Раннехристианское искусство
Мостом между искусством собственно Средневековья и античным явилось так называемое раннехристианское искусство. Оно возникло в период, когда христианство еще нелегально бытовало в языческой Римской империи и просуществовало вплоть до формирования романского стиля. Раннехристианское искусство начали изучать еще в эпоху Высокого Возрождения, когда в XVI в. случайно обнаружили подземные христианские кладбища II-IV вв., которые служили также убежищем и местом сбора христианской общины: их стали условно называть катакомбами, потому что одно из найденных кладбищ находилось в местности Катакумб под Римом. Катакомбы представляли собой галереи и прямоугольные помещения - кубикулы. Последние сохранили фрагменты фресок и мраморные, украшенные рельефами саркофаги. В росписях катакомб использовались античные мотивы, но уже в соответствии с духом новой религии. Это была система иносказаний и символов, связанная на первых норах лишь с поминальным культом. Птицы и животные, по христианским понятиям, населяли райские поля Элизиума; Орфей отождествлялся с библейским царем Давидом-псалмопевцем, Персей - со Святым Георгием, Одиссей, устоявший перед сиренами, - с христианином, стойким перед мирскими соблазнами. Так слагалась роспись, похожая на тайнопись, понятная лишь посвященному. В Евангелии Бог сравнивается с виноградарем, Христос уподобляется пастырю, а его ученики - пастве, и на стенах подземных камер появляются изображения сцен сбора винограда или фигура юноши-пастуха с ягненком на плече - Добрый пастырь - наиболее распространенное в раннехристианском искусстве олицетворение Христа. Особенно часты мотивы чудесных спасений и исцелений в соответствии с библейскими и евангельскими сюжетами, в которых усматривали символ спасения души.
Душа усопшего изображалась в виде оранты - женской фигуры в молитвенной позе с воздетыми руками. Круг сюжетов был ограничен, не имел связного повествования. Иной мир изображения, иное мышление требовали иного художественного языка. Фигуры еще объемны, как в поздней Античности, но в орантах, например, символизирующих победу духа над плотью, все более подчеркивается уплощенный силуэт, рисунок намечается контуром, тело исчезает под хитоном, главное внимание обращается налицо и большие глаза, в фигуре теряется ощущение вещественности, осязаемости. Так, от образов наивно-искренних, чистых, робких по исполнению, но полных, по выражению одного исследователя, "трепетности перед таинствами веры", раннехристианское искусство переходит к образам напряженно-экстатическим, в которых форма подвергается дематериализации во имя усиления духовного начала.
С признанием христианства, превращением его в государственную религию появляются и первые христианские храмы - базилики (от греч. basilike - царский дом). Базилика - вытянутое по оси восток - запад прямоугольное в плане здание со входом с западной стороны и алтарным помещением с восточной стороны, разделенное рядом колонн на три или пять частей, именуемых нефами, или кораблями (франц. nef, от лат. navis - корабль), ведь церковь суть корабль, спасающий души. Перед западной частью храма иногда размещался атрий (атриум), т.е. двор с водоемом. В раннехристианский период апсиды (алтарные помещения, ориентированные преимущественно на восток) могли быть и с западной стороны, чего не встречается в зрелом Средневековье, после крестовых походов в Святую землю, когда алтарь уже всегда был ориентирован на "Гроб Господень". Войдя в храм, прихожане попадали сначала в поперечное по отношению к нефам помещение - нартекс, первоначально предназначавшийся для оглашенных - тех, кто еще готовился принять христианство. В самой базилике ритм колонн направлял взор верующего к алтарю, к апсиде. Центральный неф был выше боковых и чаще всего вдвое шире. Он завершался триумфальной аркой перед главным алтарем и освещался окнами, расположенными близко к кровле. Первые христианские базилики имели плоское перекрытие с двускатной крышей в центре и односкатными над боковыми нефами. С развитием богослужения по центру храма ближе к алтарной части появился поперечный неф - трансепт, в некоторых случаях даже два. Возле церкви строилась колокольня. Епископские церкви - соборы имели здания для крещения - баптистерии, особенно необходимые в первые века официального существования новой религии; позже купель ставили просто в церкви.
