Рабочая документация
Для осуществления аудита необходимо разработать специальные инструментальные средства: тесты, таблицы, анкеты, опросные листы, обеспечивающие работу аудиторов и их помощников.
Документирование позволяет анализировать действия аудиторов, а также организовать внутрифирменный контроль качества их работы. Кроме того, на основе рабочей документации аудиторская организация может отстаивать свои интересы в суде в случае претензий экономического субъекта по поводу низкого качества проведенного аудита.
ФПСАД № 2 "Документирование аудита" (введены постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696) устанавливает лишь общие требования к составлению документации в процессе аудита, поэтому аудиторские организации должны разработать собственную рабочую документацию во внутрифирменных стандартах.
Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы обеспечить общее представление о конкретной проведенной аудиторской проверке (рис. 7.2).
Рис. 7.2. Заголовок рабочего документа
Аудитор должен отразить в рабочей документации информацию о планировании, объеме аудита, результатах выборки, а также выводах, полученных па основе аудиторских доказательств.
Рабочая документация должна содержать информацию о всех проверенных фактах, а не только о тех, по которым делаются замечания.
Достаточность объема рабочей документации определяет руководитель проверки, она зависит от профессионального суждения аудитора.
На каждое аудируемое лицо формируется досье. При постоянной работе с экономическим субъектом в него включаются документы, используемые при всех проверках. По характеру использования такую документацию подразделяют на постоянную, текущую и специальную (табл. 7.1).
Таблица 7.1
Состав досье аудируемого лица
Характер использования |
Состав рабочей документации |
Непрерывно ведущаяся (постоянная) |
Копии учредительных и регистрационных документов, учетная политика и др. |
Текущая |
Организационные (административные) документы: договор, общий план, программа проверки, приказ об утверждении состава аудиторской группы, деловая переписка и др. Документы на усмотрение аудитора: тесты, таблицы, расчеты, графики и другие документы, свидетельствующие о выполнении определенных процедур в ходе аудита |
Специальная |
В связи с особенностями конкретной проверки |
В ходе проведения аудиторской проверки специалисты (сотрудники аудиторской организации и привлеченные аудиторы) составляют рабочие документы в соответствии со сроками проведения, планом и программой аудита на всех его этапах.
При сборе аудиторских доказательств аудитор должен документировать все выполняемые им аудиторские процедуры.
Все процедуры необходимо построить по единой схеме, например:
• наименование процедуры;
• цель проведения;
• перечень необходимых документов как аудитора так и аудируемого лица, необходимых для выполнения процедуры;
• описание порядка выполнения процедуры
• форма фиксации результата выполненной процедуры, для отражения в письменной информации, представляемой аудируемому лицу по результатам проведения аудита.
Пример оформления процедуры по существу приведен на рис. 7.3[1].
Рис. 7.3. Сопоставление данных оборотно-сальдовой ведомости (или главной книги) но счетам с данными бухгалтерского баланса
При проверке бухгалтерских записей выполняется аудиторская процедура инспектирование. Пример оформления процедуры приведен на рис. 7.4.
Рис. 7.4. Сопоставление данных регистров бухгалтерского учета о поступлении денежных средств от погашения займов, предоставленных другим организациям с данными отчета о движении денежных средств
Построение выборки аудитора может быть направлено на различные аспекты учета имущества и обязательств. Выполняя процедуры проверки по существу и составляя детальные тесты операций, аудитор может оформить аудиторскую процедуру, как представлено на рис. 7.5.
Рис. 7.5. Сопоставление данных о дивидендах, полученных в течение отчетного периода, с данными отчета о прибылях и убытках
Следующий пример оформления процедуры приведен на рис. 7.6. Таким образом можно оформить процедуру проверки соответствия показателей составляющих бухгалтерской отчетности.
Рис. 7.6. Сопоставление данных о выбытии основных средств в течение отчетного периода с данными отчета о прибылях и убытках
При планировании работы аудитора аудиторские кампании разрабатывают виды и направления работы сотрудников. В соответствии с направлением проверки, ее объемом и задачами составляются классификации аудиторских процедур. Для унификации аудиторских документов вводится кодирование процедур и выборок. Присваивают номер объекту проверки и номер аудиторской процедуры[2]. Данный подход рационален и при компьютерной обработке результатов аудиторских процедур. В табл. 7.2 представлен перечень работ при аудиторской проверке финансовых вложений по группам вложений и целям аудиторской проверки.
