Рационализация государственного аппарата

Контроль обнаружил серьезные недостатки в организации и деятельности всего государственного аппарата. В ответ на это принимаются меры к его совершенствованию, которые получили в то время наименование рационализации. Именно эта работа легла в первую очередь на плечи ЦКК РКИ. Прежде всего было обращено внимание на существенное улучшение структуры и функций государственных органов.

Одним из основных пороков государственного механизма были его громоздкость и дороговизна. По решению ГХ Всероссийского съезда Советов, состоявшегося еще в 1921 г., было проведено серьезное сокращение штатов. Упразднялись целые звенья в местных органах управления - отделы в уездных и волостных исполкомах. В результате штаты здесь сократились в три - семь раз. В центральном аппарате были ликвидированы многочисленные комиссии, созданные во время войны. Всего было упразднено 144 такие комиссии, в том числе только при ВСНХ - 22. Отдельные звенья были ликвидированы в разных ведомствах полностью. Сокращение не было одноразовым: вскоре последовало новое - от 12 до 60% личного состава.

Правда, сокращение аппарата не всегда давало желаемый результат. Иногда получалось, что число служащих в реорганизуемых учреждениях не только не сокращалось, а даже возрастало за счет образования новых звеньев, иногда же при общем сокращении числа работников расходы на их ОГЛАВЛЕНИЕ тем не менее возрастали, поскольку увеличивались должностные оклады. Так, в Машинообъединении штат был уменьшен на 8,8%, а расходы на него увеличились на 15,3%.

Важным мероприятием по совершенствованию государственного аппарата явилась борьба с бюрократизмом. Средством борьбы с обюрократившимися работниками была избрана так называемая чистка, начатая по решению XVI партийной конференции (апрель 1929 г.). Вместе с бюрократами изгонялись "чуждые элементы", т.е. люди, происхождение и политические взгляды которых не соответствовали установленным стандартам. К ним относились бывшие помещики, фабриканты, сотрудники жандармерии и охранки и т.п. Например, было обнаружено, что на Украине среди служащих 34 округов было 198 бывших полицейских, 644 бывших крупных собственника, помещика и др. В то же время было всего 13,3% рабочих, а крестьян - 29,6%.

Чистка государственного аппарата шла параллельно и взаимосвязано с чисткой партии. Таких чисток в эти годы было несколько, но в 1929-1930 гг. провели генеральную. Во время нее было исключено из партии около 250 тыс. человек3. Из партии, а следовательно, и с государственных постов изгонялись люди, находившиеся когда-либо в разного рода оппозициях. Эта мера, несомненно, подготавливала установление авторитарного режима в партии и государстве.

Одновременно с чисткой государственного аппарата шло массовое выдвижение активных рабочих и работниц в административные, промышленные, торговые, кооперативные органы. Так, на Украине в 1926-1929 гг. было выдвинуто на руководящую работу около 8 тыс. рабочих и крестьян. Именно тогда-то в русском языке и родилось новое слово - выдвиженец. Конечно, среди рабочих нашлись талантливые люди, которые быстро освоили управленческий труд. Однако определенная часть выдвиженцев, малоподготовленная, порой не очень грамотная, не смогла по-настоящему заменить специалистов в государственном аппарате. Одни из них разбежались, другие же (что еще хуже) остались работать, составляя худшую часть нового чиновничества. Для обучения выдвиженцев руководящей работе была создана широкая сеть всякого рода курсов, по преимуществу - краткосрочных.

Нехватка руководящих работников, достаточно проверенных и преданных Коммунистической партии, приводила к необходимости совместительства. При этом ответственные работники порой совмещали самые разнородные должности. Например, в 1921 г. Ф.Э. Дзержинский, оставаясь председателем ВЧК, был назначен председателем Комиссии при ВЦИК по улучшению жизни детей и наркомом путей сообщения. Обычно такого рода руководители опирались на штат опытных специалистов, что позволяло сочетать политическое и профессиональное руководство объектом управления.

Уже в начале рассматриваемого периода, в 1923 г., впервые вводится понятие номенклатуры. Создаются два, а затем и три списка должностей, которые могут заниматься только по рекомендации надлежащих партийных органов. Соответственно в список № 1 входили наиболее высокие должности, в другие списки - менее высокие.

Кроме совершенствования структуры и функций государственных органов в 20-х гг. было обращено внимание и на организацию их работы. Родилось известное движение НОТ - движение за научную организацию управленческого труда. В 1923 г. при Коллегии Наркомата РКИ СССР был учрежден совещательный орган - Совет по научной организации управления, в состав которого вошли представители различных ведомств и предприятий. В том же году возникла общественная организация - Лига "Время", создавшая обширную сеть ячеек в крупнейших городах. Ее члены боролись за целесообразное использование рабочего времени в учреждениях, против опозданий, излишних заседаний и т.п. Лига просуществовала недолго, до 1925 г., но накопила богатый опыт организации управленческого труда. В 1926 г. был организован специальный Государственный институт техники управления.

Большое значение в деле экономии средств и в борьбе с бюрократизмом имело сокращение учета и отчетности, проводимое по инициативе Наркомата РКИ. Так, отчетность в Наркомфине была сокращена почти на 80%, в Центросоюзе - на 81,7%, а в Экспортхлебе - даже на 97,6%.