Работа с кадровым резервом
Цель работы с кадровым резервом – это обеспечение компании квалифицированными управленческими кадрами на всех уровнях. В рамках разработки системы обучения, развития, повышения квалификации и переподготовки персонала следует предусматривать раздел подготовки кадрового резерва организации. Различия структуры и состава резерва, а также исходной подготовленности работников обусловливают принцип индивидуального подхода при выборе форм и методов работы, их очередности и продолжительности.
Программа подготовки кадрового резерва состоит из следующих разделов.
1. Теоретическая подготовка, предусматривающая как внутрикорпоративные формы обучения, так и связанные с направлением в учебные заведения, и включающая:
• обновление и пополнение знаний по отдельным вопросам науки и практики управления организацией;
• повышение образования, связанного с прежней (базовой) подготовкой кандидатов;
• обучение специальным дисциплинам, необходимым для повышения эффективности управления.
Основной формой контроля является сдача зачетов (тестов), проводимая один раз в полгода.
2. Специальная программа, предполагающая разделение всего резерва по специальностям и подготовку, сочетающую теорию с практикой, в том числе:
• деловые и ролевые игры по общетехническим и специальным проблемам;
• тренинги;
• решение конкретных производственных (коммерческих, технологических и т.д.) задач по специальностям.
Форма контроля – разработка и поВперед защита конкретных рекомендаций по улучшению организации и осуществлению деятельности организации.
3. Индивидуальная подготовка, которая включает конкретные задачи по повышению уровня знаний, навыков и умений для каждого конкретного специалиста, зачисленного в кадровый резерв, и в той или иной степени основывается на первых двух разделах программы.
Индивидуальные планы подготовки разрабатываются резервистами совместно с их непосредственными руководителями, согласуются со службой управления персоналом и утверждаются вышестоящим руководителем. Например, индивидуальный план сотрудника, занимающего должность ведущего специалиста по управлению персоналом, разрабатывается им и начальником управления персоналом и утверждается заместителем директора.
Систематический контроль за выполнением индивидуальных планов осуществляется руководителями подразделений и работником службы персонала, ответственным за подготовку резерва. Результаты контроля отражаются в индивидуальном плане подготовки и листе оценки деятельности. Пример такого плана представлен ниже.
ПЛАН
работы с кадровым резервом в компании "Юнивер"
Период: 2014 г.
Цель: сформировать кадровый резерв.
Задачи:
1. Оценить профессиональный и управленческий потенциал сотрудников компании.
2. Выделить группу кадрового резерва.
3. Повысить квалификацию, сформировать управленческие навыки сотрудников из группы кадрового резерва.
Мероприятия
№ п/п |
Название мероприятия |
Цель |
Ответственный |
Сроки проведения |
Отметка о выполнении |
Раздел 1. Оценка профессионального и управленческого потенциала сотрудников |
|||||
1. |
Подготовка к проведению процедуры оценки |
Разработать методику оценивания |
Кашкина А. Н. |
Январь |
Разработан инструментарий |
2. |
Информирование сотрудников о проведении оценки |
Предотвратить панику и упаднические настроения |
Кашкина А. Н. |
Начало февраля |
Размещено объявление в Интернете |
3. |
Проведение оценки |
Выявить потенциал сотрудников |
Хомкова О. И. |
Середина февраля |
Составлен список сотрудников с высоким потенциалом |
Раздел 2. Формирование группы кадрового резерва |
|||||
4. |
Проведение дополнительной процедуры оценки |
Выяснить психологические особенности, профессиональные знания и умения |
Хомко- ва О. И. |
Конец февраля |
Дана характеристика на сотрудников группы кадрового резерва |
5. |
Регулярный мониторинг изменений в мотивации и потенциале группы кадрового резерва |
Контролировать возникновение негативных эмоций |
Кашкина А. Н. |
Март, июнь, сентябрь, декабрь |
Составлены карты мотиваторов сотрудников, динамика изменений |
Раздел 3. Обучение группы кадрового резерва |
|||||
6. |
Тренинг целеполагания и планирования |
Сформировать навыки целепо- лагания и планирования |
Антонов П. Ю. |
Март |
Осуществлено посттренинговое сопровождение |
7. |
MBA |
Повысить квалификацию |
Антонов П. Ю. |
2012 г. |
Выполняется |
8. |
Тренинг лидерских качеств |
Совершенствовать лидерские качества |
Антонов П. Ю. |
Апрель |
Осуществлено посттренинговое сопровождение |
9. |
Курсы повышения квалификации |
Повысить квалификацию |
Антонов П. Ю. |
2012 г. |
Выполняется |
10. |
Тренинг делегирования полномочий и контроля |
Сформировать навыки делегирования полномочий и контроля |
Антонов П. Ю. |
Май |
Осуществлено посттренинговое сопровождение |
Старший менеджер по персоналу – П. Ю. Антонов
Директор по персоналу – А. Л. Васильева
Для анализа эффективности работы с кадровым резервом используется ряд качественных показателей (текучесть резерва, средний срок пребывания в резерве и др.), учет которых позволил своевременно корректировать подготовку резервистов и их перестановку.
Пребывая в резерве, работники проходят основательную подготовку к руководящей работе, значительно повышают свой профессиональный и личностный потенциал. Невозможность реализовать его внутри организации может спровоцировать специалиста к смене места работы, в результате чего окажутся напрасными усилия (организационные, финансовые, временны́е и т.п.), затраченные на подготовку работника.
Мотивирующее значение кадрового резерва возрастает, когда работа с ним в организации носит открытый характер.