Расстройства целенаправленных действий

В процессе жизни у человека постепенно вырабатываются навыки целенаправленных действий (praxis), основой которых является упрочение временных связей — выработка условно-рефлекторных двигательных стереотипов. Апраксия — нарушение целенаправленного действия (определенных произвольных движений), обусловленное расстройством последовательности регуляции в моторной части второй сигнальной системы при сохранности простых и цепных безусловно-рефлекторных дуг.

Апраксия выявляется с помощью следующих тестов: больной должен подражать действиям психолога (например, психолог дотрагивается большим пальцем ладони противоположной руки); больной должен по указанию делать определенные движения (дотронуться правой рукой до левого уха, налить в стакан воды и выпить ее, застегнуть пуговицу и т.д.); больной должен показать, как едят суп, как разрезают кусок мяса с помощью ножа и вилки, вбивают гвоздь и т.д., а также произвести некоторые мимические движения (исследование символического процесса): погрозить пальцем, послать воздушный поцелуй и т.д.

Важнейшей составляющей оценки психологического статуса человека, проводимой психологом-экспертом, является характеристика динамических особенностей его психической деятельности — таких как темп, равномерность, инертность, лабильность, истощаемость психических процессов. Динамика психической деятельности просматривается через все выполняемые диагностические методики.

Так, о психической деятельности свидетельствует темп выполнения экспериментальных заданий. Снижение скорости выполнения задания больным в середине или конце диагностики может свидетельствовать об истощаемости психических процессов. При этом следует обратить внимание на внешние проявления признаков истощаемости у больного: побледнение или покраснение кожных покровов; неадекватность эмоциональной сферы — тревожность, плаксивость, повышенная возбудимость, раздражительность; тембр голоса — повышение или понижение тона речи и другие проявления.

Инертность как динамический показатель психических процессов характеризует промежуток времени (пауза) между ознакомлением с инструкцией и началом ее выполнения, а также паузы между элементами (операциями) действий испытуемого. О повышенной инертности можно говорить в том случае, когда больной продолжает выполнять "устаревшую" инструкцию, вместо того чтобы переключиться на выполнение вновь заданной.

Оценкой равномерности психических процессов служат колебания продуктивности работы больного на протяжении исследования. Эти колебания могут проявляться как при переходе от одного задания к другому, так и на протяжении одного и того же задания.

Исследование эмоционально-волевой сферы

Оценка эмоционально-волевой сферы больного проводится психологом на всем протяжении общения с ним и анализа рисунка поведения. Помимо этого, используются специальные диагностические методики.

1. "Цветовой тест отношений" (А. М. Эткинд).

Цель: выявление эмоционального отношения испытуемого к различным проявлениям окружающей действительности (семье в целом, к отдельным членам семьи, к работе, друзьям, родителям).

Материал: цветные карточки набора М. Люшера.

Инструкция: (перед больным раскладывается набор карточек). "Выберите, пожалуйста, цвет, который ассоциируется у вас с работой (болезнью, вашим заболеванием, учебой, родителями, женой, мужем, врачами...).

Набор определяемых эмоциональных отношений к тому или иному человеку или ситуации определяется по необходимости, исходя из анамнеза болезни и ознакомительной беседы психолога с больным.

В ходе исследования психолог фиксирует результаты в протоколе (табл. 5).

Таблица 5. Протокол результатов исследования

Интерпретация: на основании доминирования того или иного цвета можно выявить эмоциональный настрой пациента. При соотнесении цветовых выборов различных событий или людей можно определить значимость их для исследуемого.

2. Методика определения пластичности—ригидности эмоциональной сферы.

Материал: чистый лист (половина листа формата А4), ручка или карандаш.

Методика состоит из четырех этапов. На каждом этапе инструкция изменяется.

1. На первом этапе испытуемый должен написать обычным способом фразу "В поле уже таял снег".

Испытуемому выдается лист бумаги и ручка, предлагается написать фразу: "В поле уже таял снег" и подчеркнуть ее.

Инструкция: "Вы должны за 30 секунд как можно большее число раз написать обычным почерком эту фразу. Писать следует так, чтобы каждая фраза занимала отдельную строчку. Начинайте писать по моей команде. После команды "Стоп" следует прекратить работу на той букве, на которой она вас застала. Старайтесь располагать строчки ближе друг к другу, так как вам будут даны еще несколько заданий".

2. На втором этапе надо писать печатными буквами. Инструкция: "Сейчас вы должны писать ту же фразу, в том же темпе, но только печатными буквами. Остальные требования те же".

3. На третьем этапе нужно чередовать прописные и печатные буквы.

Инструкция: "Теперь задание усложняется. Вы должны писать ту же фразу комбинированным способом — чередовать прописные и печатные буквы, т.е. первая — прописная, вторая — печатная, третья — прописная, четвертая — печатная, и т.д.".

4. На четвертом этапе следует писать удвоенными буквами обычным почерком.

Инструкция: "Теперь выполните последнее задание. Известную вам фразу нужно писать обычным почерком (прописью), но при этом каждую букву нужно повторять дважды: две буквы "в", две буквы "п", две буквы "о", две "л" и т.д. Темп работы не сбавлять".

Обработка результатов. Для определения показателя пластичности — ригидности вначале подсчитывается количество знаков (букв), написанных на каждом этапе отдельно. Сумма знаков первого этапа принимается за фоновый результат (Мф). Затем рассчитывается средний результат выполнения модифицированных заданий, т.е. второго, третьего и четвертого этапов:

где Мср — средний показатель модифицированных заданий; М2 — результат второго этапа; М3 — результат третьего этана; М4 — результат четвертого этапа.

Показателем пластичности — ригидности служит коэффициент ригидности (Р), который определяется как

отношение среднего результата модифицированных заданий (Мср) к результату фонового задания (М<()):

Коэффициент ригидности (Р) может изменяться в пределах от 0 до 1. Значение Р, близкое к нулевому, обозначает ригидность, а близкое к одному — пластичность; Р, равное 0,5, является средним.