Работа учителя с ВДК на уроке
Мы хотим научить наших учеников осознанному и ответственному выбору. Для этого они (и, конечно, учителя) должны ясно понимать, что именно и из чего они выбирают, каковы параметры выбора. Мы выделили для себя три таких параметра: 1) форма выполнения задания – индивидуально или коллективно; 2) уровень сложности задания – трудное или легкое и 3) тип задания – проблема или упражнение. Пол "проблемой" мы подразумеваем творческое задание, требующее от ребенка самостоятельного поиска новых знаний и/или творческого применения уже имеющихся у него знаний, умений и навыков. "Упражнение" представляет собой некое стандартное задание в рамках учебной темы, требующее от ребенка точного воспроизведения типовых знаний, умений и навыков. Как правило, это задание на закрепление пройденного материала.
Конечно, параметры выбора могут быть и другие. Каждый учитель, исходя из своего опыта, профессиональных задач и личностных предпочтений, волен использовать параметры выбора по своему усмотрению. Важно только, чтобы эти параметры были хорошо известны и понятны учащимся и помогали им принять действительно взвешенное решение.
Итак, общее число сочетаний всех трех наших параметров выбора дает нам набор дидактических карточек, состоящий из 8 штук (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Виды заданий в ВДК
Исходя из учебных задач, а также знания индивидуальных интересов и возможностей учеников в классе, учитель подготавливает набор вариативных дидактических карточек. В пашем случае этот набор состоит из 8 штук – по четыре карточки с индивидуальным и коллективным заданием. Каждый параметр выбора обозначается на ВДК соответствующим значком: тип задания, уровень его сложности и форма выполнения (рис. 6.2). Эти значки помогают каждому ребенку сделать осознанный выбор.
Перед тем, как начать активно использовать ВДК на уроках, учителю стоит убедиться в том, что учащиеся хорошо
Рис. 6.2. ВДК (пример оформления)
понимают значение всех символов на карточке. Для этого полезно бывает привлечь самих учащихся к обсуждению и принятию решения о внешнем виде тех символов, которые будут использоваться на ВДК.
Для класса с наполняемостью в 25–30 человек коллективные задания могут быть рассчитаны только на подгруппы (примерно по 5–7 учащихся в каждой). Если учитель желает увеличить число индивидуальных заданий или предоставить детям возможность выполнять коллективные задания не только в подгруппах, но и в парах или тройках, он может подготовить дополнительные варианты или дубликаты соответствующих карточек из состава восьми исходных вариантов. В то же время важно иметь в виду, что слишком большое количество карточек существенно осложняет для детей задачу выбора и автоматически увеличивает длительность этой процедуры.
Помимо символов, обозначающих параметры выбора, ВДК содержит номер и формулировку задания (упражнения, задачи и т.п.), которое предстоит выполнить ученикам. Многие дети, выбирая ту или иную дидактическую карточку, обращают внимание не только на символы выбора, но и на ОГЛАВЛЕНИЕ самого задания. Поощряя учащихся к самостоятельному и осознанному выбору, мы обязаны предоставить им всю необходимую информацию о каждом из вариантов и в первую очередь формулировку того задания, над которым они будут работать.
В нашем примере учитель готовит 8 различных заданий. Какими именно будут эти задания, определяет учитель. При этом он исходит из насущных задач учебной программы и знания возможностей учеников в его классе, соотносит ОГЛАВЛЕНИЕ задания с характеризующими его на ВДК символами уровня сложности, типа задания и формы его выполнения.
Как видно из рис. 6.2, ниже формулировки задания следует перечисление предлагаемых учителем дополнительных учебных средств и вспомогательных материалов (помимо учебника и рабочей тетради), которые могут помочь детям в его выполнении. К таким средствам и материалам можно отнести различные словари, справочники, схемы, таблицы, энциклопедии, вырезки из газет и журналов, гербарии, муляжи и другое оборудование, имеющееся в кабинете. Разнообразие средств стимулирует детей к более глубокому и всестороннему погружению в проблему, развивает в них навыки исследовательской деятельности и самостоятельной работы с различными источниками информации. Кроме того, пользуясь не каким-либо одним, а многообразием различных средств и материалов, каждый ребенок может открыть в себе свои собственные, индивидуальные способы учебной работы и научиться эффективно применять их при решении различных задач.
Важно отметить, что не учитель, а учащиеся сами определяют, какие учебные средства и вспомогательные материалы они задействуют при выполнении задания. Они могут воспользоваться одним или несколькими средствами и материалами из числа предложенных учителем, а также добавить к ним и другие по своему усмотрению. В этом случае на ВДК полезно предусмотреть несколько пустых строк, куда дети вписывают использованные ими в процессе выполнения задания (но не указанные учителем) средства и материалы.
Рядом с перечнем учебных средств и вспомогательных материалов на карточке предусмотрено специальное место для пометок об использовании учащимися этих средств и материалов (см. рис. 6.2). Здесь ребята помечают каким- либо значком те средства и материалы, которыми они активно пользовались в процессе работы над заданием. Со временем эти пометки на карточках помогают учителю определить наиболее и наименее популярные среди учащихся средства и материалы и сделать соответствующие выводы по реорганизации развивающей среды в помещении класса.
Наконец, последняя, нижняя часть вариативной дидактической карточки предназначена для фиксации фамилий учащихся, выбравших и выполнявших данное задание. Количество строк в таблице (см. рис. 6.2) соответствует численности участников работы над заданием. Максимально допустимая численность исполнителей в каждом из 8 заданий определяется учителем. Так, карточки для индивидуальной работы имеют только одну строку. ВДК, предназначенные для коллективной работы, могут иметь от двух до восьми (но не более) строк в зависимости от того, на какое количество партнеров рассчитано то или иное задание. Одновременно с этим количество строк на ВДК является для детей наглядным сигналом для формирования команд с определенной численностью участников.
