Путь к индустриальной цивилизации в Германии
Начало XIX в. не сулило Германии ничего хорошего. Раздробленная на почти три сотни мелких и мельчайших государств – королевств, герцогств, курфюршеств – Германия была все еще отсталой окраиной Западной Европы. В сельском хозяйстве продолжали существовать феодальные обычаи, в городах господствовали цехи и гильдии. Наполеоновские завоевания в начале века привели к окончательному распаду Германской империи (1805). Бонапарт образовал из западногерманских владений некий Рейнский союз (Бавария, Вюртемберг, Баден, Дармштадт) и стал его протектором. Только король Пруссии Фридрих Вильгельм III вступил в союз с Англией и Россией против Франции. Но в результате и Пруссия оказалась в состоянии крайнего унижения: на ее территории разместились французские гарнизоны, она была отягощена контрибуцией и к тому же практически потеряла свой военный потенциал.
Однако Пруссия именно благодаря Наполеону и его армии, наконец, избавилась от "наследственной зависимости" крестьян и аристократической власти над городами, которым были возвращены традиционные вольности. Крепостное право в 1807 и 1808 гг. было отменено не только в Пруссии, но и в Баварии, и в других западногерманских землях[1].
Свет свободы, забрезживший было при Наполеоне, довольно быстро погас после его изгнания. Венский конгресс (ноябрь 1814 г.) даже не пытался восстановить единство Германии. Вместо империи был создан эфемерный Германский союз, состоящий из 37 государств-монархий и четырех вольных городов (Гамбург, Бремен, Любек, Франкфурт-на-Майне). Крестьянское освобождение было практически приостановлено. Но, видимо, память о наполеоновских вольностях была сильна: в 1816–1821 гг. освобождение все-таки было проведено, но таким образом, что 60% пахотных земель Союза оказались в руках юнкеров (дворян), 30% – у крупных крестьян, собственников земли (гроссбауэров) и лишь 10% – у мелких самостоятельных хозяев. Крестьяне должны были выкупать земельные участки, и этот процесс во многих местах растянулся до 1848 г. Правда, объективности ради скажем, что выкупная цена за землю устанавливалась в три раза ниже рыночной[2]. В ходе земельной реформы в прошлое уходила и крестьянская община-марка.
В 1820-е гг. произошло некоторое оживление в промышленности Германии (преимущественно мануфактурной). Тогда-то и стали раздаваться требования если не объединения, то хотя бы организации таможенного союза германских государств. Только в 1833 г. Германский таможенный союз был создан. В него вошли 18 государств во главе с Пруссией. Этот факт означал начало экономического объединения страны. В 1835 г. в Германии появилась первая крохотная железная дорога между Нюрнбергом и Фюртом (около 10 км). Но в 1840-х гг. объективная необходимость создания внутригерманских транспортных коммуникаций привела к довольно интенсивному железнодорожному строительству, что, в свою очередь, мультипликативно подталкивало промышленное развитие.
Молодая и пока слабая германская промышленность порождала новые явления в социально-экономической жизни.
1. Развитие промышленности не принесло облегчения трудящимся. Социальное положение городских тружеников ухудшалось в связи с тем, что германский капитал, намереваясь догнать своих европейских соперников, чрезвычайно напористо наступал на естественные права трудящихся. Рабочий день повсеместно достигал 14 часов. Удельный вес женщин и детей в городском пролетариате составлял одну треть. Дневная заработная плата рабочих в Германии не превышала 60% уровня заработной платы в Англии и около 22% уровня США. Если добавить политическое бесправие, произвол полиции и фабрикантов, то легко понять раннее возникновение активных форм классовой борьбы в Германии, периодически приостанавливающих промышленное развитие.
Первое крупное выступление германского пролетариата – это восстание силезских ткачей в 1844 г. Неурожаи 1845 и 1846 гг., голод, возникший в ряде районов из-за болезни, поразившей посадки картофеля, стали поводом к революции 1848 г.[3] В стране назревал политический кризис, выход из которого буржуазия и юнкеры искали, с одной стороны, в диктаторской власти, а с другой – в реализации компромиссной социальной политики.