Церковь Санта Мария Маджоре. Центральный неф. Рим
Примерами древних базилик могут служить не сохранившаяся до нашего времени, но, к счастью, обмеренная при сносе базилика Святого Петра в Риме (ок. 330), на месте которой сейчас стоит знаменитый Собор Святого Петра; сохранившаяся в основной своей части церковь Санта Мария Маджоре в Риме (IV в., затем 432-440); церковь Святого Павла - Сан Паоло Фуори ле Мура, построенная при Константине, но перестроенная после 386 г. и восстановленная после пожара 1823 г.; церковь Сан Лоренцо Фуори ле Мура, представляющая сейчас соединение двух храмов IV и V вв.
Помимо базилик существовал другой вид храмов - центрического типа: круглые (ротонды), многоугольные или крестообразные в плане, например церковь Сан Стефано Ротондо в Риме (конец V в.). По типу ротонды сооружались мавзолеи: крестообразный в плане мавзолей Галлы Плацидии в Равенне (V в.), мавзолей Святой Констанцы в Риме (первая половина IV в.).
Раннехристианские церкви были скромны по наружному оформлению, но славились роскошью внутреннего убранства. Стройные колонны ионического или коринфского ордера (подчас перенесенные во фрагментах прямо из языческих храмов); наборные полы из цветного камня; мозаика, размещенная уже не на полу, как было принято в античные времена, а в простенках между окнами и в апсиде и составленная уже не из естественных камней, а из стеклянной смальты, характерной своей блестящей и мерцающей поверхностью, золотом и создающей мистическое впечатление; драгоценная утварь, златотканые облачения священников - все сливалось в единый образ роскоши и великолепия (мозаика уже упоминавшегося мавзолея сестры римского императора и жены вестготского короля Галлы Плацидии [ок. 440], мозаики церкви Сан-Витале [547] и церкви Сан-Аполлинаре Нуово [504] в Равенне).
Примером подражания римскому зодчеству может служить гробница остготского короля Теодориха (493-526), находящаяся в Равенне. Ее купол сделан из гигантского выдолбленного камня, ибо расчеты купольной конструкции были к тому времени утрачены.
Гробница короля Теодориха. Равенна, Италия
Росписи христианских храмов отличались от живописи катакомб не только техникой, но главным образом ОГЛАВЛЕНИЕм. Незатейливую символику тайных убежищ христиан вытеснили сцены из христианского Священного Писания и житий святых, изображение Христа на троне - властителя мира, Христа-учителя в окружении учеников, апостолов и евангелистов. Так, в мозаике апсиды церкви Сайта Пуденциана в Риме (конец IV - начало V в.) на фоне архитектурного иерусалимского пейзажа изображен восседающий на троне Христос, проповедующий апостолам. Фигуры еще объемны и материальны, позы естественны. Такие сцены прославляют Христа и ветхозаветных царей, подобно тому как в рельефах колонн и триумфальных арок прославлялись римские императоры. Но со временем объемные фигуры сменяются более легкими и невесомыми, как в мозаиках триумфальной арки церкви Санта Мария Маджоре. Позы становятся статичнее, живописное пятно уступает главенствующую роль линии. Вытянутые фигуры напоминают как бы раппорт орнамента. Наконец, со временем появляется и разномасштабность фигур, композиция теряет глубину, сохраняя только два плана, как в мозаике "Вознесение Христа" в апсиде церкви Козьмы и Дамиана в Риме (526-530). Кусты и две пальмы являются в этой сцене, по сути, не столько пейзажем, сколько символом места действия. Взгляды персонажей становятся все суровее, они обращены прямо на зрителя и рассчитаны на то, чтобы прихожанин почувствовал все ничтожество и малость своего земного бытия.
Мозаика церкви Санта Пуденциана. Рим
Роль книги в христианском богослужении вызвала к жизни еще один вид живописи - книжную иллюстрацию, книжную миниатюру. Появлению иллюстрации способствовало возникновение сброшюрованного кодекса из телячьей кожи - пергамена, лучше воспринимающего краску, чем древний папирус (II-IV вв.). Главным заказчиком богато иллюстрированной богослужебной книги становится церковь. Книгу украшают изображения евангелистов, сюжетные иллюстрации из Евангелия, золотые и серебряные буквы на пурпурном фоне придают ей великолепие ("Венская Книга Бытия", V-VI вв.). Искусство книги и миниатюры было не единственным художественным ремеслом в монастырях - этих главных очагах раннехристианского искусства. Из их стен выходили замечательные образцы резьбы по слоновой кости, разнообразнейшие ювелирные изделия. С падением Западной Римской империи завершается история раннехристианского искусства и начинается новый этап - искусства дороманского.