Работы архитекторов Нееловых в парках Царского Села
Расцвет ландшафтного паркостроения связан с предромантическими веяниями: тягой к природе и естественной живописности, поэтизацией Средневековья (в России подчас без разделения европейского и отечественного, допетровского). При Екатерине II в моду входят искусственные руины, сооружения с башенками в готическом духе, китайские сады с беседками. Одной из первых площадок, где внедрялись новые принципы паркостроения, стало любимое императрицей Царское Село.
Василий Иванович Неелов (1722–1782), выученик Канцелярии от строений, был направлен в Царское Село в 1744 г. и в 1760 г. дослужился при парковых работах до ранга архитектора. Уже с конца 1760-х гг. предпринимались попытки привнесения в регулярный парк элементов парка натурального, пока без решительного преобразования старого сада. В 1770 г. вместе с младшим сыном Петром Неелов был направлен в Англию для изучения опыта пейзажного паркостроения, откуда он также привез коллекцию гравюр, послуживших материалом для дальнейших работ. Тогда же в Царское Село из Англии Екатерина II выписывает садовника Иоганна (Джона) Буша-старшего. Под руководством этих мастеров создается новый живописный рельеф местности: берега Большого пруда получают извилистые естественные очертания, возникают насыпные островки и холмы. Распространяется свободная посадка различных пород деревьев. Часть дорожек было решено "запустить травой".
Расположение павильонов и их характер тоже отвечали повой моде. В "готическом" стиле из красного кирпича с выбеленными деталями Неелов строит Адмиралтейство (павильон для хранения лодок на берегу пруда; 1772–1775) и Эрмитажную кухню (1775– 1776). Большой и Малый каиризы (1770–1772) представляли собой насыпи, сделанные из вынутой при рытье прудов земли. Образ их оформления навеян китайской гравюрой. Насыпи были прорезаны арками, сквозь которые вела дорога мимо Китайской деревни ко дворцу. Над проездом Большого каприза высилась изящная беседка с изогнутой "китайской" кровлей. Мраморный (Палладиев) мост (иначе – Сибирская галерея; 1771–1776) Неелов поставил над узкой протокой между прудами так, чтобы он замыкал сразу несколько перспектив. Легкая ионическая колоннада светло-серого мрамора по мотивам А. Палладио была неотъемлемой темой, представленной во многих ландшафтных парках Англии (Стоу, Уилтон и др.)
В 1780-е гг. фактическое руководство парковыми работами переходит к сыну Неелова. Илья Васильевич Неелов (1745–1793) в 1770 г. по окончании Академии художеств был отправлен пенсионером на четыре года в Италию, где его избрали членом Болонской академии. По возвращении он сначала помогал отцу, а затем Ч. Камерону в Царском Селе. В конце 1770-х гг. И. В. Неелов сообщает элегантный дворцовый облик таким утилитарным сооружениям, как бани. Он выступает консультантом Камерона при устройстве парильни и самостоятельно проектирует в виде раннеклассических парковых павильонов Верхнюю ванну (Мыльню) и Нижнюю (Кавалерскую) ванну. "Готическая" тема была подхвачена строительством камерного Баболовского дворца (1783–1784) с купальней, расположенного в полутора верстах к югу от дворца императрицы. Предназначенный для кратких частных визитов, Баболовский дворец окружен специально разбитым английским садом. Выделялся лишь обращенный к воде ризалит Овального зала с зубчатым карнизом.
После смерти И. В. Неелова завершает и поддерживает сложившийся парковый ансамбль его брат – Петр Васильевич Неелов (1749–1846), учившийся у Ж.-Б. Валлен-Деламота, а затем паркостроению в Англии.