Пути и средства формирования детского коллектива

Коллектив не самоцель педагогических усилий. Он формируется воспитателем для создания оптимальной среды (воспитательного пространства) как инструмент и помощник в формировании личности воспитанников. Зарождается, крепнет и развивается детский коллектив только в процессе совместной целеустремленной практической просоциальной деятельности, полезной для коллектива, каждого его члена, для других людей.

Технологические правила организации коллективной деятельности:

• гуманистическая, просоциальная, субъективно личностно значимая для каждого члена коллектива цель организуемой деятельности;

• предпочтение коллективным и групповым видам деятельности;

• активное участие каждого;

• технологическая организованность (время, место, объем действий, порядок их выполнения, оснащенность);

• сочетание традиционности и вариативности в содержании и формах;

• организация сменных отношений взаимной зависимости и взаимного подчинения в групповой деятельности;

• ориентация на успех и позитивную оценку деятельности каждого члена коллектива. "Концентрируйте свою энергию на том, чтобы добиться успеха, а не на том, чтобы избежать неудач" (Р. Рюттингер).

В процессе такой деятельности создаются и укрепляются коллективные связи, у воспитанников развиваются коллективные навыки и привычки, коллективистическое сознание находит свое выражение в поступках, в поведении.

В процессе формирования коллектива педагог использует разнообразные методы и средства, направленные на стимулирование деятельности всех членов коллектива и его сплочение.

Это, прежде всего, система требований. Умелое предъявление требований к ученикам в форме убедительного разъяснения задач, правил, норм совместной жизнедеятельности. Воспитание ученического актива с помощью консультирования, психологической поддержки, обмена опытом, организации и контроля.

Четкая и увлекательная постановка целей, раскрывающих перспективы развития и жизни детского коллектива. А. С. Макаренко называл это системой перспективных линий, организацией завтрашней радости — постановка близких, средних и далеких целей.

Жизненная перспектива является одним из важнейших моментов в развитии человека и коллектива. В перспективе выражается совокупность культурных и материальных потребностей человека, уровень его развития, весь моральный облик. А. С. Макаренко справедливо считал одной из важнейших педагогических особенностей перспективы то, что, будучи развернутой перед ребенком, как система цели, она увлекает его возможностью достигнуть желаемого результата, вызывает стремление участвовать в построении своего и коллективного будущего, создает радостное настроение и устремленность вперед. Это стремление к удовлетворению сформировавшихся потребностей, желаний, интересов является мобилизующим и направляющим его деятельность в определенное социально цепное русло.

А. С. Макаренко. Методика организации воспитательного процесса

Перспектива

"Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать самую радость, вызвать ее к жизни и поставить, как реальность. Во-вторых, нужно настойчиво претворять более простые виды радости в более сложные и человечески значительные. Здесь проходит интересная линия: от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга.

Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, — это сила и красота. И то и другое определяется в человеке исключительно по типу его отношения к перспективе. Человек, определяющий свое поведение самой близкой перспективой, есть человек самый слабый. Если он удовлетворяется только перспективой своей собственной, хотя бы и далекой, он может представляться сильным, но он не вызывает у нас ощущения красоты личности и се настоящей ценности. Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше.

Воспитать человека — значит воспитать у него перспективные пути. Методика этой работы заключается в организации новых перспектив, в использовании уже имеющихся, в постепенной подстановке более ценных.

Начинать можно и с хорошего обеда, и с похода в цирк, но надо всегда возбуждать к жизни и постепенно расширять перспективы целого коллектива.

Неудачи многих детских учреждений, детских домов и колоний зависят от слабости и неясности перспективы. Даже хорошо оборудованные детские учреждения, если они этого не организуют, не добьются хорошей работы и дисциплины".

Под перспективой в конкретном педагогическом плане понимаются такие задачи, цели, дела, которые отвечают внутренним потребностям развития личности, группы детей, коллектива в целом, соответствуют уровню развития его членов — их возрастным и индивидуальным особенностям. Перспективы, организуемые с целью создания воспитательного коллектива и формирования личности учащихся, имеют некоторые общие характерные особенности: увлекательность дел, основанных как на непосредственном детском интересе, так и на радостном, рождаемом в воображении образе совместной коллективной деятельности; общественно полезная ценность задач, целей, конкретных дел; четкая организация процесса достижения перспективы.

Эти перспективы, цели выбираются самими детьми при помощи коллективной "разведки" интересных дел, рассчитанных на участие каждого, на их самостоятельные действия, на инициативу. В результате появляется план конкретных дел.

Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной. Она не требует много времени и усилий для своей реализации. Близкой перспективой может быть, например, совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр, интересная игра-соревнование и т.д. Основное требование к близкой перспективе заключается в том, что она должна опираться на личную заинтересованность: каждый воспитанник воспринимает ее как собственную завтрашнюю радость, стремится к ее осуществлению, предвкушая ожидаемое удовольствие. Высший уровень близкой перспективы — это перспектива радости коллективного труда, когда уже один образ совместного дела захватывает ребят как приятная близкая перспектива. Но если коллектив будет ставить перед собой только ближние перспективы, развитие остановится и начнется распад коллективных отношений.

Средняя перспектива — более отдаленная цель, требующая не только длительного времени, но и определенных усилий всего коллектива по ее достижению. Класс хочет на летних каникулах поехать на пароходе по Волге, но не на родительские деньги, а заработать их самостоятельно.

Дальняя перспектива — перспектива на длительное время.

Чем младше воспитанники, тем большее значение в их жизни имеют ближние перспективы и отдельные — средние. Взросление коллектива усложняет систему перспектив его жизнедеятельности.

Задача учителя заключается в том, чтобы организовать систему перспектив, систему деятельности, движение коллектива от решения одной задачи к другой, более сложной. Одним из звеньев такой системы воспитания школьников могут стать коллективные творческие дела (КТД), включающие коллективную организаторскую деятельность, творческие игры, творческие праздники и т.д. Эти формы организации воспитательной работы способствуют целостному, многостороннему развитию воспитанников. Подобная деятельность позволяет объединить усилия воспитанников всех возрастных групп, способствует развитию отношений товарищеского межвозрастного содружества.

Принцип параллельного действия: влияние па воспитанников через требования актива, принявшего нравственные ценности воспитателя, и общественное мнение. При этом сохраняется и воспитательное влияние педагога. Это возможно в развитом коллективе, требует педагогического мастерства, так как имеется опасность использования общественного мнения как грубой силы и давления на отдельную личность. А. С. Макаренко дает такое объяснение этого принципа.