2. После 1848 г. в Германии началась настоящая "экономическая революция", сопровождаемая интенсивным грюндерством, т.е. лихорадочным и нередко жульническим учредительством предприятий, акционерных компаний, финансово-кредитных учреждений. Особенно быстро росли железнодорожные компании. Масштабы германского железнодорожного строительства уникальны. За 20 лет в 1850-е и 1860-е гг. длина железных дорог выросла с 6 тыс. км до 19,6 тыс. км. Такого темпа не знала даже Англия. Строительство железных дорог вызвало к жизни массу сопряженных и смежных отраслей хозяйства – от металлургии до производства спецодежды.
3. Промышленная революция привела к созданию уникальной прусской системы технического образования. В Пруссии государство поддерживало и финансировало распространение новых технологий через подготовку, переподготовку и консультирование инженеров и техников. Государство оплачивало научно-консультационные командировки ученых и инженеров за рубеж, импорт технических новинок, вводило систему премий для инициаторов технических открытий и усовершенствований. Германия становилась конкурентом Англии в сфере науки и техники[4]. И с самого начала техническое развитие было поставлено на службу военных ведомств.
4. Практически во всех германских государствах устанавливался режим жесткого протекционизма. Характерно, что политика промышленного протекционизма осуществлялась вопреки сопротивлению юнкеров – экспортеров хлеба в Англию. Возникло новое противоречие: между промышленной буржуазией и дворянами – производителями товарного хлеба. Высокие импортные пошлины для промышленных изделий и государственная поддержка отечественных производителей получили мощное теоретическое и идеологическое основание в виде концепций "исторической школы" в политической экономии.
Выдающийся немецкий ученый Фридрих Лист (1789– 1846) в своем главном труде "Национальная система политической экономии" (1841) резко выступил против "космополитизма" английских классиков. "Как характерное отличие выдвигаемой мной системы, – писал Лист, – я утверждаю национальность. Все мое здание основывается на природе нации как среднего члена между индивидуумом и человечеством"[5]. Отрицая существование всеобщих и универсальных экономических законов, он предлагал исследовать особенности национальной экономики, ставя перед собой практическую цель выработки рекомендаций для экономической политики.
Так, апология свободы внешнеэкономической деятельности, содержащаяся в трудах А. Смита и Д. Рикардо, не соответствует национальным интересам Германии и ее молодой буржуазии. Более того, эта апология прямо направлена против континентальной Европы и теоретически оправдывает английскую экономическую экспансию. Для Германии должна быть характерна иная экономическая политика, основанная на "воспитательном протекционизме".
Если рассматривать внешнеэкономическую деятельность с точки зрения абстрактной теории, то, учитывая "сравнительные преимущества"[6], Германия вовсе не должна развивать целые отрасли промышленности. По национальные интересы могут быть выше чисто экономического интереса. Чтобы вовлечь в производство неиспользованные ресурсы, чтобы преодолеть отсталость, необходимо развивать отрасли, в которых производительность труда в данный момент ниже, чем за границей. Лист писал: "Эту потерю стоимостей надо, следовательно, рассматривать лишь как цену за промышленное воспитание нации"[7]. Нация тем богаче и могущественнее, чем больше она экспортирует промышленных изделий и чем больше она импортирует сырья. Вопреки мнению классиков, германское государство должно активно вмешиваться в экономику в целях создания единого общенационального рынка и защиты национальной экономики от конкуренции со стороны иностранных, прежде всего английских, предпринимателей.
Всем ходом истории XIX в. Германия была подготовлена к решительном действиям, главной целью которых было политическое объединение и создание условий для предстоящего лидерства в европейской модернизации. Миссию реализации этой цели взял на себя Отто фон Бисмарк (1815-1898)[8].
