Пути усложнения книжек-альбомов (несколько методических соображений)
Ребенок растет, и вместе с ним, приноравливаясь к его новым возможностям и интересам, должны "расти" фото-книжки. Попробуем проследить некоторые варианты их развития и усложнения, наметить "точки роста".
• От отдельной фотографии (например, фотографии мамы) — к целой книжке (например, книжка "Моя семья" может содержать фотографии всех членов родительской семьи: мамы, папы, сестренки, дедушки и бабушки, если они живут вместе с малышом или он часто их видит, а затем дяди и тети, двоюродные сестры и т.д.).
• От предметной фотографии (любимая кукла Катя) — к фотографии сюжетной (дедушка чинит кран).
• От фотографии, передающей действие (Петя умывается), — к фотографии, передающей настроение (Маша упала и ушиблась — ей больно, она плачет).
• От обыденных действий (встал, умылся, позавтракал) — к событию (например, можно рассказать в отдельной книжке о том, как в первый раз ездили на эскалаторе или ходили купаться на речку).
• От событий, где главным героем является сам малыш (примером может быть книжка "Как Петя катался с горки"), — к событиям, где главными героями являются знакомые ему люди (например, можно сделать книжку о том, как бабушка сажала цветы на даче).
• От фотографий с изображением одного человека — к фотографиям с несколькими героями.
• От фотографий, где один человек выполняет одно действие (например, Петя смотрит в окно), — к фотографиям, на которых два (а потом и более) человека выполняют одно и то же действие (Петя и папа одеваются).
• От фотографий, где два человека выполняют одно и то же действие (например, Петя и бабушка читают книгу), — к фотографиям, где два (а потом и более) человека выполняют разные действия (например, Петя строит башню из кубиков, а мама гладит белье).
Данное здесь описание, безусловно, не может претендовать на полноту, это скорее калейдоскоп возможностей. Намеченные нами "дорожки" частью пересекаются, частью продолжают друг друга, а частью идут параллельно. Ориентируясь на то, что интересует малыша, на то, что уже было в его опыте, что он умеет, вы сможете каждый раз выбирать тот путь, который наиболее подходит именно вам.
С чего начать? В поисках точки отсчета
Каждый ребенок — индивидуальность. Индивидуальны его вкусы, его возможности и сам темп его развития, и вследствие этого невозможно дать какие-то правильные и одинаковые для всех ответы на вопросы "С чего начинать работу по созданию книг для малыша?", "Что выбрать темой для самой первой книжки?". "Каков должен быть ее объем?", "Каким языком она может быть написана?" Но то, чего не могут сделать самые лучшие методические руководства, почти всегда удается "самым лучшим специалистам в области психологии конкретного ребенка" — его близким. Мы же со своей стороны попробуем задать некоторую "канву" для размышлений. Ответив на следующие вопросы, вы поймете, какие фотографии (темы для разговора) наиболее привлекательны для вашего малыша, что может послужить темой для первой книжки и т.д.
• Узнает ли ребенок себя в зеркале? Любит ли он "изучать" свое отражение? (Опыт игр с зеркалом — некоторый необходимый минимум, фундамент для того, чтобы начинать работу с фотографиями.)
• Был ли у малыша опыт знакомства с фотографиями? (Может быть, в комнате есть фотографии родителей, и вы показываете их, спрашивая: "Где мама? Где папа?")
• Умеет ли и любит ли ребенок рассматривать фотографии? Кто является инициатором — вы или малыш?
• Как долго ребенок готов рассматривать фотографии?
• Узнает ли он на фотографиях родственников, близких и хорошо знакомых людей, любимую игрушку, знакомую обстановку?
• Может ли он показать что-то (кого-то) на фотографии по вашей просьбе?
• Как долго ребенок может с интересом слушать ваш рассказ об изображенном на фотографии? Если у вас нет опыта таких бесед, то как долго он может слушать чтение книги, рассказ о чем-либо?
• Каков уровень сложности речи, доступной его пониманию?
• Может ли ваш малыш рассказать (самостоятельно или с вашей помощью) о том, что изображено на фотографии или на картинке, если у вас еще нет опыта совместного рассматривания фотографий?
В ходе совместного чтения и обсуждения ваши представления о малыше, о его интересах и возможностях будут постепенно расширяться и уточняться.