Лекция 12. РАБОТА PR-СЛУЖБ СО СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

основные принципы, направления и методы взаимодействия PR-служб государственных органов со СМИ;

• основные функции PR-специалиста, работающего в государственной структуре в области взаимодействия со СМИ;

• порядок проведения аккредитации СМИ при государственном учреждении/ведомстве, а также на мероприятиях, организуемых органами власти;

уметь

• обеспечивать долговременные рабочие контакты со СМИ разных уровней и типов;

• составлять и вести базу данных СМИ;

• проводить аккредитацию представителей СМИ при государственном учреждении и на отдельных мероприятиях, организуемых ведомством;

владеть

навыками и технологией установления и развития контактов и долгосрочных отношений с журналистами;

• методологией составления и ведения базы данных СМИ;

• навыками проведения аккредитации представителей СМИ при государственном учреждении и на отдельных мероприятиях, организуемых ведомством.

Основные формы и методы взаимодействия PR-служб государственных органов со средствами массовой информации

К моменту начала перестройки в СССР функционировала последовательная и регламентированная система управления информационными потоками, в которой важную роль играл контроль за фактическим и идеологическим ОГЛАВЛЕНИЕм органов печати, радио и телевидения. В определенной степени эту структуру управления можно интерпретировать как систему отношений с прессой. Кардинальные изменения, произошедшие в России в 1990-е годы, потребовали пересмотра отношений между государством и СМИ[1].

Средства массовой информации – социальные институты (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение, кинохроника, система Интернет и др.), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе, форма массового духовного общения людей[2].

Толковый словарь русского языка содержит такую трактовку слова "пресс-служба"[3]"отдел сбора и обработки информации по материалам печати".

Большая российская энциклопедия дает следующее определение понятию пресс-центр[4] – это:

"1) служба информации, организуемая на период работы съездов, конгрессов, спортивных состязаний и т.д. для содействия журналистам, освещающим данные события. Организует пресс-конференции, выпускает пресс-релизы и т.п.;

2) постоянно действующие органы информации при редакциях крупных газет, агентствах печати, телеграфных агентствах и др.".

Несколько иной точки зрения на направления деятельности пресс-служб придерживается А. С. Тарасов. В монографии "Современная пресс-служба"[5] исследователь формулирует достаточно широкие направления деятельности пресс-служб частных и государственных организаций:

• управление контактами со СМИ и информацией;

• формирование собственного информационного потока организации;

• манипулирование информацией;

• сегментирование информационного потока;

• приоритетная поставка информации;

• информационное партнерство;

• распространение и сбор эксклюзивной информации;

• оптимизация формы и стиля подачи материалов об организации;

• стимулирование роста публицистической ценности материалов об организации.

Похожие направления деятельности служб по связям с общественностью были сформулированы еще в 1998 г.

О. Н. Савиновой. Исследовательница, на основании эмпирических данных, полученных в результате анализа работы региональных органов власти, выделила следующие направления:

• установление, поддержание, расширение контактов с гражданами и организациями;

• информирование общественности о существе принимаемых решений;

• анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти;

• прогнозирование социально-политического процесса, обеспечение органов власти прогнозными аналитическими разработками;

• формирование благоприятного имиджа власти и должностных лиц.

Наиболее значимыми, по мнению А. С. Тарасова, в деятельности современных пресс-служб являются содержательные, организационные и процессуальные аспекты их взаимодействия со СМИ. Они, в свою очередь, складываются из следующих качественных показателей:

• каким образом в организации синхронизированы управленческая и информационная деятельности;

• в какой мере сопряжены друг с другом два потока информации – "сверху" и "снизу";

• насколько институализированы отношения между сотрудниками и журналистами;

• какие используются в процессе работы методы, формы и процедуры деятельности.

Подобный подход полностью лишает актуальности все попытки стандартизации схем и структур построения пресс- служб и их внутрикорпоративного подчинения. Каждая отдельно взятая пресс-служба индивидуальна и заслуживает отдельного изучения и анализа.

В учебном пособии "Современная пресс-служба" авторы из Санкт-Петербургского университета С. Н. Ильченко и А. Д. Кривоносов[6] дают следующее определение: "Пресс- служба – это автономное подразделение субъекта PR, обеспечивающее реализацию его информационной политики со средствами массовой информации"[7].

Пресс-службы и пресс-центры независимо оттого, являются они организационно самостоятельными или включены в общую структуру службы но связям с общественностью, должны были не только удовлетворять общественный интерес к деятельности того или иного учреждения, но и помогать этому учреждению получать необходимую информацию из открытых источников и проводить собственную информационную политику. Началось формирование новой системы медиарилейшиз.

