Лекция 19. РАСКРЫТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Уровень прозрачности компании (транспарентность) — важный критерий высокой корпоративной культуры управления, поскольку именно под прикрытием секретности, конфиденциальности и служебной тайны совершаются многие экономические преступления, а также нарушаются законы права и морали.

Транспарентность — принцип профессиональной этики и корпоративного управления, утверждающий необходимость раскрытия корпоративной информации в целях оценки ее инвестиционной привлекательности. Компания, желающая привлечь инвестиции, должна отвечать ожиданиям потенциальных акционеров, прежде всего в области информационной прозрачности бизнеса. Ориентиром в данной сфере являются стандарты информационной прозрачности, разработанные в рамках корпоративного законодательства разных стран, а также различные кодексы и рекомендации.

Российский кодекс корпоративного поведения основывается на специально разработанном документе "Положения об информационной политике" и содержит целый ряд рекомендаций по улучшению практики корпоративного управления в области раскрытия информации. Раскрытие информации — обеспечение ее доступности акционерам и другим заинтересованным лицам.

Не противоречит ли принцип транспарентности принципу конфиденциальности? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим ресторанный бизнес. В нем, как в любом другом, существует два типа информации — конфиденциальная (включающая секреты приготовления блюд, авторские рецепты, способы приготовления салатов и коктейлей и прочую закрытую профессиональную информацию), и такая, которая должна быть прозрачной и легко проверяемой (состав продуктов, наличие в них вредных веществ, например ГМО, санитарные и медицинские нормы приготовления и подачи блюд, корпоративная культура и профессиональный этический кодекс). Эти два типа информации не противоречат, а дополняют друг друга.

Основные принципы информационной политики

К основным принципам информационной политики, которым должны следовать компании, относятся:

• регулярность и оперативность предоставления информации, доступность для большинства акционеров и заинтересованных лиц;

• достоверность и полнота содержания;

• разумный баланс между открытостью компании и соблюдением ее коммерческих интересов.

Положение об информационной политике компании должно содержать:

• перечень информации, которую компания или акционерное общество обязуется раскрывать;

• формы раскрытия информации (рекомендуется, чтобы доступ акционеров к информации об обществе обеспечил секретарь общества, чтобы были определены средства массовой информации, с помощью которых будет раскрываться информация, а также перечень информации, представленной в Интернете);

• указание о регулярности раскрытия информации.

Кодекс также рекомендует перечень информации, которая должна быть представлена на годовом общем собрании акционеров, а именно:

• годовой отчет;

• баланс, отчет о прибыли и убытках;

• рекомендации совета директоров по распределению прибыли, в том числе по выплате дивидендов;

• заключение ревизионной комиссии общества;

• заключение аудитора общества;

• сведения о кандидатах в совет директоров общества и ревизионную комиссию;

• сведения о кандидатах исполнительного органа.

Все большее количество компаний раскрывают информацию о соблюдении стандартов кодекса в своих годовых отчетах. Однако до сих пор существует значительный разрыв между группой ведущих российских компаний, которые предоставляют такие отчеты, и большинством других, которые пока не считают нужным раскрывать информацию и практически не принимают участия в принятии решений в данной области.

В настоящее время большинство российских акционерных обществ приняли собственные кодексы корпоративного поведения, которые основываются на кодексе, рекомендованном к применению ФСФР. Положения кодексов корпоративного управления носят рекомендательный характер (Приказ ФСФР России № 6-117/пз-н от 10 октября 2006 г.), тем не менее нежелание следовать правилам корпоративного управления может не только испортить имидж компании, но и повлиять в итоге на ее положение на рынке.

Поэтому ряд крупных российских компаний, прежде всего эмитенты, вышедшие на западные рынки со своими ценными бумагами, принимают кодексы корпоративного поведения, основные положения которых — открытость и честность ведения бизнеса.