В сентябре 1862 г. король Пруссии Вильгельм I назначил 47-летнего дипломата О. Бисмарка премьер-министром, который позже стал и министром иностранных дел. Новый премьер не скрывал своих намерений. На одном из заседаний бюджетной комиссии он произнес поистине историческую речь: "Не речами и не постановлениями большинства решаются великие вопросы времени – в этом была крупная ошибка 1848 и 1849 годов, – а железом и кровью. Пруссия необходимо должна держать свои силы наготове в ожидании благоприятного момента, который несколько раз был уже пропущен. Прусские границы неудобны для здорового государственного организма"[9].
Ограничив для начала политическую демократию[10] и приструнив "свободную прессу" в самой Пруссии, О. Бисмарк приступил к объединению Германии единственным доступным ему методом. В войне с Данией (1864) были присоединены Шлезвиг и Гольштейн. Далее последовала война с Австрией (1866), в результате которой были присоединены Ганновер, Кургессен, Нассау и вольный город Франкфурт-на-Майне. Был создан новый Союз северогерманских государств под гегемонией Пруссии. Франко- Прусская война 1870 г. и постыдное поражение Наполеона III привели к присоединению к Германии Эльзаса и Лотарингии – развитых промышленных зон восточной Франции, богатых полезными ископаемыми, прежде всего железной рудой. В результате в Германии стала создаваться мощная металлургическая база. Контрибуция в 5 млрд франков, уплаченная Францией Германии после войны 1870–1871 гг. превратилась в источник новых инвестиций в промышленность и в оборонную сферу.
В 1871 г. объединение Германии было завершено. Страна превратилась в великую державу с 40-миллионным населением. В январе 1871 г. была восстановлена Германская империя, первым императором был провозглашен Вильгельм I, а первым канцлером Империи в мае 1871 г. стал Бисмарк. На этом посту он пробудет до 1890 г.
Политические проблемы и войны не отводили на второй план экономические проблемы. Отто фон Бисмарк ухитрялся делать два дела одновременно, прекрасно понимая, что германское величие будет эфемерным без мощного экономического рывка. Проследим за логикой его экономических действий.
1. О. Бисмарк продолжал осуществлять жесткую протекционистскую политику. Протекционистский тариф 1879 г. явился очередным подтверждением неизменности курса на поощрение национальной промышленности. Этот курс сохранился надолго и продолжал осуществляться и после ухода политика в отставку.
2. Окончательно были уничтожены остатки феодальных отношений в аграрном секторе на всей территории Германии. Сельское хозяйство стало развиваться, в отличие от США, на основе рыночных преобразований крупных юнкерских поместий. К концу 1860-х гг. 71% всех хозяйств владели 9% земли, а 29% хозяйств имели 91% земли. В Германии развивалось крупное интенсивное сельское хозяйство с травосеянием и плодопеременной системой. Развитие химической промышленности позволило широко применять химические удобрения.
3. О. Бисмарк всемерно поддерживал инновационные стремления германских предпринимателей, инженеров и ученых. В результате технические новшества появлялись целыми "гроздьями". Еще в 1850-е гг. были изобретены искусственные анилиновые красители (из угля) для текстильной промышленности, но широкое распространение они получили при О. Бисмарке. Германия перестала зависеть от естественных красителей (индиго), поступавших из США. В 1860-х гг. в Германии развивается собственное машиностроение, эта отрасль перестает зависеть от поставок из Англии. Центром промышленного развития становится Рурская область, где развертываются военные отрасли производства. Уже к концу 1860-х гг. фирма Круппа стала поставлять оружие в другие страны. В 1867 г. В. Сименс изобрел динамо-машину, а в 1879 г. запустил первый трамвай.
Именно в Германии, именно при О. Бисмарке (и это нс случайно) появились бензиновый двигатель внутреннего сгорания Н. Отто (1877) и первый автомобиль Г. Даймлера и К. Бенца (1885). Позже, в 1897 г., появился двигатель Рудольфа Дизеля. В 1888 г. Г. Герц открыл электромагнитные волны.
