Радикализм, экстремизм и конфликты в политическом процессе
Понятие "радикализм" (от лат. radix – корень) в современной политической психологии имеет несколько значений, а именно как психологический механизм качественного преобразования политических процессов, предполагающий решительные и бескомпромиссные действия для достижения цели; политическое движение, придерживающееся крайних средств достижения цели; социокультурная традиция, обусловленная соответствующим типом личности и национально-цивилизационными особенностями общества и государства.
В основе радикализма лежит, во-первых, негативное отношение к сложившемуся политическому феномену, а во- вторых, признание одного из возможных способов выхода из реальной ситуации как единственно возможного. В то же время радикализм нельзя отнести к каким-либо определенным политическим позициям. Радикализм может проявляться в различных формах нигилизма, экстремизма, терроризма, революционизма. Однако принято говорить и о "радикальном центре", т.е. политической позиции, радикально отвергающей крайности и решительно требующей проводить сбалансированную политику. Как показывает история, достаточно часто государство само создает ситуации, порождающие радикализацию политических субъектов.
Психология политического радикализма, особенности ею появления и проявления
Радикализм как способ деятельности, тяготеющий к крайностям, играет в обществе, как правило, дестабилизирующую роль, способствует конфронтации политических сил, провоцирует углубление конфликтов, разбалансирование системы управления. Но в определенных социально-политических условиях радикализм может способствовать критическому пересмотру правительством своего политического курса, препятствовать накоплению негативной энергии внутри общества.
Политические процессы в России свидетельствуют о том, что политический радикализм был и остается их неотъемлемым компонентом, существенно влияющим на характер и динамику развития общества. Наряду с консерватизмом политический радикализм является важнейшей политикокультурной традицией. Будучи обусловлен историческими, географическими, политическими, социальными, психологическими особенностями развития страны, радикализм в свою очередь и сегодня оказывает воздействие на характер функционирования всех сфер общества, менталитет, чувства, настроения, привычки индивидов и социума, на модели поведения, формы политического участия и взаимодействия россиян. Он проявляется на уровнях социальных слоев, элиты и контрэлиты, властвующих и оппозиционных групп, обусловливая осевую линию политического поведения политических лидеров и простых граждан.
Фронтальная и структурная перестройка существенных компонентов общественного организма актуализирует задачу нейтрализации последствий проявлений крайностей радикализма, ограничения его воздействия па политическую жизнь. В переломные исторические периоды, когда подвергаются существенной трансформации основы жизнеустройства людей, идеалы, ценностные установки, особенно необходимо взвешенное отношение к этому феномену. Политический радикализм – это реальность, с которой следует считаться.
В трудах М. И. Басманова, Э. Я. Баталова, В. Э. Большакова, А. И. Борисова, А. А. Веселицкого. С. И. Великовского, В. В. Витюка, К. В. Гусева, Ю. Н. Давыдова, Ю. А. Замошкина, Г. С. Филатова, А. А. Франкина и др. достаточно обстоятельно проанализированы причины появления, социально-классовые основания, идеология политического радикализма, а также эволюция, тактико-стратегическая деятельность, его проявления в различных террористических, экстремистских, фашистских и других организациях.
Отличительные аспекты политического радикализма фрагментарно затрагиваются в публикациях Г. В. Водолазова, А. В. Логинова, посвященных русской ментальности, политической культуре, лидерству, большевизму, тоталитаризму. При анализе религиозных истоков политического радикализма кроме работ русских философов интересные результаты анализа этой проблемы содержатся у исследователей религиоведческой области в трудах Η. П. Андрианова, Ф. Ю. Борункова, В. И. Добренькова, П. К. Курочкина, Л. А. Радугина, И. С. Свенцицкой, И. Н. Яблокова и др. Использовались также в работах деятелей церкви игуменов Иоанна Экономцева, Вениамина (Новика), протоирея Митрофана 3носко-Боровского и др.
