Лекция 12. РАБОТА PR-СЛУЖБ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
В результате освоения данной темы студент должен:
знать
• основные принципы, направления и методы взаимодействия PR-служб государственных органов со СМИ;
• основные функции PR-специалиста, работающего в государственной структуре в области взаимодействия со СМИ;
• порядок проведения аккредитации СМИ при государственном учреждении/ведомстве, а также на мероприятиях, организуемых органами власти;
уметь
• обеспечивать долговременные рабочие контакты со СМИ разных уровней и типов;
• составлять и вести базу данных СМИ;
• проводить аккредитацию представителей СМИ при государственном учреждении и на отдельных мероприятиях, организуемых ведомством;
владеть
• навыками и технологией установления и развития контактов и долгосрочных отношений с журналистами;
• методологией составления и ведения базы данных СМИ;
• навыками проведения аккредитации представителей СМИ при государственном учреждении и на отдельных мероприятиях, организуемых ведомством.
Основные формы и методы взаимодействия PR-служб государственных органов со средствами массовой информации
К моменту начала перестройки в СССР функционировала последовательная и регламентированная система управления информационными потоками, в которой важную роль играл контроль за фактическим и идеологическим ОГЛАВЛЕНИЕм органов печати, радио и телевидения. В определенной степени эту структуру управления можно интерпретировать как систему отношений с прессой. Кардинальные изменения, произошедшие в России в 1990-е годы, потребовали пересмотра отношений между государством и СМИ[1].
Средства массовой информации – социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение, кинохроника, система Интернет и др.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе, форма массового духовного общения людей[2].
Толковый словарь русского языка содержит такую трактовку слова "пресс-служба"[3] – "отдел сбора и обработки информации по материалам печати".
Большая российская энциклопедия дает следующее определение понятию пресс-центр[4] – это:
"1) служба информации, организуемая на период работы съездов, конгрессов, спортивных состязаний и т.д. для содействия журналистам, освещающим данные события. Организует пресс-конференции, выпускает пресс-релизы и т.п.;
2) постоянно действующие органы информации при редакциях крупных газет, агентствах печати, телеграфных агентствах и др.".
Несколько иной точки зрения на направления деятельности пресс-служб придерживается А. С. Тарасов. В монографии "Современная пресс-служба"[5] исследователь формулирует достаточно широкие направления деятельности пресс-служб частных и государственных организаций:
• управление контактами со СМИ и информацией;
• формирование собственного информационного потока организации;
• манипулирование информацией;
• сегментирование информационного потока;
• приоритетная поставка информации;
• информационное партнерство;
• распространение и сбор эксклюзивной информации;
• оптимизация формы и стиля подачи материалов об организации;
• стимулирование роста публицистической ценности материалов об организации.
Похожие направления деятельности служб по связям с общественностью были сформулированы еще в 1998 г.
О. Н. Савиновой. Исследовательница, на основании эмпирических данных, полученных в результате анализа работы региональных органов власти, выделила следующие направления:
• установление, поддержание, расширение контактов с гражданами и организациями;
• информирование общественности о существе принимаемых решений;
• анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти;
• прогнозирование социально-политического процесса, обеспечение органов власти прогнозными аналитическими разработками;
• формирование благоприятного имиджа власти и должностных лиц.
Наиболее значимыми, по мнению А. С. Тарасова, в деятельности современных пресс-служб являются содержательные, организационные и процессуальные аспекты их взаимодействия со СМИ. Они, в свою очередь, складываются из следующих качественных показателей:
• каким образом в организации синхронизированы управленческая и информационная деятельности;
• в какой мере сопряжены друг с другом два потока информации – "сверху" и "снизу";
• насколько институализированы отношения между сотрудниками и журналистами;
• какие используются в процессе работы методы, формы и процедуры деятельности.
Подобный подход полностью лишает актуальности все попытки стандартизации схем и структур построения пресс- служб и их внутрикорпоративного подчинения. Каждая отдельно взятая пресс-служба индивидуальна и заслуживает отдельного изучения и анализа.
В учебном пособии "Современная пресс-служба" авторы из Санкт-Петербургского университета С. Н. Ильченко и А. Д. Кривоносов[6] дают следующее определение: "Пресс- служба – это автономное подразделение субъекта PR, обеспечивающее реализацию его информационной политики со средствами массовой информации"[7].
Пресс-службы и пресс-центры независимо оттого, являются они организационно самостоятельными или включены в общую структуру службы но связям с общественностью, должны были не только удовлетворять общественный интерес к деятельности того или иного учреждения, но и помогать этому учреждению получать необходимую информацию из открытых источников и проводить собственную информационную политику. Началось формирование новой системы медиарилейшиз.
