Работа с хозяйствующими субъектами, расположенными на территории муниципального образования
Вначале рассмотрим отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности.
Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.
Законодательство субъектов Федерации содействует реализации федеральных норм по защите прав акционеров на уровне местного самоуправления. Руководителям акционерных обществ, созданных на базе муниципальной собственности в процессе приватизации, независимо от количества акционеров необходимо регулярно представлять в комитет по управлению имуществом субъекта
Федерации информацию о собраниях акционеров и отчет о своей деятельности; ежегодно в срок не позднее 120 дней после окончания финансового года обеспечить проведение общего годового собрания акционеров и представить в комитет по управлению имуществом субъекта Федерации отчет о проведенном собрании.
Рассмотрим отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности.
По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.
Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как показывает российский и зарубежный опыт, участие частных предпринимателей ведет к снижению затрат и улучшению качества выполнения муниципальных услуг, сокращению бюджетных дотаций, а в отдельных случаях и к снижению тарифов. С другой стороны, местные органы власти освобождаются от ряда хозяйственных функций и могут сосредоточить свои усилия на решении стратегических задач.
Сильные стороны частного сектора:
1)возможность выполнения сложных задач;
2)использование успешного опыта других фирм;
3)возможность предоставления услуг, требующих быстрой реакции на изменения рынка;
4)использование инновационных технологий;
5)предоставление услуг различным слоям населения;
6)предоставление услуг, которые быстро устаревают (информационные, консультационные);
7)желание рисковать;
8)профессиональный опыт; и пр.
Наряду с этим существует ряд препятствий для успешного участия частного сектора в предоставлении муниципальных услуг:
1)боязнь потери рабочих мест в муниципальном секторе;
2)опасение нарушить привычный порядок работы с клиентами;
3)потенциальная зависимость от подрядчиков;
4)отсутствие интереса или инициативы со стороны частного сектора;
5)недостаток у частных предприятий необходимых навыков и финансовых ресурсов;
6)противостояние со стороны влиятельных лиц, включая руководителей и служащих муниципального сектора;
7)недоброжелательность со стороны населения по отношению к частному сектору и предпринимательству.
Условия, при которых более выгодно использовать частный сектор:
o когда задачи можно определить заблаговременно, а работу можно оценить после ее выполнения;
o когда есть конкуренция между подрядчиками;
o когда муниципальную власть больше интересуют результаты, а не средства их достижения.
Однако при этом муниципальные органы власти должны продолжать отвечать за выполнение следующих условий:
o гарантированное предоставление важнейших услуг;
o доступ к услуге всех слоев населения по приемлемой цене;
o справедливость по отношению к различным классам потребителей;
o обеспечение минимальных стандартов качества.
Основные формы использования потенциала частного
сектора при оказании муниципальных услуг:
o полная или частичная передача прав владения из муниципального в частный сектор (продажа, лизинг, концессия);
o привлечение частного сектора для предоставления услуг на контрактной основе;
o предоставление частному предприятию исключительного права вести конкретную деятельность на определенной территории (строительство, реконструкция, эксплуатация, техническое обслуживание) и др.
Таким образом, большинство своих хозяйственных функций муниципальное образование может и должно передавать исполнителям (муниципальным и частным предприятиям) через систему муниципального заказа.
Бюджетный кодекс РФ трактует муниципальный заказ как совокупность заключенных муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств местного бюджета. Под муниципальным контрактом понимается договор, заключенный органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах местного бюджета. Муниципальные контракты должны заключаться, как правило, на конкурсной основе. Во многих муниципальных образованиях приняты нормативные правовые акты, регулирующие систему муниципального заказа. Оплата муниципального контракта учитывает имеющиеся финансовые возможности и может осуществляться различными способами:
o в денежной форме;
o путем зачета долгов в местный бюджет предприятий, исполняющих услуги;
o путем организации взаимозачетных операций между поставщиками и заказчиками;
o с использованием ценных бумаг.
Предметом муниципального заказа являются работы по благоустройству территории поселения, строительство, реконструкция и капитальный ремонт дорог, строительство и ремонт объектов социальной инфраструктуры, поставка горюче-смазочных материалов для муниципальных нужд, переработка и утилизация отходов, ОГЛАВЛЕНИЕ и обслуживание, текущий и капитальный ремонт жилого и нежилого муниципального фонда, сетей тепло-, водоснабжения и канализации, производство отдельных видов продукции для муниципальных нужд, производство товаров народного потребления в первую очередь для детей и малоимущих граждан, оказание иных услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения.
С помощью муниципального заказа решаются различные задачи: снижение затрат на отдельные виды товаров и услуг, адресное предоставление услуг муниципальных предприятий, предоставление услуг гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, приоритетное развитие отдельных видов услуг первой необходимости, объемы которых по разным причинам не регулируются рыночными механизмами, сокращение сроков исполнения и обеспечение качества предоставляемых услуг.
Объем муниципального заказа и сферы его применения должны выбираться с учетом реально имеющихся ресурсов и приоритетов в решении отдельных задач. Муниципальная власть при выдаче муниципального заказа должна учитывать следующее:
o необходимость жесткого контроля за размещением контрактов;
o экономное использование бюджетных средств;
o обеспечение честной конкуренции между предприятиями любых форм собственности.
В мировой и отечественной практике способы размещения муниципальных контрактов различаются в зависимости от целей и задач решаемой проблемы и в основном подразделяются на:
o открытый конкурс (одно- и двухэтапный);
o закрытый конкурс (с ограниченным числом участников) (табл. 18.2).
Таблица 18.2
Способы размещения муниципальных контрактов
Открытый конкурс |
Закрытый конкурс |
Объявления о проведении конкурса публикуются в средствах массовой информации. К конкурсу приглашаются любые предприятия и организации, действующие на рынке данных услуг и удовлетворяющие квалификационным требованиям, предусмотренным положением по размещению муниципального заказа. Недостатки открытого конкурса следующие: процесс рассмотрения заявок может быть весьма продолжительным; необходимо проделать большой объем работы по учету и оценке заявок; потребуются большие усилия по обеспечению объективности оценки заявок; нет достаточного опыта ведения переговоров у сотрудников органов местного самоуправления |
Проводится в следующих случаях: сроки выполнения муниципального контракта ограничены (например, услуги носят сезонный характер); форс-мажорные (чрезвычайные) обстоятельства: наводнения, пожары, разрушение муниципальных объектов; из-за невыполнения требований конкурса все заявленные на конкурс предложения отклонены. Заказчик, как правило, приглашает заинтересованных предпринимателей к участию в конкурсе, публикуя в печати объявление |
К потенциальным исполнителям муниципальных контрактов в зависимости от их характера могут быть предъявлены следующие требования. Исполнитель должен иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию, финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, опыт и положительную репутацию, быть надежным, обладать необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения муниципального контракта, исполнять обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды; не должен быть неплатежеспособным, находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), быть признан несостоятельным (банкротом). Поставщиком не может являться организация, на имущество которой наложен арест и/или экономическая деятельность которой приостановлена.
Особо следует рассмотреть вопрос о взаимодействии органов местного самоуправления с предприятиями малого бизнеса. Базовым документом, устанавливающим нормы и принципы стимулирования малых форм бизнеса, в том числе на уровне местного самоуправления, является Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. от 1 июля 2011 г.). Для поддержки малого предпринимательства органами местного самоуправления могут создаваться муниципальные фонды, в уставном капитале которых участие муниципальных образований составляет не менее 50%. Доходы от деятельности муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач, предусмотренных законодательством о поддержке малого предпринимательства.