Q-сортировка

Эта методика была разработана В. Стефенсоном (1953) для исследования представлений индивида о самом себе. Индивиду дается набор карточек, содержащих утверждения или названия свойств личности. Он должен распределить их по группам от "наиболее характерных" до "наименее характерных" для него. Количество групп, на которые должен разделить карточки испытуемый, задается психологом. В каждую из групп следует поместить определенное число карточек, которое определяется значениями нормального распределения для выбранного количества групп и общего числа карточек.

Пример

При использовании 100 карточек, которые нужно распределить по пяти группам, количество карточек в каждой группе будет следующим:

Наименее характерное свойство 10 20 40 20 10 Наиболее характерное свойство

Чаще всего для распределения карточек используется от 3 до 9 групп. Как и при использовании метода вынужденного выбора, Q-сортировка дает субъективно-личностные, а не нормативные данные. Это значит, что индивид сообщает психологу о том, что считает своими сильными и слабыми свойствами, сравнивая их друг с другом, а не с тем, насколько сильно или слабо они выражены по сравнению с другими людьми или некоторой заданной извне нормой.

Q -сортировка используется для решения разнообразных психологических проблем. В зависимости от последних, испытуемому предлагают классифицировать карточки по отношению к себе в разнообразных ситуациях (например, дома, на работе, в общении с другими людьми), а также для получения сведений о том, каким он является на самом деле с его точки зрения (Я реальное), каким он представляется другим людям (социальное Я), каким он хотел бы быть (идеальное Я). Такая информация собирается на разных стадиях психотерапии для констатации происшедших изменений (К. Роджерс, Р. Даймонд). Можно распределять карточки применительно к другим людям, что позволяет выявить отношение испытуемого к ним, а также использовать для их описания. В последнем случае варианты Q -сортировки используются для получения всесторонней оценки личности профессионально подготовленными наблюдателями, а также для описаний любой интересующей психолога категории людей (профессиональные группы, группы с психиатрическими синдромами и др.). Кроме того, принцип Q -сортировки может быть реализован при работе испытуемого с различными объектами.

Основная сложность разработки семантических методов диагностики заключается в подборе и унификации значений слов и выражений, включаемых в состав списков черт, в неизбежности их субъективной интерпретации разными индивидами, когда даже незначительное смещение акцента при выборе лексики в ту или иную сторону может привести к изменению и даже искажению представлений о личностном знании, присущем индивиду.

Общий недостаток всех описанных выше семантических методик психологи видят в том, что вследствие заданность как перечней личностных черт, так и субъектов, которых нужно по ним оценивать, существуют сомнения в достоверности их данных. Если тс черты личности или биполярные шкалы, по которым испытуемый вынужден измерять людей, не рассматриваются им как существенные, полезные, не являются для него первичными для вынесения суждений о личности, то результат диагностики не будет адекватно отражать его личностное знание (собственную теорию личности, по выражению Дж. Келли), а явится своего рода артефактом.

Этого недостатка лишен еще один семантический подход к диагностике личности, основанный на использовании репертуарных личностных методик. Они позволяют индивиду самому конструировать свой индивидуальный опыт, выявляют те субъективные шкалы, которыми пользуется индивид при восприятии, понимании и оценке окружающего мира.