Расходы некоммерческих организаций

Организуя основную деятельность и деятельность, приносящую доходы, некоммерческая организация осуществляет определенные затраты материальных, трудовых и информационных ресурсов. Анализируя, какие факторы производства и в каком количестве использовала некоммерческая организация, мы оцениваем структуру материальных ресурсов, трудовых ресурсов, информационных ресурсов, которые были привлечены ею для создания общественного блага.

В условиях рыночной экономики все затраты приобретают стоимостную оценку, превращаясь в расходы. В этом случае мы определяем, во сколько обошлась некоммерческой организации созданная услуга, работа или продукт. Денежная оценка понесенных затрат играет важное значение в теории формирования и использования финансовых ресурсов некоммерческой организации. Она обеспечивает сопоставимость объемов использования материально-вещественных факторов производства; необходима для определения достаточности поступлений и доходов некоммерческой организации.

Понятие "расходы" имеет общее значение как для некоммерческой, так и для коммерческой организации.

Независимо от характера деятельности организации расходы – это денежная оценка затрат, целесообразных для производства товаров или общественных благ, произведенных в течение определенного времени и имеющих документарное подтверждение.

Безусловно, определенные характеристики расходов некоммерческой организации будут совпадать с характеристиками расходов коммерческой организации, но особенности деятельности некоммерческой организации придают специфику и ее расходам.

Общими для расходов некоммерческой и коммерческой организации будут требования документарного подтверждения и их целесообразности. Первое требование определяется условиями ведения финансово-хозяйственной деятельности в любой национальной экономике. Документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями национального законодательства. В качестве документов выступают договор, счета-фактура и пр. Такое оформление необходимо в целях налогообложения и организации бухгалтерского учета.

Требование целесообразности для любой организации определяется условиями рыночного механизма. Нарушение принципа целесообразности для коммерческой и некоммерческой организации будет иметь различные последствия. Если расходы коммерческой организации будут нецелесообразны, то она будет нести убытки. Тем самым создаются условия для ее самоликвидации. Если расходы некоммерческой организации будут нецелесообразны, то в этом случае она будет нарушать принцип соответствия ее деятельности требованиям устава, потеряет возможность получения целевых поступлений, тем самым создадутся условия для ее ликвидации. Но потребители лишатся в этом случае определенного количества общественных благ.

Существует определенное сходство и в структуре расходов коммерческой и некоммерческой организации. Для любой организации будут характерны расходы на оплату труда сотрудников некоммерческой организации и на уплату обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Расходы на приобретение материально-вещественных факторов производства будут присутствовать в структуре расходов некоммерческой организации, как и в структуре расходов коммерческой организации.

Состав прочих расходов для коммерческой и некоммерческой организации будет различен, так как зависит от характера их деятельности. Например, в составе расходов коммерческой организации довольно большое место занимают прочие расходы, в которые включаются расходы на обслуживание деятельности: комиссионные и прочие платежи коммерческим банкам и другим кредитным институтам, представительские и командировочные расходы, на выплату некоторых налогов и пр. Прочие расходы некоммерческой организации будут состоять из консультационных расходов, расходов на оплату Интернета и (или) телефонной связи; расходов на проведение общественных собраний, съездов и пр.

Материально-вещественный состав расходов некоммерческой организации включает:

• расходы на плату труда сотрудников некоммерческой организации;

• обязательные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды;

• расходы на оплату коммунальных услуг;

• административные расходы;

• хозяйственные расходы;

• целевые расходы;

• расходы на создание резервов;

• прочие расходы, в том числе:

– консультационные расходы,

– расходы на оплату услуг Интернета, телефонной связи,

– расходы на проведение общественных собраний, съездов,

– издательские расходы,

– расходы на аренду и ОГЛАВЛЕНИЕ помещения,

– почтовые расходы, канцелярские расходы, расходы на копировальные работы для нужд офиса,

– расходы по проведению обязательного аудита,

– расходы на ремонт, осуществляемый подрядным способом.

Среди всех расходов значительный удельный вес занимают расходы на выплату заработной платы и сопровождающих ее расходов на оплату обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Зарубежный опыт[1]

Тенденция к доминированию расходов на оплату работников некоммерческой организации характерна и для некоммерческих организаций других стран. В структуре расходов некоммерческой организации в зарубежных странах расходы на оплату персонала, налоги, командировки и социальный пакет, как правило, превышают 60% от общего объема расходов.

Удельный вес различных видов расходов в общем объеме расходов некоммерческой организации зависит от организационно-правовой формы и вида деятельности.

Некоммерческая организация самостоятельно определяет структуру расходов, хотя для некоторых некоммерческих организаций существуют нормативные ограничения или рекомендации. Прежде всего, это касается потребительских кооперативов, благотворительных фондов, казенных учреждений и товариществ собственников жилья (ТСЖ).

Структура расходов не должна противоречить национальному законодательству. Например, российское законодательство запрещает любое вознаграждение участников или учредителей организации за счет доходов, полученных некоммерческой организацией.

Расходы некоммерческой организации должны осуществляться постоянно (в данном случае предполагается, что некоммерческие организации находят постоянные источники финансирования), но для их количественной или денежной (стоимостной) оценки выбирают определенный временной интервал. Этим интервалом является год, квартал, месяц. Именно в этот период расходы производятся с целью использования полученных денежных поступлений для выполнения взятых обязательств по производству общественных благ.

Расходами некоммерческой организации называется денежная оценка произведенных затрат материальных, трудовых и информационных ресурсов для реализации уставной цели деятельности.