Рассмотрение дел о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении

Ряд законодательных актов РФ, дополняя и конкретизируя друг друга, регулируют новую для России сферу административных отношений, связанных с возвращением иностранного гражданина на территорию того государства, откуда он прибыл в Россию, – с реадмиссией [1].

Основным нормативным правовым актом, регулирующим нахождение иностранных граждан на территории РФ, является Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в который ежегодно вносятся изменения и дополнения, отражающие изменения в международных отношениях, в том числе и в сфере трудовой миграции. В соответствии с этим Законом иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Изменения российского законодательства, касающиеся возвращения иностранного гражданина в государство, откуда он прибыл, обусловлены заключением Соглашения о реадмиссии между Российской Федерацией и Европейским сообществом от 25.05.2006, которое вступило в силу с 1 июня 2007 г. В ст. 1 этого Соглашения реадмиссия определяется как передача запрашивающим государством и принятие запрашиваемым государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными.

Лицом, незаконно находящимся на территории РФ, является иностранный гражданин, лицо без гражданства, не имеющее действительного вида на жительство, либо разрешения на временное проживание, либо визы и (или) миграционной карты, либо иных предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ документов, дающих право пребывания (проживания), в том числе и временно. По соглашению Российской Федерации с рядом зарубежных государств (прежде всего, со странами СНГ, в частности с Белоруссией, Казахстаном, Таджикистаном) граждане этих государств могут находиться на территории РФ без соответствующего разрешения до 90 дней; однако если в этот период они не получат соответствующего документа, то также считаются находящимися на территории РФ незаконно.

В ст. 32.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" [2] определен порядок передачи и приема иностранных граждан, подпадающих под действие международных договоров о реадмиссии. Данным Законом также определен федеральный орган исполнительной власти, на который возлагаются соответствующие полномочия по приему и передаче лиц, подпадающих под действие международных договоров о реадмиссии, – федеральный орган в сфере миграции. В настоящее время таким органом является ФМС России, от лица которой в ряде случаев могут выступать ее территориальные органы – управления (УФМС России). На эти органы возложены также доставка иностранного гражданина в специальное учреждение по реадмиссии (таких учреждений всего три), а в случае необходимости в суд, учреждение здравоохранения, дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, к месту передачи иностранному государству данного гражданина либо до пункта пропуска через Государственную границу РФ. Такое доставление может осуществляться соответствующим территориальным органом совместно с органами внутренних дел.

Статья 32.3 Закона определяет порядок осуществления личного досмотра иностранных граждан, подлежащих реадмиссии, и досмотра вещей, находящихся при указанных иностранных гражданах, но это не вопросы самой реадмиссии, а связанные с ней и с выполнением должностным лицом своих функций.

В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию РФ с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию РФ, являются незаконно находящимися на территории РФ и несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Указанные лица, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из России в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом, в противном случае они подлежат депортации.

Депортацию – принудительную высылку иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации – следует отличать от реадмиссии, предполагающей осуществление установленных действий по соглашению государств (двустороннему или многостороннему) о передаче граждан, выехавших и въехавших в эти государства.

В соответствии ст. 25.13 Закона иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые передаются Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, либо иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые принимаются Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, осуществляет выезд из Российской Федерации или въезд в Российскую Федерацию без визы на основании решения о реадмиссии указанного иностранного гражданина или лица без гражданства, принятого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. В случае, предусмотренном международным договором РФ о реадмиссии, выезд указанного иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации или их въезд в Российскую Федерацию осуществляется также на основании проездного документа для целей реадмиссии, предусмотренного указанным международным договором, форма, порядок оформления и выдачи которого определяются ФМС России.

