Работа с аудиториями в связях с общественностью
Работа с различными аудиториями имеет свои особенности. Для начала рассмотрим существующие стадии взаимодействия с аудиторией.
Стадии взаимодействия аудиторий с информацией:
• контакт с источником (каналом) информации;
• контакт с самой информацией;
• прием информации;
• освоение информации;
• формирование отношения к информации.
По доступу к источнику информации и самой информации все население делится на аудиторию и не-аудиторию. В настоящее время большинство людей в развитых странах относятся к реальной или потенциальной аудитории СМ К.
He-аудитория бывает:
• абсолютной (кто вообще не имеет доступа к С МК, таких людей уже мало);
• относительной (кто имеет ограниченный доступ к СМК – нет денег на газеты, компьютер и т.д.).
Необходимо отметить, что продукция СМК, формально доступная большинству населения, потребляется по-разному.
Особенности потребления и усвоения массовой информации напрямую зависят от уровня подготовленности аудитории к приятию информации, который можно выявить на основании следующих признаков:
• степени владения словарем языка СМИ в целом;
• степени понимания конкретного текста;
• степени развития внутреннего оперирования (адекватная смысловая интерпретация текста);
• адекватное воспроизведение смысла текста в речи.
Французский социолог А. Турэн выделил четыре культурно-информационные страты современного общества[1]:
• низший уровень – представители уходящих в прошлое форм общественной жизни, периферийные по отношению к современному информационному производству, фактически исключенные из сферы потребления массовой информации (иммигранты из развивающихся стран, представители пожилого населения, деградирующие сельские общины, люмпены, безработные и т.д.);
• низкоквалифицированные рабочие (в основном ориентированы на развлекательную продукцию);
• активные потребители продукции СМК – служащие, ориентированные на вышестоящих начальников, исполняющие чужие решения (сюда относятся журналисты и PR-менеджеры);
• "технократы" (управленцы, производители новых знаний и ценностей, сочетающих профессиональные интересы и аристократическое искусство).
В наши дни людям необходима социальная информации, вследствие чего активизируется информационно-потребительская деятельность аудитории. Она включает в себя прием, усвоение, оценку и запоминание информации и проявляется в следующих видах:
• полная – полное прочтение, просмотр, прослушивание и анализ;
• частичная – поверхностный просмотр без анализа и серьезных выводов;
• отказ от приема сообщения в случае его неактуальности (незаинтересованность в статье или передаче) или переизбытка информации определенной направленности или темы, когда возникает угроза "пресыщение информацией" по тому или иному вопросу.
Острой проблемой информационно-потребительской деятельности массовой аудитории является непонимание. Обычно выделяют два типа непонимания:
• субъективное – нежелание аудитории и отдельных субъектов разобраться в проблемах, усваивать и запоминать терминологию;
• объективное – обусловленное незнанием новых слов, особенностями личного восприятия и общественными стереотипами, а также всякого рода искажениями при передаче информации в СМИ.
Современные СМИ стремятся качественно улучшить процесс информационно-потребительской деятельности. С этой целью устанавливается обратная связь коммуникаторов с аудиториями:
• эпистолярная (но почте);
• мгновенная ("горячая линия", "горячий телефон", интерактивный опрос по телефонной или компьютерной сети);
• анкетирование аудитории;
• проводятся конференции (обсуждение продукции СМИ), консультации и совместные подготовки материалов для выпусков авторского актива "редакции" и представителей аудитории СМК;
• оценка деятельности определенного СМИ (изучение рецензий, отзывов и обзоров источника массовой информации);
• рейтинговые исследования ("замеры" при помощи социологических исследований ежедневной динамики реальной аудитории изданий и программ).
В целом потребление массовой информации представляет собой сложный и психологически активный процесс, подразделяющий аудиторию в соответствии с экономическими, социально-демографическими, культурными и другими характеристиками. Процесс потребления массовой информации сопряжен с тем, что сами аудитории производят массовую социальную информацию, как направленную по определенным каналам (например, письма или запросы в СМИ или органы управления), так и "неканализированную" (диффузную), циркулирующую в слабоструктурированных сетях межличностной коммуникации (слухи, разговоры и т.д.).