Массмедиа (лат. massa – масса и medius – средний, нейтральный) – название СМИ (коммуникации): пресса, кино, ТВ, аудио- и видеокассеты, плакаты и т.п.[8]
Массмедиа в этот период объективно выступают как средство и цель расширения информационного ноля в обществе. Через них, с одной стороны, люди получают необходимую информацию, а с другой – потребности в самого разного рода сведений и фактах так велики, что продуцируют не только кардинальные изменения в уже существующих СМИ, но и появление новых изданий. События августа 1991 г. и распад Советского Союза придали разгосударствлению медийного сектора необратимый характер: появились СМИ, которые могли уже и не выражать официальную точку зрения на те или иные события, факты. Стало возможным высказывать плюралистические мнения, стремительными темпами шло формирование частного сектора в печати и электронных СМИ[9]. Связи с общественностью, реализуемые с помощью пресс-служб, явились ответом на потребность в новых открытых, демократических, двусторонне направленных формах коммуникации.
Пример из практики. В 2003 г. российские медиа отметили свое 300-летие. 16 декабря 1702 г. Петр I издал соответствующий Указ, а 13 января 1703 г. во исполнение его в Москве появилась первая российская печатная газета "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах". Само название этого периодического печатного издания достаточно внятно говорит о том, что первая ласточка российских СМИ родилась в государственном "гнезде" и зависимость от породившего ее государства впитала, что называется, "с молоком матери".
Вместе с тем последующие три века не раз показывали "городу и миру" яркие примеры выполнения лучшими представителями российской прессы высокой общественной миссии защитника общественных интересов, доверенного лица общества, ориентированного на общественное благо.
В западных странах Европы мы увидим несколько иную картину рождения прессы. Первые ласточки европейских печатных изданий устраивали свои гнезда иначе, чем их российские собратья. Антверпен – 1605 г., Страсбург – 1609 г., Англия – 1622 г. – это даты рождения первых европейских газет, и все они зарождались в лоне гражданского общества, его экономической, прежде всего торговой, ипостаси, в силу чего органично, с самого рождения являясь институциями общества, а не государства.
Поскольку одной из актуальных проблем формирования государственной информационной политики являются взаимоотношения органов государственной власти и прессы, в этой связи трудно переоценить значение, а также актуальность теоретической и практической разработки вопроса о роли современных пресс-служб как наиболее активных PR-подразделений, реализующих одно из главных направлений общественных коммуникаций – работу со СМИ.
В своей деятельности СМИ используют такие принципы отбора материалов, которые плохо совместимы с глубокими аналитическими сообщениями и часто препятствуют созданию информационной картины мира, более или менее адекватной реальности. В общем виде эти принципы формулируются следующим образом[10].
• Приоритетность (действительная и мнимая) и привлекательность темы для граждан. В соответствии с этим принципом наиболее часто сообщения СМИ касаются таких, например, проблем, как угроза миру и безопасности граждан, терроризм, экологические и иные катастрофы и т.п.
• Неординарность фактов. Это означает, что информация о других экстремальных событиях – голоде, войнах, преступлениях и т.д. – доминирует над освещением явлений будничной, повседневной жизни. Этим объясняется, в частности, склонность СМИ и МК к информации негативного характера и сенсациям.
• Новизна фактов. Привлечь внимание населения в большей степени способны сообщения, еще не получившие широкой известности. Это могут быть новейшие данные о результатах развития экономики или численности безработных, о полете к другим планетам, о новых политических партиях и их лидерах и т.д.
• Успех. Согласно этому принципу, в передачи и статьи попадают сообщения об успехах политических лидеров, партий или целых государств. Особое внимание уделяется победителям па выборах или в рейтинговых опросах.
• Высокий общественный статус. Чем выше статус источника информации, тем значительнее считается интервью или передача, поскольку предполагается, что их популярность при прочих равных условиях прямо пропорциональна общественному положению людей, сообщающих сведения. В силу действия этого правила наиболее легкий доступ к СМИ имеют лица, занимающие высшие места в политической, военной, церковной или других иерархиях: президенты, военачальники, министры и т.д. Им посвящаются первые страницы газет и главные радио- и телепередачи.
В информационном обществе со все более возрастающей зависимостью людей от информации, СМИ как субъект деятельности приобретают все более манипулятивный характер. В основе этого процесса лежат следующие причины (группы причин).
• Причины, вызванные пристрастностью и субъективизмом людей, работающих в сфере массовой коммуникации, т.е. те искажения, которые вызываются их индивидуально-психологическими, личностными особенностями, политическими пристрастиями и симпатиями и т.п.
• Причины, вызванные политическими, социально- экономическими и организационными условиями, в которых осуществляют свою деятельность средства массовой коммуникации. Основная из них – зависимость СМИ и МК от конкретных социальных субъектов. Она может проявляться в двух основных формах – экономической и административной. Экономическая форма зависимости проявляется в том, что СМИ в рыночных условиях работают на определенных клиентов, например, рекламодателей и других заказчиков из числа представителей крупного капитала. Административная форма зависимости проявляется в том, что СМИ подчиняются своим учредителям.
• Причины, обусловленные самим процессом функционирования СМИ. Для того, чтобы привлечь внимание и завоевать массовую аудиторию СМИ при подаче материалов и подготовке сообщений, различных программ руководствуются определенными общими правилами или принципами.