Рассмотрение и утверждение бюджетов

Рассмотрение и утверждение бюджетов относится к бюджетным полномочиям органов законодательной (представительной) власти. Порядок и сроки представления, рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется для федерального бюджета — БК РФ, бюджета субъекта РФ — законом субъекта РФ, местного бюджета — муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования. С 2010 г. БК РФ устанавливаются предельные сроки представления проекта бюджета на рассмотрение и утверждение его депутатским корпусом:

• для проекта федерального бюджета — до 1 октября;

• проекта бюджета субъекта РФ — до 1 ноября;

• проекта местного бюджета — до 15 ноября.

Принимая во внимание принцип самостоятельности бюджетов, законодательным (представительным) органам власти субъектов РФ и местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять процедуру рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения. При этом утверждение проекта закона (решения) должно быть обеспечено до начала очередного финансового года. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ и муниципальных образований обязаны проводить публичные слушания по проекту бюджета в форме очного собрания граждан. Публичные слушания проводятся в целях реализации принципа прозрачности бюджетной системы РФ, обеспечения открытости для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по бюджету.

Одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган представляются:

• основные направления бюджетной и налоговой политики;

• предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;

• прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;

• прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо утвержденный среднесрочный финансовый план;

• пояснительная записка к проекту бюджета;

• методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;

• верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), и (или) верхний предел государственного внешнего долга на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода;

• оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;

• проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;

• предложенные законодательными (представительными) органами, органами судебной системы, органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными законодательными (представительными) органами, проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет;

• иные документы и материалы.

С 2007 г. в БК РФ закреплена новая концепция законодательного регулирования порядка рассмотрения и утверждения проекта федерального закона о бюджете, направленная на упрощение этого порядка и его переориентацию на рассмотрение приоритетных направлений бюджетных расходов. Далее она совершенствовалась и на рис. 5.2.1 показан актуальный порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

Такая процедура позволяет обеспечить:

• упорядочение требований к проекту федерального бюджета и прилагаемых к нему материалов исходя из сложившейся практики, а также в связи с законодательным утверждением федерального бюджета на три года;

• рассмотрение проекта федерального бюджета в трех чтениях в течение 60 дней, что обеспечивает его своевременное законодательное утверждение и вступление в силу даже в случае отклонения документа на каком-либо этапе.

Следует заметить, что рассмотрение проекта федерального бюджета широко освещается в СМИ. Проект федерального бюджета размещается на официальном сайте Минфина России — minfin.ru. Кроме проекта бюджета, на сайте представлены другие нормативные правовые акты, статистическая и аналитическая информация, а с 2013 г. — бюджет для граждан.

Рис. 5.2.1. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета

В случае если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала текущего финансового года:

• финансовый орган правомочен ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем 1/12 бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году;

• иные показатели, определяемые законом (решением) о бюджете, применяются в размерах (нормативах) и порядке, которые были установлены законом (решением) о бюджете на отчетный финансовый год;

• порядок распределения и (или) предоставления межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации сохраняется в виде, определенном на отчетный финансовый год.

Такой порядок получил название "временного управления бюджетом".