товара (где суммарные издержки на единицу продукции минимальны), фирма имела бы более высокую прибыль на единицу продукции, чем в точке QE (цена РA выше РЕ, а средние суммарные издержки ниже). Следовательно, монополист максимизирует суммарную прибыль, увеличивая выпуск до QE: теряя в "удельной" прибыли (на единицу продукции), он за счет расширения объемов производства повышает суммарную прибыль.

В-третьих, с точки зрения обывателя, монополист обязательно имеет прибыль. Однако очевидно, что успехи монополиста всецело зависят от объективной рыночной ситуации: изменение спроса, рост издержек в связи с увеличением цен ресурсов могут привести к ситуации, отраженной на рис. 11.2, б, когда монополист несет убытки. Следовательно, монополизация отрасли вовсе не означает, что монополист будет иметь прибыль.