Путь для развития германской электротехнической промышленности был открыт. Кстати, первая в мире исследовательская лаборатория на промышленном предприятии тоже появилась в Германии, ее открыла в 1877 г. химическая фирма "БАСФ"[11]. Первые в мире специализированные технические вузы появились в 1870-х гг. тоже в Германии. В середине 1860-х гг. в экспорте Германии стали преобладать промышленные изделия (52%), а в импорте – сырье и пищевые продукты (61%).
4. О. Бисмарк поощрял развитие крупных предприятий и снял все ограничения для образования промышленных корпораций. Он легко санкционировал картельные соглашения, а государство при нем принимало участие в финансировании акционерных компаний. Еще одним новаторством Бисмарка было широкое размещение государственных заказов на продукцию тяжелой индустрии. В 1869 г. был принят Промышленный устав, отменяющий цеховое право в Германии. Промышленный кодекс и создание Коммерческого суда в Лейпциге упорядочили правовые отношения в германском бизнесе. Рост некоторых фирм происходил буквально мгновенно. На заводе локомобилей Борзига в 1857 г. было занято 37 рабочих, а в 1866 г. – уже 1600.
Наиболее крупными предприятиями становились железнодорожные компании. Бисмарк прекрасно понимал значение железнодорожного строительства и для экономического, и для военного развития. В те времена в экономической науке еще не было понятия мультипликации, но идея мультипликативного развития, как и многие другие, "носилась в воздухе". Не зря и в Германии, и в Японии, и в России правители-новаторы столько внимания уделяли именно железнодорожному строительству.
5. Политика, начатая О. Бисмарком, способствовала модернизации системы управления на микроуровнс. В Германии раньше, чем где-либо, крупные компании диверсифицировали свою деятельность. Предприятия (например, "Сименс") приняли стратегию организации многочисленных подразделений и уже в конце XIX в. провели вертикальную интеграцию создавая хорошо управляемые промышленные системы[12].
6. Единство Германии требовало активного внедрения единой валюты (единая золотая марка введена в 1874 г.), единой системы мер и весов, единых железнодорожных тарифов, что было осуществлено в 1868 г. Развивалась рыночная инфраструктура: банки, страховые компании, товарные и фондовые биржи. Коммерческие банки и их холдинги приняли участие в бурно развивающихся железнодорожных компаниях и связанных с ними предприятиях базовых отраслей. В стране появились финансовые гиганты: Немецкий банк, Учетное общество (Дисконто гезельшафт), Дрезденский банк.
7. Германия с большим опозданием, но приняла участие в колониальном дележе мира. Колониальные владения Германии уступали английским в 11,5 раз по территории и в 32 раза по населению колоний. Тем не менее к концу века Того, Камерун, Северо-Западная Африка, Каролинские, Марианские и Маршалловы острова принадлежали Германии[13].
8. Бисмарком проводилась достаточно хитрая и взвешенная социальная политика. Упорно борясь с социал- демократическим движением марксистского толка, он одновременно проводил мероприятия, дававшие основания для ироничного именования самого себя "государственным социалистом". Терпимо отнесясь к развитию профсоюзного движения, он провел через рейхстаг ряд законов о социальном страховании трудящихся. Понимая, что для развивающейся индустрии необходима образовательная база, он принял широкую программу народного образования.
О. Бисмарк поощрял развитие кооперативного движения трудящихся. В 1869 г. появилось первое кредитное товарищество Райффайзена в Гордесдорфе, а вскоре Германия стала Меккой для деятелей кооперативного движения Европы[14].
9. Позитивным внешним результатом преобразований Бисмарка стал быстрый рост населения страны. Менее чем за 30 лет, с 1871 по 1800 г., население увеличилось с 35 до 50 млн человек[15].
В результате к началу XX в. Германия выдвинулась в лидирующую группу стран Европы, прочно заняв второе место после Англии. Амбиции правящей элиты Германии, однако, не были удовлетворены. Впереди были новые испытания прочности.