Расчет среднего заработка для определения размера пособий по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком (равно как и пособие по временной нетрудоспособности) для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица.

В средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного, на которые начислены страховые взносы в ФСС. Перечень таких выплат и вознаграждений устанавливается Федеральным законом "О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС". К ним относятся выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (ч. 2 ст. 7 Федерального закона "О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС"). В то же время пособия по безработице и иные виды выплат по обязательному социальному страхованию, бо́льшая часть компенсационных выплат, например связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск; выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность и т.д.; суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов, и т.п. не подлежат обложению страховыми взносами. Полный перечень таких выплат установлен в ст. 9 Федерального закона "О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС".

Закон ограничивает размер учитываемого среднего заработка, применяемого для исчисления пособий, максимальным размером (ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона "О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС"): полученные выплаты за 1 год учитываются в размере, не превышающем суммы предельной величины базы для начисления страховых взносов.

Базы для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов – это сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период. Для каждого физического лица эта база определяется отдельно с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

Федеральным законом "О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС" установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов, которая подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы в России. Это означает, что после того как эта величина нарастающим итогом за год достигнута, с сумм выплат и иных вознаграждений, превышающих предельную базу, страховые взносы не взимаются. Предельная величина доходов, с которой уплачиваются взносы во внебюджетные фонды, ежегодно индексируется (ч. 5 ст. 8 Федерального закона "О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС"). Размер указанной предельной величины определяется Правительством РФ.

В течение последних лет она составляет:

– на 2010 г. – 415 000 руб.;

– 2011 г. – 463 000 руб.;

– 2012 г. – 512 000 руб.

С 1 января 2013 г. предельная величина индексируется в 1,11 раза (постановление Правительства РФ от 10.12.2012 № 1276 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 года"). При этом сумма 500 руб. и более округляется до тысячи, а менее 500 руб. отбрасывается. Соответственно, база для начисления взносов с выплат в пользу каждого физлица в 2013 г. не должна превышать 568 000 руб. Она определяется нарастающим итогом с начала календарного года (ч. 4 ст. 8 и ст. 10 Федерального закона "О страховых взносах в ПФР, ФСС, ФОМС").

Ранее средний заработок рассчитывался исходя из заработной платы за 1 год. Федеральным законом от 08.12.2010 № 343-Φ3 "О внесении изменений в Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”" был внесен ряд существенных изменений, в том числе изменен порядок расчета среднего заработка. В связи с этим с 1 января 2011 г. но 31 декабря 2012 г. действовал переходный период: для исчисления пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком можно было выбирать один из двух вариантов расчета среднего заработка по нормам Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" – так называемые старые и новые правила (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 343-Φ3). Выбор старых правил расчета среднего заработка осуществлялся путем прямого указания на него в заявлении о назначении и выплате пособия, а по умолчанию применялись новые правила расчета. Эти варианты отличались порядком расчета среднего заработка, а также максимальными размерами пособий.

По старым правилам, применявшимся для исчисления пособий до 1 января 2011 г., и по выбору застрахованного – в течение переходного периода – пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком исчислялись исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за 12 календарных месяцев работы у данного страхователя (работодателя), предшествующих месяцу наступления страхового случая. В случае если застрахованное лицо проработало у последнего работодателя меньше 12 месяцев, при расчете среднего заработка учитывалось только фактически отработанное у этого работодателя время (т.е. расчетный период сокращался).

Старые правила расчета среднего заработка регулировались нормами Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 (до принятия постановления Правительства РФ от 01.03.2011 № 120 "О внесении изменений в Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством").

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 из расчетного периода (12 месяцев) исключаются следующие периоды: ежегодный оплачиваемый отпуск; временная нетрудоспособность; отпуск по беременности и родам; отпуск по уходу за ребенком; период простоя но вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника; период, в течение которого работник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу; дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами; период, в течение которого работнику предоставлялись дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени при вахтовом метоле организации работ и в других случаях в соответствии с законодательством РФ; другие периоды, когда работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ (например, период отпуска без сохранения заработной платы). Исключение этих периодов из расчетного означало, что при расчете среднего заработка не учитывались ни календарные дни, приходящиеся на исключаемые периоды, ни начисленные в это время денежные суммы.

