Работа менеджеров в кризисной ситуации
Работа менеджера в кризисной ситуации имеет свои особенности. Чтобы преодолеть кризисную ситуацию, менеджеру необходимо следовать следующим правилам, проверенным на практике.
1. Уметь определять важность, очередность и последовательность выполняемых задач, выделять главное.
2. Не поручать другим самые существенные вопросы, от решения которых зависит будущее предприятия, решать их самому.
3. Быть требовательным по отношению к подчиненным и к самому себе, не допускать безответственности.
4. Действовать быстро, энергично и решительно.
5. Быть хорошо информированным по вопросам, которые входят в Вашу компетенцию.
6. Не заниматься мелкими и второстепенными делами, которые следует передавать и доверять исполнителям.
7. Действовать только в рамках возможного, реального, избегать слишком рискованных решений.
8. Уметь "держать удар" при проигрыше, отступать, уступать в ситуациях, когда это неизбежно, подготавливая основу для дальнейшего рыночного успеха.
9. Быть справедливым, честным, последовательным и твердым в своих действиях.
10. Находить удовольствие в работе, уважать и любить ее и свой коллектив.
Элементы этики делового общения
Этикет руководителя включает правила субординации:
ü в деловых отношениях;
ü приветствии и в обращении к подчиненным;
ü организации служебных контактов;
ü ведении деловой беседы;
ü требовании к внешнему виду, манерам, речи руководителя.
Реализация норм и правил этикета поможет эффективнее организовать процесс управления коллективом, упрочить демократический стиль руководства во всех звеньях управления.
В служебном этикете нет мелочей. Поведение человека, мужчины или женщины, на лестничной площадке, в лифте, на улице – все это создает имидж делового человека.
Например, не рекомендуется жестикулировать, что считается неприличным. Допускается жестикуляция как метод убеждения в ораторском искусстве. Но в принципе "разговаривать руками" нельзя.
С подчиненными следует устанавливать определенную дистанцию. Деловые отношения должны быть уважительными и ровными, но обязательно требовательными.
Руководителям любого ранга необходимо взять на вооружение постулат Сократа. Древний философ говорил: "Нельзя человеку говорить: “Вы не правы”". Следуя этому правилу, не рекомендуется с утра говорить своим подчиненным: "Не могу, не хочу, не нужно, нельзя".
Необходимо постоянно помнить, что нет пустяков в обращении с людьми, любая небрежность может повлечь за собой очень серьезные выводы.
Любому руководителю надо уметь выделить главное, не позволить себе утонуть в мелочах, обязательно установить сроки исполнения того или иного поручения.
Никогда нельзя опаздывать. Опоздание – это самый большой недостаток любого человека, будь он на работе или вне ее. Культура поведения подчиненных выражается прежде всего в точности.
Требование дисциплинированности, уважительного отношения друг к другу – не только административное, но и нравственное требование, поскольку оно выражает уровень культуры человека.
Надо считаться с самолюбием подчиненных. Каждый человек – это личность, он имеет свой характер, свое представление о жизни, свое мнение, и не учитывать этого – значит игнорировать его индивидуальность.
Деловому человеку необходимо не только нести моральную ответственность за свои поступки и действия, но и внимательно относиться к своему внешнему виду, особо уделяя внимание элементарной чистоплотности. Следите за своим гардеробом. Это не "пижонство". Это суровая необходимость.
Руководителю следует взять на вооружение принцип Харви Маккея: "Руководитель любого ранга должен изучать, понимать, помогать своему подчиненному, чтобы правильно использовать его на рабочем месте".
Схема эффективного общения менеджера с подчиненными:
→ умение предвидеть реакцию подчиненных;
→ иметь надежную информацию;
→ уметь управлять эмоциями;
→ уметь предъявлять подчиненным четкие требования;
→ заботиться об "обратной связи";
→ побуждать интерес подчиненных к работе.
Реализация тактики эффективного профессионального общения менеджера со своими подчиненными осуществляется с помощью различных мотивационных приемов:
ü поддержание чувства собственного достоинства у подчиненных;
ü применение положительной стимуляции (выработка у подчиненного ожидания положительной реакции на желательные действия и негативной реакции на отрицательные действия может быть эффективным средством в управлении поведением персонала);
ü активное слушание;
ü сосредоточение внимания на задаче (выдача задания, отвечающего возможностям исполнителя).