Таблица 7.2
Кодирование аудиторских процедур на примере аудита финансовых вложений
Объекты проверки – группы финансовых вложений |
Цель аудиторской проверки – выражение мнения аудитора но результатам |
||
проверки достоверности бухгалтерского учета и отчетности |
проверки соблюдения нормативных актов |
анализа хозяйственных операций |
|
100. Вложения в ценные бумаги |
100 000 1 |
100 000 2 |
100 000 3 |
200. Предоставленные другим организациям займы |
200 000 1 |
200 000 2 |
200 000 3 |
300. Вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций |
300 000 1 |
300 000 2 |
300 000 3 |
400. Депозитные вклады в кредитных организациях |
400 000 1 |
400 000 2 |
400 000 3 |
500. Вклады организации-товарища по договору простого товарищества |
500 000 1 |
500 000 2 |
500 000 3 |
600. Дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования |
600 000 1 |
600 000 2 |
600 000 3 |
Примечание
В первой колонке таблицы приведены трехзначные кодовые обозначения (идентификаторы), характеризующие группы финансовых вложений. Семизначные кодовые обозначения характеризуют:
• группы, подгруппы и вид финансовых вложений (первый– третий разряды);
• группы, подгруппы и вид хозяйственных операций (четвертый– шестой разряды);
• цели проверки (седьмой разряд).
В дальнейшем кодирование процедур позволяет произвести разработку внутрифирменных методик для сбора аудиторских доказательств по определенному направлению работы аудитора. Порядок присвоения классификационных номеров аудиторским процедурам представляет собой одно из внутренних правил и разрабатывается каждой аудиторской организацией самостоятельно.
Процедуры аудиторской проверки подразделяют, например, на общие, применимые независимо от вида хозяйственных операций (табл. 7.3) и специфические – по видам и группам хозяйственных операций.
Таблица 7.3
Общие процедуры при аудиторской проверке
Код процедуры |
Приемы и процедуры аудиторской проверки |
Источники аудиторских доказательств |
|
Нормативные акты |
Документы экономического субъекта |
||
100 000 1 |
Нормативная проверка правильности отнесения объектов к |
Договоры, акты приема-передачи, выписки банка, свидетельства, расходные кассовые ордера, платежные поручения и т.д. |
|
100 000 2 |
Нормативная проверка правильности классификации объектов |
Договоры, журнал- ордера, ведомости, книги учета, выписки с расчетного счета |
|
100 000 3 |
Нормативная проверка правильности оценки объекта учета в бухгалтерской отчетности |
ПБУ |
См. п. 100 000 1, справки бухгалтерии; бухгалтерская отчетность и приложения к ней |
100 000 4 |
Нормативная проверка полноты раскрытия в бухгалтерской отчетности информации об объекте учета |
ПБУ |
|
100 000 5 |
Аналитические процедуры оценки структуры, динамики объекта учета |
Реестр учета, книги учета, бухгалтерская отчетность |
|
100 000 6 |
Финансово- экономическое обоснование сделок |
Бухгалтерская и статистическая отчетность |
Для распространения среди российского аудиторского сообщества разработан "Сборник типовых аудиторских рабочих документов для проведения аудита" ориентирован на отдельный компонент Проекта Тасис "Осуществление реформы аудита в Российской Федерации".
Вышеназванный документ содержит примерный перечень рабочих аудиторских документов, отражающий порядок планирования, проведения и документального оформления аудиторской проверки условного предприятия.
В своих методических рекомендациях Министерство финансов РФ также предлагает примерные формы рабочих документов.
Систематизацию и нумерацию рабочих документов можно производить аналогично нумерации аудиторских процедур или этапов проверки.
Аудиторские доказательства на бумажных носителях прилагаются к соответствующим рабочим документам.