Согласованная и эффективная работа в команде предполагает определенное разграничение полномочий, распределение среди ее участников различных ролей. В зависимости
от численности команды, возраста учащихся, специфики задания и пожеланий самого учителя количество и состав ролей может быть различным. Мы, например, используем такие роли: Бригадир – ответственный за работу всей подгруппы; Спикер – выступающий от лица всей подгруппы при подведении итогов ее работы; Секретарь – ответственный за ведение записей по заданию подгруппы; Часовой – ответственный за выполнение подгруппой задания в установленное время.
Перед началом работы над коллективным заданием учитель просит детей распределить между собой указанные на карточке роли, в соответствии с ними заполнить левую колонку таблицы (см. рис. 6.2) и только после этого начинать выполнять задание. По окончании работы учитель предлагает обсудить и сообща выставить в правом столбце таблицы оценку за работу в группе каждому из ее участников.
Использование ВДК побуждает учителя актуализировать имеющиеся у него знания, опыт и талант еще до начала урока, когда он тщательно разрабатывает и обдумывает возможный ассортимент карточек, планирует ситуацию и условия выбора на конкретном уроке. Наш опыт показывает, что при организации работы учащихся с ВДК важно учитывать следующие важные обстоятельства:
– используемый вариативный материал должен соответствовать учебной программе, целям и задачам, которые учитель ставит на данном уроке;
– количество и объем заданий определяются формами работы детей на уроке. Например, для работы в подгруппах обычно используется одно, но достаточно сложное, комплексное задания, иногда связанное с изготовлением какого-либо изделия и ориентированное на совместную работу детей. Для индивидуальной работы можно подобрать одно или несколько менее комплексных заданий, рассчитанных на одного человека. Следует иметь также в виду, что на выполнение детьми коллективного задания уходит, как правило, больше времени, чем на решение индивидуального;
– предлагаемые на выбор варианты заданий должны быть различными, но по возможности равно привлекательными для детей. Это стимулирует их к размышлениям и в то же время позволяет учителю избежать проблем с формированием слишком неравномерных по численности подгрупп;
– ВДК должны иметь специальные и хорошо понятные детям обозначения (символы) параметров выбора. Целесообразно поэтому постоянно использовать одни и те же разработанные и принятые в классе символы, а не менять их от случая к случаю. Самих этих символов тоже не должно быть слишком много. В конце концов, обозначения параметров выбора призваны помочь детям принять взвешенное решение, а не создать для них дополнительные проблемы;
– каждая ВДК рассчитана на определенное количество мест. Так, например, индивидуальное задание предполагает одно место, парная работа – два места, а подгрупповая работа – от четырех до семи мест для учащихся. Важно, чтобы суммарное количество предусмотренных на карточках мест немного (на 3–4 места) превосходило общее количество присутствующих в классе детей. Это важно потому, что у каждого ребенка должно быть право выбора. В случае точного совпадения количества предусмотренных мест с количеством присутствующих на уроке детей последний замешкавшийся ребенок фактически лишается права выбора, и ему лишь остается занять одно единственное свободное место;
– полезно заранее изготовить небольшие таблички с номерами заданий (как на ВДК) и расставить их на те парты, где будут размещаться места для работы учащихся над соответствующими заданиями. Это позволит учителю распределить детей так, чтобы они не мешали друг другу. Например, более шумные места для коллективной работы целесообразно разместить на некотором удалении друг от друга и от мест для индивидуальной работы. Использование хорошо заметных издалека табличек на столах избавит учащихся от лишней траты времени на споры, вопросы к учителю и поиски места для работы;
– по окончании работы детей с ВДК необходимо подвести се итоги и проверить полученные результаты. Сколько заданий проверять, как это лучше сделать, не займет ли это слишком много времени? Вот те вопросы, которые справедливо беспокоят учителя. Здесь очень многое определяется учебным предметом, темой урока, конкретными целями и задачами, которые ставит перед уроком учитель. Если все варианты заданий имеют на данном уроке важное значение, то нужно проверить их все, заранее отведя для этого достаточно времени. Можно также проверять задания выборочно, например, только коллективные задания, поскольку за ними стоит преобладающее число учащихся. Или можно проверить только трудные задания, или только проблемные, или задания, предваряющие новую тему. Все остальные карточки учитель может проверить после уроков. Работая с ВДК, учащиеся выполняют разные задания. Поэтому учителю полезно заранее подготовить и раздать им копию списка всех заданий, использованных на этом уроке. Это позволит всем детям знать ОГЛАВЛЕНИЕ проверяемого задания и активно участвовать в его обсуждении.
Важно иметь в виду, что использование на уроке ВДК является одной из форм самостоятельной работы учащихся. Это значит, что учителю вовсе не обязательно непосредственно участвовать в работе детей над заданиями: советовать, подсказывать, давать инструкции и наставления, стремясь к тому, чтобы непременно все учащиеся успешно справились со своими заданиями. Во время самостоятельной работы над карточками роль учителя не в том, чтобы учить (для этого есть много других возможностей), а в том, чтобы изучать учащихся. Наблюдая за совместной работой детей, слушая их высказывания, спрашивая некоторых из них о мотивах их выбора, учитель и психолог могут многое узнать о реальных знаниях (и пробелах в знаниях) детей по теме урока, способах их мышления и взаимодействия в коллективе, причинах выбора того или иного задания, тех или иных средств и материалов.