Проблемы духовных процессов, политической культуры стали предметом внимания С. С. Аверинцева, В. Н. Амелина, А. С. Ахиезера, Э. Я. Баталова, В. В. Журавлева, Ю. А. Левады, A. И. Соловьева, Ю. В. Согомонова и др. Работы В. В. Ильина, B. Б. Пастухова, А. С. Панарина, А. И. Соловьева, А. М. Ушакова, В. А. Щегорцова и др. расширяют методологическую основу изучения политического радикализма в цивилизационном и социокультурном контекстах. Полезны также труды ученых психологического и социально-психологического направления Г. Тарда, А. А. Бодалева, Д. В. Ольшанского, В. С. Рахманина и др.
Таким образом, можно утверждать, что в отечественной и зарубежной науке создана определенная база для дальнейшего углубленного исследования проблемы радикализма. Совокупность методологических подходов, учитывающих антропо-социо-цивилизационно-культурологические аспекты, адекватна анализируемому феномену и позволяет выявить его социокультурные истоки, сущность, национально-цивилизационные особенности, объяснить воспроизводимость, большую распространенность на российской почве.
С этих позиций политический радикализм раскрывается как социокультурный феномен, обусловленный особенностями исторического, религиозного развития страны, проявляющийся в ценностных ориентациях, устойчивых формах политического поведения субъектов, нацеленных на оппозиционность, изменения, тотальный, быстрый темп перемен, примат силовых методов в реализации политических целей.
Радикализм выполняет в политическом процессе следующие функции:
• сигнально-информационная о степени неблагополучия общественно-политической среды;
• разрядка социальной напряженности путем выхода накопившегося недовольства;
• давление на политические институты, подготовку, принятие и проведение политических решений;
• корректировка политического курса;
• стимулирование коренных политических изменений, инноваций.
Сравнительный анализ западноевропейского и русского национальных характеров и радикалистского проявления позволил показать существенные линии их расхождений, отражающие особенности социально-политического развития страны, национально-цивилизационные черты россиян сквозь призму политического, ценностного отношения к явлениям и институтам власти.
Противоположность функционального воздействия религии на политический процесс на Западе и в России позволяет сделать вывод о русском православии как религии, адекватно отразившей и усилившей те черты характера, которые в комплексе с географическими, экономическими, социально-политическими факторами способствовали превращению радикализма в России в одну из ведущих политико-культурных традиций. При этом она привносит в него гуманистический характер.
Как идейно-политическое течение система убеждений определенной группы людей, метод решения локальных экономических и социально-политических задач радикализм является необходимым компонентом политической жизни. В устойчивых социальных системах консервативные, либеральные, радикальные компоненты находятся в сбалансированном взаимодействии. В переходных системах расширяются объективные и субъективные причины, стимулирующие радикалистское поведение. Масштабы распространенности, степень остроты проявлений радикалистских ценностных ориентаций политических субъектов будут уменьшаться с экономической и политической стабилизацией в стране. Ценности невозможно отменить, общество должно их исчерпать, пережить. Политические власти могут ослабить воздействие радикализма на политическую жизнь, нейтрализовать последствия его проявлений.
Радикализм мысли предполагает, что любые социальные построения (анархия, социализм, индивидуализм и т.д.) могут быть лишь выводами, а не аксиомами. Он предполагает такие действия, которые на практике ведут к реализации базовых ценностей. Радикализм формы мог в условиях общественных потрясений приводить к крупномасштабным последствиям. Только они, как правило, реакционны. Попытка подтолкнуть прогресс, дергать росток, чтобы быстрее рос, – все это приводит к разрушению культуры, накапливаемой эволюционно.
Следует отметить, что для радикала понимание сущности формы – это очень сложно и противоречит самой основе его мировоззрения – простоте решения. Разрушение без созидания, к которому склонны радикалы формы, – это воспроизводство более примитивных общественных форм. Революция – результат неумения правящей элиты выйти из кризиса – создает сотни возможностей, из которых лишь две-три (и не самые радикальные но форме) ведут к успеху дела свободы и солидарности.
Вероятность прихода к власти радикалистских сил весьма высока, притом в недалеком будущем. Тем не менее этому не придается должного значения, подход к этой угрозе нередко кажется удивительно легковесным. Необходимо постоянно иметь в виду предпосылки возможной победы политического радикализма, факторы, делающие ее вероятной или даже неизбежной.