Работа с кадровым резервом
Цель работы с кадровым резервом – это обеспечение компании квалифицированными управленческими кадрами на всех уровнях. В рамках разработки системы обучения, развития, повышения квалификации и переподготовки персонала следует предусматривать раздел подготовки кадрового резерва организации. Различия структуры и состава резерва, а также исходной подготовленности работников обусловливают принцип индивидуального подхода при выборе форм и методов работы, их очередности и продолжительности.
Программа подготовки кадрового резерва состоит из следующих разделов.
1. Теоретическая подготовка, предусматривающая как внутрикорпоративные формы обучения, так и связанные с направлением в учебные заведения, и включающая:
• обновление и пополнение знаний по отдельным вопросам науки и практики управления организацией;
• повышение образования, связанного с прежней (базовой) подготовкой кандидатов;
• обучение специальным дисциплинам, необходимым для повышения эффективности управления.
Основной формой контроля является сдача зачетов (тестов), проводимая один раз в полгода.
2. Специальная программа, предполагающая разделение всего резерва по специальностям и подготовку, сочетающую теорию с практикой, в том числе:
• деловые и ролевые игры по общетехническим и специальным проблемам;
• тренинги;
• решение конкретных производственных (коммерческих, технологических и т.д.) задач по специальностям.
Форма контроля – разработка и поВперед защита конкретных рекомендаций по улучшению организации и осуществлению деятельности организации.
3. Индивидуальная подготовка, которая включает конкретные задачи по повышению уровня знаний, навыков и умений для каждого конкретного специалиста, зачисленного в кадровый резерв, и в той или иной степени основывается на первых двух разделах программы.
Индивидуальные планы подготовки разрабатываются резервистами совместно с их непосредственными руководителями, согласуются со службой управления персоналом и утверждаются вышестоящим руководителем. Например, индивидуальный план сотрудника, занимающего должность ведущего специалиста по управлению персоналом, разрабатывается им и начальником управления персоналом и утверждается заместителем директора.
Систематический контроль за выполнением индивидуальных планов осуществляется руководителями подразделений и работником службы персонала, ответственным за подготовку резерва. Результаты контроля отражаются в индивидуальном плане подготовки и листе оценки деятельности. Пример такого плана представлен ниже.
ПЛАН
работы с кадровым резервом в компании "Юнивер"
Период: 2014 г.
Цель: сформировать кадровый резерв.
Задачи:
1. Оценить профессиональный и управленческий потенциал сотрудников компании.
2. Выделить группу кадрового резерва.
3. Повысить квалификацию, сформировать управленческие навыки сотрудников из группы кадрового резерва.
Мероприятия
| 
 № п/п  | 
 Название мероприятия  | 
 Цель  | 
 Ответственный  | 
 Сроки проведения  | 
 Отметка о выполнении  | 
| 
 Раздел 1. Оценка профессионального и управленческого потенциала сотрудников  | 
|||||
| 
 1.  | 
 Подготовка к проведению процедуры оценки  | 
 Разработать методику оценивания  | 
 Кашкина А. Н.  | 
 Январь  | 
 Разработан инструментарий  | 
| 
 2.  | 
 Информирование сотрудников о проведении оценки  | 
 Предотвратить панику и упаднические настроения  | 
 Кашкина А. Н.  | 
 Начало февраля  | 
 Размещено объявление в Интернете  | 
| 
 3.  | 
 Проведение оценки  | 
 Выявить потенциал сотрудников  | 
 Хомкова О. И.  | 
 Середина февраля  | 
 Составлен список сотрудников с высоким потенциалом  | 
| 
 Раздел 2. Формирование группы кадрового резерва  | 
|||||
| 
 4.  | 
 Проведение дополнительной процедуры оценки  | 
 Выяснить психологические особенности, профессиональные знания и умения  | 
 Хомко- ва О. И.  | 
 Конец февраля  | 
 Дана характеристика на сотрудников группы кадрового резерва  | 
| 
 5.  | 
 Регулярный мониторинг изменений в мотивации и потенциале группы кадрового резерва  | 
 Контролировать возникновение негативных эмоций  | 
 Кашкина А. Н.  | 
 Март, июнь, сентябрь, декабрь  | 
 Составлены карты мотиваторов сотрудников, динамика изменений  | 
| 
 Раздел 3. Обучение группы кадрового резерва  | 
|||||
| 
 6.  | 
 Тренинг целеполагания и планирования  | 
 Сформировать навыки целепо- лагания и планирования  | 
 Антонов П. Ю.  | 
 Март  | 
 Осуществлено посттренинговое сопровождение  | 
| 
 7.  | 
 MBA  | 
 Повысить квалификацию  | 
 Антонов П. Ю.  | 
 2012 г.  | 
 Выполняется  | 
| 
 8.  | 
 Тренинг лидерских качеств  | 
 Совершенствовать лидерские качества  | 
 Антонов П. Ю.  | 
 Апрель  | 
 Осуществлено посттренинговое сопровождение  | 
| 
 9.  | 
 Курсы повышения квалификации  | 
 Повысить квалификацию  | 
 Антонов П. Ю.  | 
 2012 г.  | 
 Выполняется  | 
| 
 10.  | 
 Тренинг делегирования полномочий и контроля  | 
 Сформировать навыки делегирования полномочий и контроля  | 
 Антонов П. Ю.  | 
 Май  | 
 Осуществлено посттренинговое сопровождение  | 
Старший менеджер по персоналу – П. Ю. Антонов
Директор по персоналу – А. Л. Васильева
Для анализа эффективности работы с кадровым резервом используется ряд качественных показателей (текучесть резерва, средний срок пребывания в резерве и др.), учет которых позволил своевременно корректировать подготовку резервистов и их перестановку.
Пребывая в резерве, работники проходят основательную подготовку к руководящей работе, значительно повышают свой профессиональный и личностный потенциал. Невозможность реализовать его внутри организации может спровоцировать специалиста к смене места работы, в результате чего окажутся напрасными усилия (организационные, финансовые, временны́е и т.п.), затраченные на подготовку работника.
Мотивирующее значение кадрового резерва возрастает, когда работа с ним в организации носит открытый характер.