Рациональное и иррациональное. Сила концептуальности.

В предыдущем параграфе были рассмотрены принципы и методы наращивания знания. Исследователи работают целенаправленно, т.е. ради достижения цели, а в нашем случае ею является рост знания. Иначе говоря, они действуют рационально. Латинское означает расчет, некоторую последовательность акций. С этой точки зрения любая наука рациональна, ибо она выступает как пошаговая реализация концептуальности. Рациональному противостоит иррациональное. По определению, иррациональное имеет место тогда, когда знание приходит спонтанно, как беспричинное озарение, которому невозможно найти какого-либо объяснения. Часто иррациональное интерпретируется как привычка, аффект, вера, творчество. Вопрос о соотношении рационального и иррационального приобрел в современной культуре исключительную актуальность. В связи с этим рассмотрим его проблемные аспекты. Нас интересуют следующие вопросы. Целесообразно ли сохранять дихотомию "рациональное - иррациональное"? Следует ли характеризовать науку и философию в качестве оплота рационального или же, наоборот, иррационального знания?

Иррационально ли творчество?

Согласно широко распространенному мнению, творчество является настоящим оплотом иррациональности. Доказательством этого утверждения считается невозможность объяснить пошагово сам процесс выработки новой теории. Иначе говоря, поскольку нет жесткого алгоритма творчества, постольку оно объявляется иррациональным. Приведенная аргументация не представляется нам безупречной. Совсем не обязательно рациональное связывать с жесткой алгоритмизацией. Поясним сказанное примером.

Допустим, что в связи с неполадками вашего компьютера вы вызвали своего компьютерного гуру. Согласно определению вы поступили рационально, ибо у вас было основание для его вызова. Но если бы вы вызвали его без всякой причины, то ваш поступок был бы признан иррациональным. Рациональное в отличие от иррационального подчиняется принципу достаточного основания Лейбница, согласно которому поступки совершаются не беспричинно. От рассмотренного примера перейдем к анализу процесса творчества. Всякое творчество есть изобретение новой теории.

Некто изобрел новую теорию Т, которая содержательней устаревшей теории Т Допустимо ли считать изобретение новой теории рациональным процессом? Не только допустимо, но и необходимо. Почему? Потому что для научного творчества были веские основания, ибо устаревшая теория содержала недопустимые противоречия. Лауреаты Нобелевских премий на многих страницах объясняют, почему и каким образом они совершили свои открытия. Схема их рассказов одна и та же: во избежание противоречий Т были предприняты некоторые попытки. Одна из них, в свою очередь состоявшая из ряда действий, привела к успеху. Поскольку все попытки были предприняты ради достижения вполне определенной цели, а именно преодоления недостатков устаревшей теории, то они по определению рациональны. Рациональное не тождественно и не противоположно ни безошибочному, ни алгоритмическому. Рациональное противоположно исключительно иррациональному, т.е. беспричинному поведению. Таким образом, творчество рационально.

Иррациональны ли привычки и традиции?

Знаменитый социолог, экономист и философ М. Вебер противопоставлял двум рациональным типам поведения, целерациональному и ценностно-рациональному, поведение, основанное на привычках, связанное с некоторой традицией и аффективное. Но действительно ли поведение, основанное на привычках и традиционных нормах, иррационально?

Привычка - это правило поведения, принимаемое без его критического анализа и приобретающее стереотипный характер. Многие люди после сна по привычке чистят зубы, а после еды выкуривают сигарету. Почему они так поступают? Потому что в противном случае чувствуют себя дискомфортно. Поведение по привычке соответствует условию рациональности. Но оно не соответствует требованиям критического ума. Далеко не случайно даже от пагубных привычек порой отказываются с большим трудом.

Что касается традиции, то она обычно выступает как совокупность стереотипных правил поведения (привычек), характерных для определенной общности людей. Традиции рациональны в той же самой степени, что и привычки, ибо состоят из них. Очень часто традиции превозносятся как непреложное воплощение идентичности некоторой совокупности людей. В действительности же указанная идентичность определяется общей историей людей, которая имеет сложное концептуальное ОГЛАВЛЕНИЕ и ни в коем случае не является освящением традиций. Если бы человечество не переосмысливало свои традиции, то оно не достигло бы нынешнего столетия.