По новым правилам пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком исчислялись исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая (отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком), в том числе за время работы у других работодателей (страхователей). Из этого периода нс исключались никакие периоды, для расчета использовалась вся сумма полученных за 2 года выплат, с которых уплачивались страховые взносы в ФСС. Однако если в течение 2 лет, предшествующих году наступления страхового случая, женщина находилась в отпуске по беременности и родам, эти годы на основании заявления женщины можно было заменить па предшествующие, – при условии, что это приведет к увеличению размера пособий.

Исчисление пособий по новым правилам осуществлялось на основании тех же нормативных актов – Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и постановления Правительства РФ от 15.06.2007 № 375, но с изменениями, вступившими в силу в 2011 г.

Количество календарных дней в расчетном периоде составляло 730 (ч. 3 ст. 14 названного Федерального закона).

Пособие по беременности и родам, исчисленное по этим правилам, в зависимости от продолжительности отпуска было ограничено следующими максимальными размерами: за 140 дней – 168 383,60 руб.; за 156 дней – 187 627,44 руб.; за 194 дня – 233 331,56 руб. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком, исчисленного по новым правилам, составлял 14 625,31 руб. в месяц.

Указанный переходный период, в течение которого застрахованные лица были вправе выбирать порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособий, установленный ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 343-Φ3, закончился 1 января 2013 г.

В отношении страховых случаев, наступивших начиная с 1 января 2013 г., средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется по Единым новым правилам, установленным ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления заработка работника за 2 календарных года, предшествующих тому, в котором наступил страховой случай, на число календарных дней в них, за исключением календарных дней, приходящихся па некоторые периоды.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 276-ФЗ уточнено, какие календарные дни не учитываются при расчете среднего дневного заработка. В соответствии с новой редакцией ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", действующей с 1 января 2013 г., при расчете среднего дневного заработка не будут приниматься во внимание календарные дни, приходящиеся на следующие периоды:

1) временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2) освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ. Этот период не учитывается, если на сохраняемую заработную плату не начислялись взносы в ФСС.

Исключение определенных периодов из расчетного периода означает, что при расчете среднего заработка не учитываются ни календарные дни, приходящиеся на исключаемые периоды, ни начисленные в это время денежные суммы.

Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может превышать определенного значения. Для его расчета сумму предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС за 2 календарных года, предшествующих году наступления соответствующего отпуска, необходимо разделить на 730 (ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"). Так, в 2013 г. данное значение среднего дневного заработка составляет 1335,62 ((463 000 + 512 000) / 730) руб. Следовательно, учитывая нормы ч. 1 ст. 11.2 и ч. 5.1 ст. 14 названного Федерального закона, предельный размер пособия по уходу за ребенком в текущем году составляет 16 241,14 руб. (1335,62×30,4×40%).

В связи с новым порядком исчисления среднего заработка для расчета пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком скорректированы сведения, которые указываются в справке о сумме заработка, выдаваемой уволившемуся работнику (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 данного Федерального закона). Теперь в ней необходимо будет указывать также сведения о количестве календарных дней, приходящихся на периоды:

– временной нетрудоспособности;

– отпуска по беременности и родам;

– отпуска по уходу за ребенком;

– освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы, если на сохраняемую заработную плату не начислялись страховые взносы в ФСС.

Форма данной справки утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 17.01.2011 № 4н "Об утверждении формы и порядка выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой, и текущий календарный год", и она не содержит графы для указания новых сведений. В форму данного документа должны быть внесены изменения. Однако согласно письму ФСС от 11.01.2013 № 15-03- 18/12-169 "О порядке назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2013 году" до этого момента страхователь вправе составлять документ в произвольной форме в день прекращения работы застрахованного лица либо при его обращении за справкой о сумме заработка. При этом указанный документ должен содержать сведения о периодах, исключаемых при исчислении пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком.