Работа над словосочетанием: речевой аспект

Понятие "словосочетание" трактуется как основная единица синтаксиса, существующая в языке независимо от предложения, как лексико-грамматическое единство, не обозначающее законченной мысли (чем и отличается от предложения), но создающее расчлененное обозначение единого понятия, например понятие "мечта" расчленяется: "светлая мечта", "несбыточная мечта". Сказанное определяет особенности работы над словосочетанием как единицей речи в начальной школе. Эта работа занимает пограничную позицию в общей системе мероприятий по развитию речи учащихся, представляет собой переходное звено от лексического уровня к синтаксическому.

Значение работы над словосочетанием в начальной школе:

1) у младших школьников закрепляется опыт построения словосочетаний на основе усвоенных в детстве моделей;

2) на основе восприятия, анализа, построения словосочетаний ребенок овладевает традиционными связями между словами, постигает сущность лексической сочетаемости (так говорят, так не говорят);

3) обнаруживаются, укрепляются словесные ассоциации младших школьников;

4) закладывается основа для осознанного использования учащимися синтаксических конструкций в процессе собственной речевой деятельности.

Первоначальное ознакомление со словосочетанием предполагает практическое усвоение номинативного свойства словосочетания: оно называет предметы, действия, их признаки, но называет более конкретно. Эта работа проводится при сопоставлении словосочетаний со словом, на основе распространения которого они получены, например: дом — высокий дом, низкий дом, каменный дом, городской дом и др.

Дети опытным путем приходят к выводу, что словосочетания образуют слова, совместимые по смыслу. Нельзя, например, сказать печальный стул. Кроме того, в ходе наблюдений выясняется, что сочетание одного знаменательного слова с другим служебным не образует словосочетания. Так, существительные с предлогами (на поляне, в воде) являются грамматической формой отдельных слов, не составляют словосочетания.

В работе над словосочетанием обращается внимание на две стороны:

1) на грамматическую структуру (синтаксические связи, вопросы, части речи, которые входят в сочетание и др.);

2) семантику словосочетания, выражающего то или иное значение. Осознанию семантики словосочетания содействует использование

эффективных приемов:

1) соотнесение словосочетания с реальными предметами, явлениями посредством наблюдений, демонстрации предмета, картинки;

2) опора на опыт восприятия в прошлом (Приходилось ли видеть свинцовые тучи? Расскажите);

3) сопоставление словосочетаний (ясный день — хмурый день; благородный поступок — низкий поступок).

Виды упражнений со словосочетаниями:

1) постановка вопросов к подчиненному слову от подчиняющего слова;

2) выяснение связей между словами;

3) объяснение значений словосочетаний (вне предложения, в предложении и др.);

4) составление словосочетаний с новыми словами для осознания значения слова;

5) обнаружение и усвоение устойчивых сочетаний различной степени слитности;

6) составление словосочетаний на уроках изучения грамматики в связи с изучением частей речи;

7) составление словосочетаний в связи с усвоением слов с непроверяемыми написаниями;

8) исправление речевых ошибок в словосочетаниях;

9) включение данного словосочетания в контекст (предложение, текст).

Работа над предложением как единицей речи

Предложение как минимальная единица речи, но мнению М. Р. Львова, представляет собой грамматически организованное соединение слов (иногда одно слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. О. О. Харченко трактует понятие "предложение как единица речи" как высказывание, включенное в определенный контекст, конкретную речевую ситуацию.

Эта трактовка предложения позволяет сделать методические выводы:

1) поскольку предложение является единицей речи, работа над ним должна быть построена на коммуникативной основе, с учетом минимального контекста, коим является конкретная ситуация общения;

2) предложение — грамматически организованная единица, следовательно, работа над предложением как единицей речи тесно связана с начальным курсом грамматики, предполагает усвоение на практической основе различных типов предложений, их структуры, связей слов;

3) предложение обладает смысловым единством и относительной смысловой законченностью, следовательно, необходимо работать над значением предложения, оттенками значения, их зависимостью от структуры предложения;

4) факт наличия у предложения интонационной оформленность, законченности обязывает учителя уделять внимание отработке навыков нормативного интонирования основных типов предложений, осознанию связи интонации со смыслом.

Классификация речевых упражнений с предложениями строится по разным основаниям. Так, по преобладающей мыслительной деятельности упражнения подразделяются на аналитические, выполняемые в процессе слушания и чтения, и синтетические, выполняемые в процессе создания высказывания. По степени активности и познавательной самостоятельности учащихся традиционно выделяют три группы упражнений: упражнения по образцу, конструктивные, творческие. Характеристика этих проверенных в практике начального обучения русскому языку упражнений представлена в трудах А. Ю. Купаловой, Т. А. Ладыженской, М. Р. Львова, Г. А. Фомичевой.

Упражнения на основе образца (имитационные) предполагают практическое усвоение грамматически правильно построенных синтаксических начальных классах: Теория и практика обучения конструкций. Наиболее распространенными видами работы с предложением являются: восприятие (слушание, чтение) высказывания-образца, его анализ и продуцирование высказывания по образцу.

В процессе выполнения этих упражнений внимание уделяется наблюдениям над интонацией предложения, его мелодикой, эмоциональной окраской, усвоению нормативной интонации (перечисления, законченности, эмоциональной, выделительной и др.) на основе подражания, имитации. Также используется прием проведения лингвистического эксперимента, например интонационное оформление повествовательного предложения (Летом мы пойдем в поход) заменяется интонированием вопросительного предложения (Летом мы пойдем в поход'?) с учетом предложенных обстоятельств (речевой ситуации): "Представьте себе, что первоклассники с нетерпением ждут обещанного похода, спрашивают о нем учителя. Произнесите предложение так, как сказали бы дети".

В школе широко используется прием заучивания наизусть стихотворных и прозаических текстов, содержащих ценные для обогащения синтаксического строя речи предложения. Заучиванию подлежат пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы: Красна птица перьем, а человек уменьем; Кошке игрушки, а мышке слезки.

Прием построения предложения с опорой на вопрос учителя эффективен, поскольку вопрос содержит большую часть слов ответа, задает схему его синтаксической структуры. Например, при построении ответа на вопрос Где спит медведь зимой"? учащиеся выполняют следующие действия: используют слово берлога вместо вопросительного слова где; производят изменение порядка слов; придают высказыванию повествовательную интонацию: Медведь зимой спит в берлоге. Данный прием используется в период обучения грамоте, в том числе в усложненном варианте (Как зимует медведь?).

Использование приема построения предложения по аналогии имеет место уже в период обучения грамоте. В качестве дидактического материала используются произведения различных жанров устного народного творчества. Например, ученики отгадывают загадку: Летает, да не птица; затем по аналогии составляют свои загадки: Плавает, да не рыбка; Светит, да не лампа. При обучении школьников построению предложений по аналогии весьма эффективно использование неизученных типов предложений из прочитанных произведений художественной литературы. Например, после анализа предложения-образца (Лес уже зеленый, а дуб один чернеет в чистом поле (Г. Снегирев)) учащиеся составили предложение: Деревья потеряли листву, а ель одна зеленеет в лесу.

Построение предложений по аналогии возможно и в рамках учебно-научного стиля, па материале изучаемого теоретического материала. Например, на уроке повторения темы "Части речи" учащимся предлагается по образцу (Глагол — часть речи, которая обозначает действие предмета) составить предложения о других частях речи.

Конструктивные упражнения предполагают построение и перестройку предложений с обязательным выявлением и оформлением внутренних и внешних связей, они весьма полезны в плане развития синтаксического строя речи учащихся. Упражнение на восстановление предложения из разрозненных слов предполагает восстановление смысла, содержания предложения, расположение слов в определенном порядке, обеспечение связи между словами посредством союзов, предлогов, окончаний. Первоначально в качестве дидактического материала предлагается деформированный знакомый (возможно, даже выученный ранее наизусть) текст (например, фрагмент стихотворения К. И. Чуковского "Телефон"), при этом перечень слов дан в нужной форме (телефон, у, зазвонил, меня). Вариантом усложнения задания является предоставление незнакомого деформированного текста, при этом слова даны начальной форме (зажужжать, на, и, ветка, взлететь, .жук).

Упражнения в определении границ предложения предусматривают деление текста, данного без пунктуационных знаков и заглавных букв, на отдельные предложения. Цель выполнения таких упражнений состоит в обучении детей определению границ предложения в собственной речи. Например, учащимся предложен следующий дидактический материал: бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро па нем поселились журавли. В результате анализа этого материала получился текст: Бобры перегородили протоку. Среди леса появилось красивое озеро. На нем поселились журавли.

Упражнения на распространение простого предложения с помощью вопросов учителя учат совершенствовать высказывание в направлении его уточнения, например: Пошел дождь. Какой дождь пошел? Пошел сильный проливной дождь. Когда пошел сильный проливной дождь? Ночью пошел сильный проливной дождь и т.д.

Упражнение в сокращении предложения путем отбрасывания отдельных слов позволяет проследить процесс обеднения содержания, обнаружить границу сокращения, например: Солнце склонилось к закату и окрасило живописный пейзаж в удивительные цвета. Солнце склонилось к закату и окрасило живописный пейзаж. Солнце склонилось к закату и окрасит пейзаж. Солнце склонилось к закату. Солнце склонилось.

