Работа с аудиториями в связях с общественностью

Работа с различными аудиториями имеет свои особенности. Для начала рассмотрим существующие стадии взаимодействия с аудиторией.

Стадии взаимодействия аудиторий с информацией:

• контакт с источником (каналом) информации;

• контакт с самой информацией;

• прием информации;

• освоение информации;

• формирование отношения к информации.

По доступу к источнику информации и самой информации все население делится на аудиторию и не-аудиторию. В настоящее время большинство людей в развитых странах относятся к реальной или потенциальной аудитории СМ К.

He-аудитория бывает:

• абсолютной (кто вообще не имеет доступа к С МК, таких людей уже мало);

• относительной (кто имеет ограниченный доступ к СМК – нет денег на газеты, компьютер и т.д.).

Необходимо отметить, что продукция СМК, формально доступная большинству населения, потребляется по-разному.

Особенности потребления и усвоения массовой информации напрямую зависят от уровня подготовленности аудитории к приятию информации, который можно выявить на основании следующих признаков:

• степени владения словарем языка СМИ в целом;

• степени понимания конкретного текста;

• степени развития внутреннего оперирования (адекватная смысловая интерпретация текста);

• адекватное воспроизведение смысла текста в речи.

Французский социолог А. Турэн выделил четыре культурно-информационные страты современного общества[1]:

• низший уровень – представители уходящих в прошлое форм общественной жизни, периферийные по отношению к современному информационному производству, фактически исключенные из сферы потребления массовой информации (иммигранты из развивающихся стран, представители пожилого населения, деградирующие сельские общины, люмпены, безработные и т.д.);

• низкоквалифицированные рабочие (в основном ориентированы на развлекательную продукцию);

• активные потребители продукции СМК – служащие, ориентированные на вышестоящих начальников, исполняющие чужие решения (сюда относятся журналисты и PR-менеджеры);

• "технократы" (управленцы, производители новых знаний и ценностей, сочетающих профессиональные интересы и аристократическое искусство).

В наши дни людям необходима социальная информации, вследствие чего активизируется информационно-потребительская деятельность аудитории. Она включает в себя прием, усвоение, оценку и запоминание информации и проявляется в следующих видах:

полная – полное прочтение, просмотр, прослушивание и анализ;

частичная – поверхностный просмотр без анализа и серьезных выводов;

отказ от приема сообщения в случае его неактуальности (незаинтересованность в статье или передаче) или переизбытка информации определенной направленности или темы, когда возникает угроза "пресыщение информацией" по тому или иному вопросу.

Острой проблемой информационно-потребительской деятельности массовой аудитории является непонимание. Обычно выделяют два типа непонимания:

субъективное – нежелание аудитории и отдельных субъектов разобраться в проблемах, усваивать и запоминать терминологию;

объективное – обусловленное незнанием новых слов, особенностями личного восприятия и общественными стереотипами, а также всякого рода искажениями при передаче информации в СМИ.

Современные СМИ стремятся качественно улучшить процесс информационно-потребительской деятельности. С этой целью устанавливается обратная связь коммуникаторов с аудиториями:

• эпистолярная (но почте);

• мгновенная ("горячая линия", "горячий телефон", интерактивный опрос по телефонной или компьютерной сети);

• анкетирование аудитории;

• проводятся конференции (обсуждение продукции СМИ), консультации и совместные подготовки материалов для выпусков авторского актива "редакции" и представителей аудитории СМК;

• оценка деятельности определенного СМИ (изучение рецензий, отзывов и обзоров источника массовой информации);

• рейтинговые исследования ("замеры" при помощи социологических исследований ежедневной динамики реальной аудитории изданий и программ).

В целом потребление массовой информации представляет собой сложный и психологически активный процесс, подразделяющий аудиторию в соответствии с экономическими, социально-демографическими, культурными и другими характеристиками. Процесс потребления массовой информации сопряжен с тем, что сами аудитории производят массовую социальную информацию, как направленную по определенным каналам (например, письма или запросы в СМИ или органы управления), так и "неканализированную" (диффузную), циркулирующую в слабоструктурированных сетях межличностной коммуникации (слухи, разговоры и т.д.).