Массмедиа (лат. massa – масса и medius – средний, нейтральный) – название СМИ (коммуникации): пресса, кино, ТВ, аудио- и видеокассеты, плакаты и т.п.[8]

Массмедиа в этот период объективно выступают как средство и цель расширения информационного ноля в обществе. Через них, с одной стороны, люди получают необходимую информацию, а с другой – потребности в самого разного рода сведений и фактах так велики, что продуцируют не только кардинальные изменения в уже существующих СМИ, но и появление новых изданий. События августа 1991 г. и распад Советского Союза придали разгосударствлению медийного сектора необратимый характер: появились СМИ, которые могли уже и не выражать официальную точку зрения на те или иные события, факты. Стало возможным высказывать плюралистические мнения, стремительными темпами шло формирование частного сектора в печати и электронных СМИ[9]. Связи с общественностью, реализуемые с помощью пресс-служб, явились ответом на потребность в новых открытых, демократических, двусторонне направленных формах коммуникации.

Пример из практики. В 2003 г. российские медиа отметили свое 300-летие. 16 декабря 1702 г. Петр I издал соответствующий Указ, а 13 января 1703 г. во исполнение его в Москве появилась первая российская печатная газета "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах". Само название этого периодического печатного издания достаточно внятно говорит о том, что первая ласточка российских СМИ родилась в государственном "гнезде" и зависимость от породившего ее государства впитала, что называется, "с молоком матери".

Вместе с тем последующие три века не раз показывали "городу и миру" яркие примеры выполнения лучшими представителями российской прессы высокой общественной миссии защитника общественных интересов, доверенного лица общества, ориентированного на общественное благо.

В западных странах Европы мы увидим несколько иную картину рождения прессы. Первые ласточки европейских печатных изданий устраивали свои гнезда иначе, чем их российские собратья. Антверпен – 1605 г., Страсбург – 1609 г., Англия – 1622 г. – это даты рождения первых европейских газет, и все они зарождались в лоне гражданского общества, его экономической, прежде всего торговой, ипостаси, в силу чего органично, с самого рождения являясь институциями общества, а не государства.

Поскольку одной из актуальных проблем формирования государственной информационной политики являются взаимоотношения органов государственной власти и прессы, в этой связи трудно переоценить значение, а также актуальность теоретической и практической разработки вопроса о роли современных пресс-служб как наиболее активных PR-подразделений, реализующих одно из главных направлений общественных коммуникаций – работу со СМИ.

В своей деятельности СМИ используют такие принципы отбора материалов, которые плохо совместимы с глубокими аналитическими сообщениями и часто препятствуют созданию информационной картины мира, более или менее адекватной реальности. В общем виде эти принципы формулируются следующим образом[10].

Приоритетность (действительная и мнимая) и привлекательность темы для граждан. В соответствии с этим принципом наиболее часто сообщения СМИ касаются таких, например, проблем, как угроза миру и безопасности граждан, терроризм, экологические и иные катастрофы и т.п.

Неординарность фактов. Это означает, что информация о других экстремальных событиях – голоде, войнах, преступлениях и т.д. – доминирует над освещением явлений будничной, повседневной жизни. Этим объясняется, в частности, склонность СМИ и МК к информации негативного характера и сенсациям.

Новизна фактов. Привлечь внимание населения в большей степени способны сообщения, еще не получившие широкой известности. Это могут быть новейшие данные о результатах развития экономики или численности безработных, о полете к другим планетам, о новых политических партиях и их лидерах и т.д.

Успех. Согласно этому принципу, в передачи и статьи попадают сообщения об успехах политических лидеров, партий или целых государств. Особое внимание уделяется победителям па выборах или в рейтинговых опросах.

Высокий общественный статус. Чем выше статус источника информации, тем значительнее считается интервью или передача, поскольку предполагается, что их популярность при прочих равных условиях прямо пропорциональна общественному положению людей, сообщающих сведения. В силу действия этого правила наиболее легкий доступ к СМИ имеют лица, занимающие высшие места в политической, военной, церковной или других иерархиях: президенты, военачальники, министры и т.д. Им посвящаются первые страницы газет и главные радио- и телепередачи.

В информационном обществе со все более возрастающей зависимостью людей от информации, СМИ как субъект деятельности приобретают все более манипулятивный характер. В основе этого процесса лежат следующие причины (группы причин).

Причины, вызванные пристрастностью и субъективизмом людей, работающих в сфере массовой коммуникации, т.е. те искажения, которые вызываются их индивидуально-психологическими, личностными особенностями, политическими пристрастиями и симпатиями и т.п.

Причины, вызванные политическими, социально- экономическими и организационными условиями, в которых осуществляют свою деятельность средства массовой коммуникации. Основная из них – зависимость СМИ и МК от конкретных социальных субъектов. Она может проявляться в двух основных формах – экономической и административной. Экономическая форма зависимости проявляется в том, что СМИ в рыночных условиях работают на определенных клиентов, например, рекламодателей и других заказчиков из числа представителей крупного капитала. Административная форма зависимости проявляется в том, что СМИ подчиняются своим учредителям.

Причины, обусловленные самим процессом функционирования СМИ. Для того, чтобы привлечь внимание и завоевать массовую аудиторию СМИ при подаче материалов и подготовке сообщений, различных программ руководствуются определенными общими правилами или принципами.