Соединение двух или трех простых предложений в одно (сложное или простое, с однородными членами). Например, учащимся был предложен дидактический материал, состоящий из двух простых предложений: Еж пробрался под густой куст. Он долго там копошился, хозяйничал. Учащиеся объединили два предложения в одно простое предложение с однородными членами: Еж пробрался под густой куст, долго там копошился, хозяйничал.

При обучении выражению одной мысли в нескольких вариантах следует выяснять оттенки значений. Например: Однажды рано утром мы увидели, что земля покрыта только что выпавшим снегом. Как-то на заре мы обнаружили, что все вокруг укутано снежным покрывалом. В одно прекрасное утро выяснилось, что выпал свежий пушистый снежок.

Упражнения в составлении предложения по заданной модели позволяют сочетать речевую работу с усвоением языкового материала. Учащимся предлагается составить предложения:

1) с однородными членами (Дети кормили кролика морковкой, яблоком);

2) с обращением (Буратино, ведите себя прилично]);

3) вопросительное (Неужели сказка закончилась?);

4) сложное (Дятел долбит кору, синицы подбирают жучков).

Упражнения в редактировании (исправлении) предложения предполагают замену одной конструкции другой для достижения уместности, точности, выразительности, исправления ошибок. Учащимся может быть предложен требующий правки материал: По причине того, что пошел дождь, дети не отправились на улицу играть в песочнице.

Творческие упражнения с предложениями, по мнению М. Р. Львова, являются самыми ценными, однако их эффективность зависит от соблюдения ряда педагогических условий. Во-первых, творческие упражнения следует проводить регулярно: в связи с активизацией новых слов, при проведении лексико-орфографической работы, ознакомлении с лексико-семантическими темами и др. Во-вторых, возможность произнести составленные предложения должны иметь все желающие, при этом учитель должен добиваться составления объемных, сложных, выразительных предложений. В-третьих, форма соревнования позволяет поощрять лучших составителей предложений: им дается право записать предложение на доске. Наконец, необходимо обеспечить разнообразие содержательной основы творческих упражнений. Предложения составляются: па тему ("Любимая игрушка"); на основе картинки (фотографии); на основе наблюдений ("Рыбка в аквариуме"); на основе впечатлений от прослушанной музыки (после прослушивания пьесы П. И. Чайковского "Апрель"); на основе опорных слов или словосочетаний.

Усиление коммуникативной направленности процесса обучения школьников построению предложений предполагает преобразование упражнений с изолированным предложением в коммуникативные предложения. Для решения этой задачи, по мнению О. О. Харченко, упражнения с предложением следует проводить с опорой на минимальный контекст, речевую ситуацию. Изолированное предложение (языковая единица), будучи включенным в контекст, претерпевает изменения, касающиеся порядка слов, и приобретает статус коммуникативной (речевой) единицы как части некоего целого. Лингвистической основой методики обучения предложению как единице речи должна стать теория актуального членения предложения. Сущность этой теории в самом общем виде может быть представлена следующим образом: предложение делится на две смысловые части, одна из которых (тема, данное) обозначает предмет речи; другая часть (рема, новое) — существенные для развития мысли признаки предмета, представляет собственно сообщение и потому является главной с точки зрения новизны информации.

Обучение построению высказывания с позиций теории актуального членения предложения предполагает формирование умения действовать на основе алгоритма:

1) вдуматься в контекст (в вопрос как минимальный контекст);

2) найти слова, в которых есть повторение сказанного в предыдущем предложении, поместить их в начало составляемого предложения;

3) выделить слова, содержащие новые сведения;

4) завершить составление предложения, поставив новые сведения в его конец;

5) проверить развитие мысли.

Необходимо упражнять детей в произвольном перемещении слов внутри предложения с помощью вопросов и различного рода коммуникативных установок, учить создавать предложение с учетом контекста. Приведем примеры таких упражнений.

Упражнения

1. Прочитайте текст. Пропущенное предложение составьте из слов: рогами, он, стекло, пробил.

Лось не спеша шел по селу. Местные собаки подняли лай. Испугавшись, лось бросился во двор дома. ... В комнате работал телевизор. Лось с интересом стал смотреть передачу.

2. Прочитайте текст. Чтобы заполнить пропуск, придумайте предложение, которое наиболее удачно развивает мысль, высказанную в предыдущем предложении.

Вывалились на берег реки большая медведица и два медвежонка. Медведица взяла одного медвежонка зубами за шиворот.... Медвежонок визжал и барахтался. Другой медвежонок испугался и убежал в лес.