В табл. 7.4 приведен примерный перечень рабочих документов по аудиторской проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности экономического субъекта. Рабочая документация является собственностью аудиторской организации и подлежит хранению в ней не менее пяти лет с момента окончания проверки. Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Таблица 7.4
Примерный перечень рабочих документов (переменною файла)
Наименован не рабочего документа |
Комментарий |
|
Анкета |
В ходе преддоговорной работы вся переписка с экономическим субъектом ведется на фирменных бланках аудиторской организации. Устные переговоры с потенциальным клиентом оформляются протоколом |
|
Запрос информации об экономическом субъекте |
||
Анализ информации о клиенте |
||
Письмо-обязательство о проведении аудита |
Документ, направляемый аудитором клиенту в случае согласия с основными условиями проведения аудита. Если аудиторские проверка у данного экономического субъекта повторяются в следующие годы, указанный документ может не составляться. Если проведение аудита невозможно, экономическому субъекту передается письменный отказ |
|
Договор оказания аудиторских услуг Приложение 1 "Техническое задание на проведение аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности" Приложение 2 "Перечень запрашиваемой информации" |
Составляется на основе типового договора аудиторской организации с учетом всех ранее принятых договоренностей. Руководители аудиторской организации и аудируемого лица подписывают каждый лист договора и скрепляют его печатями в установленном порядке |
|
Анализ информации о связанных сторонах |
Информация для планирования может быть получена от клиента на основании письменного запроса. К рабочим документам по планированию могут быть приложены ответы на запросы, опросные листы, копии организационных документов клиента, бухгалтерская отчетность и др. |
|
Расчет уровня существенности |
||
Оценка аудиторского риска |
||
Оценка системы внутреннего контроля |
||
Общий план аудита |
||
Программа аудита |
||
Приказ по созданию рабочей группы |
Рабочая группа формируется из квалифицированных аттестованных аудиторов, назначаемых ответственными за выполнение определенных разделов аудиторской проверки, и помощников аудиторов, выполняющих работы по сбору аудиторских доказательств |
|
Подтверждение независимости аудиторов |
Руководителем аудиторской организации оценивается независимость всех членов рабочей группы |
|
Проведение инструктажа |
Перед началом аудиторской проверки руководитель группы должен: • проинформировать членов группы о целях аудита и графике проверки; • ознакомить с полученной предварительной информацией и возможными особенностями; • распределить обязанности между членами группы |
|
Определение ключевых по риску областей |
Определение состава информации, которую экономический субъект дол- жен предоставить для применения выборочных методов контроля |
|
Анализ и оценка учетной политики |
||
Аналитические тесты и опросы |
||
Наличие операций, подлежащих обязательному контролю |
Процедуры аудита, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма [3] |
|
Проверка системы корпоративного управления |
Аудиторские процедуры проверки соблюдения аудируемыми лицами Кодекса корпоративного поведения[4] и норм Конвенции ООН против коррупции[5] |
|
Аудиторские выборки |
Перечень необходимых для аудита форм рабочей документации определяется на этапе планирования. В случае необходимости аудитор может принять решение о создании дополнительных форм и использовать их при проверке. В ходе аудиторской проверки документируются описание формирования выборки, перечень проверенной информации, проведенные аналитические процедуры, найденные нарушения и их оценка. Обязательной проверке и документированию подлежат: • применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица; • события после отчетной даты; • условные факты хозяйственной деятельности |
|
Соответствие показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности данным главной книги |
Анализ результатов проверки позволяет установить: • общий уровень учетной политики, принятой аудируемым лицом; |
|
Соответствие показателей бухгалтерского учета и налоговых деклараций |
• правильность ведения учета по отдельным разделам и счетам; • соблюдение налогового законодательства; • финансовое состояние экономического субъекта |
|
Раскрытие информации о стоимости чистых активов |
|
|
Анализ финансового состояния |
|
|
Аудиторский отчет руководству аудируемого лица |
Отчет составляется по результатам проверки на основе выводов аудиторов по каждому разделу аудиторской про- граммы, документально отраженных в рабочих документах. Представление отчета аудируемому лицу осуществляется в два этапа: 1) предварительное представление отчета для согласования с должностными лицами аудируемого лица информации, приведенной в отчете; 2) представление окончательного варианта отчета с учетом оценки внесенных аудируемым лицом исправлений в данные бухгалтерского учета и отчетности |
|
Заявления и разъяснения клиента |
|
|
Аудиторское заключение |
Аудиторское заключение, составленное в соответствии с требованиями ФСАД № 1–3 и подписанное руководителем аудиторской организации (с указанием реквизитов квалификационного аттестата аудитора), регистрируется и направляется аудируемому лицу |
|
Контрольный обзор качества аудита |
Проверка рабочих документов осуществляется в порядке, соответствующем требованиям ФПСАД № 7 |
|
Приказ о завершении аудиторской проверки |
По окончании аудиторской проверки вся рабочая документация комплектуется в отдельную папку согласно описи |
|
Использование справочников по методологии аудита и шаблонов рабочих документов позволяет повысить уровень аудиторской проверки.