До передачи иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии в соответствии с законодательством РФ, иностранный гражданин, не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, подлежащий передаче либо приему в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, временно размещается в специальном учреждении ФМС России, предназначенном для временного размещения указанных иностранных граждан. Исключением являются случаи задержания иностранного гражданина в пределах приграничной территории. Передача данного иностранного гражданина Российской Федерацией иностранному государству на основании международного договора РФ о реадмиссии осуществляется по ускоренной процедуре соответствующим пограничным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, на основании решения о реадмиссии по ускоренной процедуре данного иностранного гражданина, которое принимается должностным лицом, уполномоченным руководителем федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности, на принятие таких решений (п. 1.1 ст. 32.2 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

Подробно процедура размещения этих лиц регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1306 "Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии". Контроль за условиями временного размещения лиц, подлежащих реадмиссии в реадмиссионные центры, порядок их материально-бытового обслуживания, питания и медицинского обеспечения осуществляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции (УФМС России).

Правом принимать решение о временном размещении иностранного гражданина в специальном учреждении ФМС России на срок, не превышающий 48 часов, наделяется директор ФМС России, его заместитель или руководитель территориального органа ФМС России. Продление этого срока или изначальное размещение в специальном учреждении на более длительный срок возможно только в судебном порядке (гл. 26.1 ГПК РФ).

Заявление о временном размещении подается территориальным органом федерального органа, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (ФМС России) в суд по месту нахождения специального учреждения, в которое помещен (или может быть помещен) иностранный гражданин, подлежащий реадмиссии.

Срок подачи заявления о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении составляет 48 часов с момента помещения иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальное учреждение. Если по решению соответствующих лиц иностранный гражданин уже помещен в спецучреждение, но вопрос о его возврате еще не решен, то заявление о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении подается в суд не позднее чем за 48 часов до истечения установленного по решению суда срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении.

Порядок возбуждения и рассмотрения дела о реадмиссии регулируется ст. 261.1–261.4 ГПК РФ. Дело возбуждается незамедлительно после подачи заявления о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении.

Одновременно с возбуждением дела судья продлевает срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении на срок, необходимый для рассмотрения такого заявления. Данная категория дел рассматривается судом в сокращенные сроки – в течение пяти дней со дня возбуждения дела, что следует учитывать суду при назначении судебного заседания. При возбуждении дела судья вправе истребовать у лиц, участвующих в деле, необходимые для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения и разрешения дела материалы.

При рассмотрении дела о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или продлении срока его пребывания в специальном учреждении, суд обязан проверить обоснованность принятого должностным лицом ФМС России решения о размещении гражданина в этом учреждении либо необходимость продления срока его пребывания, проверить факты и документы, представленные для обоснования ходатайств (запросов) о реадмиссии компетентными органами иностранных государств либо истребованные дополнительные сведения из соответствующих государственных органов и др.

Судебное заседание проводится в помещении суда в обычном порядке.

Дело о временном размещении в специальном учреждении или о продлении срока пребывания в специальном учреждении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, рассматривается с участием прокурора, заявителя (представителя УФМС России) и лица, в отношении которого рассматривается дело.

Сложность рассмотрения дел данной категории заключается в том, что в ряде случаев соглашение о реадмиссии может быть заключено с государством, не имеющим законодательства о персональных данных или не являющимся участником соответствующих международных договоров; субъект персональных данных не всегда готов дать согласие на их обработку [3]. Могут возникнуть и другие ситуации, вызывающие необходимость неоднократного продления нахождения гражданина в специальном учреждении. Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган на основании решения руководителя соответствующего органа может приостановить или прекратить процедуру реадмиссии в отношении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии.

Суд, рассмотрев по существу заявление о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым либо удовлетворяет заявление, либо отклоняет его.

Решение суда об удовлетворении поданного заявления является основанием для временного размещения иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении на необходимый для осуществления его передачи (реадмиссии) срок или продления срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в специальном учреждении.

В ГПК РФ законодателем не установлены какие-либо изъятия относительно прав на обжалование решения суда. Следовательно, применяется общий порядок и сроки обжалования. Не установлены также ограничения относительно наличия представителя, поэтому иностранный гражданин может обратиться за юридической помощью к юристу. Однако суд не обязан его обеспечивать адвокатом или иным специалистом, кроме как переводчиком, в случае, когда иностранный гражданин не владеет русским языком.