Пути совершенствования управления человеческими ресурсами
Активизация, рациональное использование человеческих ресурсов и управление ими не могут быть решены только на основе знаний о природе человека (группы), их сознании и поведении. Дело в том, что задача использования человека как ресурса эффективности организации предполагает рассмотрение работающего в организации не в качестве средства, а как активного участника по достижению организационных целей. Это изначально ориентирует управление на решение следующих проблем: а) рациональное использование человеческого потенциала; б) корректировка и регуляция человеческого поведения. Такая постановка предполагает оценку потенциальных возможностей работников, их поведения (деятельности) через призму внешних по отношению к ним организационных требований.
Указанные требования проявляются таким образом: а) в непосредственной оценке эффективности осуществляемой работником деятельности; б) выполнении сложившихся институциональных и ролевых требований, предъявляемых работнику; в) соблюдении норм и поведенческих стандартов, сложившихся в рамках организационной культуры; д) соблюдении требований, определяемых принадлежностью работника к профессиональной группе; е) логике групповых и межгрупповых взаимодействий и др.
Совершенствование организации как механизма регуляции поведения людей, создание или внедрение совершенных технологий управления людьми – важнейшая задача УЧР. ОГЛАВЛЕНИЕ работы в сфере УЧР определяется не только и даже не столько свойствами человеческого ресурса, но, в не меньшей степени, институциональными требованиями, предъявляемыми самой организацией. В этом смысле деятельность по УЧР – это профессиональная деятельность, направленная на совершенствование социальной регуляции человеческого поведения в организации.
Необходимым условием успешной работы в сфере УЧР являются знания в области организационных и специальных управленческих дисциплин. Речь идет, прежде всего, о теории организаций и организационного поведения, а также о ряде специальных дисциплин, обеспечивающих активизацию человека как ресурса (организационное проектирование и реконструкция, анализ рынка труда, мотивация и стимулирование труда, методология и методы разрешения трудовых конфликтов, методы диагностики в процессе управления и др.). Кроме того, необходимы знания и навыки работы с управленческими технологиями.
Не менее важное значение приобретают в качестве еще одного из условий успешной работы в сфере УЧР знания, базирующиеся на фундаменте экономической науки. Речь идет о знании и понимании принятых в социуме критериев успешности деятельности организаций, целевых групп, отдельных индивидов; механизмов и средств экономической регуляции поведения людей; природы производственных отношений и принципов обмена деятельностью; механизмов и отношений на рынке труда и основ трудовых взаимодействий в организации. В этом плане необходимым компонентом работы в сфере УЧР является определенный объем знаний в области экономических наук (общая экономическая теория, микро- и макроэкономика, экономика труда, анализ рынка труда и т.д.).
Кроме того, специалист по УЧР должен иметь достаточно широкие знания прежде всего в сфере поведенческих наук: социологии, социальной психологии, а в перспективе, видимо, социальной антропологии, культурологии, правовых наук, экономики и т.д. Он должен обладать навыками работы со средствами диагностики личности и группы и со средствами корректировки и модификации их поведения.
Из перспективных направлений в сфере совершенствования следует отнести знание рынка труда, кадрового маркетинга, работы по внешнему PR[1], формирование кадровой стратегии, организационное проектирование и реконструкция; налаживание деловых коммуникаций в организации; подбор, расстановка персонала, его оценка и аттестация, продвижение кадров, профессиональная адаптация, планирование и управление профессиональной карьерой, работа с резервом, работа по формированию рабочих и управленческих команд, работа по развитию персонала, формирование и изменение состава коллективов и целевых групп, стимулирование механизмов самоорганизации, регулирование мотивации работников, развитие и обучение персонала, формирование действенной корпоративной культуры, работа по формированию и поддержанию организационного ядра, работа в сфере внутреннего PR, работа по обеспечению идентификации работника с организацией, работа по обеспечению стабильности и оптимизации движения кадров, социально-психологическая адаптация молодых работников, снятие социальных напряжений, опыт разрешения производственных и организационных конфликтов, социально- психологическая релаксация работников. В связи с этим стоит обратить внимание на такие внешние показатели, как учет ситуации в стране и отношение к ней людей, так как они прямо или косвенно влияют на дела производства (табл. 10.1).
Таблица 10.1
Мнение об обеспечении государством основных норм жизни демократического общества, Конституции России (вариант ответа – "обеспечиваются") (Российская Федерация, % от числа опрошенных)
Время проведения |
Равенство всех граждан перед законом |
Личная безопасность |
Соблюдение прав человека |
Социальные гарантии |
Свобода политического выбора |
Терпимость к чужому мнению |
Свобода слова |
1995, январь |
11 |
4 |
12 |
12 |
59 |
35 |
52 |
1997, август |
9 |
6 |
13 |
8 |
65 |
41 |
54 |
1999, ноябрь |
7 |
3 |
4 |
3 |
37 |
15 |
35 |
2001, декабрь |
9 |
7 |
13 |
12 |
61 |
40 |
48 |
2003, октябрь |
11 |
6 |
10 |
15 |
58 |
39 |
57 |
2005, сентябрь |
13 |
11 |
15 |
16 |
56 |
38 |
50 |
2007, январь |
12 |
14 |
17 |
21 |
61 |
39 |
56 |
2010, декабрь |
15 |
22 |
21 |
30 |
53 |
38 |
47 |
2013, июнь |
21 |
28 |
30 |
32 |
55 |
43 |
53 |
Источник: Отдел стратегических социальных и социально-политических исследований ИСПИ РЛН.
Работа в области УЧР в крупных деловых организациях изначально предполагает, с одной стороны, формирование соответствующих служб и функциональных подразделений, а с другой – подготовку лиц, способных осуществлять квалифицированную и профессиональную деятельность в этой сфере. Формирование полноценных служб в сфере УЧР и подготовка соответствующих специалистов – это две связанные с активизацией человеческого ресурса важнейшие задачи, которые еще предстоит решать в нашей стране.
Создание полноценных служб УЧР невозможно без принципиального изменения логики подготовки будущих специалистов в этой сфере. Дело в том, что по своему содержанию работа в сфере УЧР – это либо аналитическая, либо проектно-технологическая и внедренческая деятельность. В иерархии видов деятельности, возникших на базе социальных наук, деятельность такого типа со времени К. Поппера обычно определяется как разновидность социоинженерной практики (Поппер, 1990; Этюды... 2002; Социальная инженерия. 1996). ОГЛАВЛЕНИЕ последней (в широком смысле) – проектно-технологическая и внедренческая деятельность, связанная с проектированием и реконструкцией социальных аспектов организаций и совершенствованием методов управления, опирающаяся на знания и методы, разработанные в рамках поведенческих наук, в том числе и социологии.
Очевидно, что специалист в сфере УЧР – это типичный социальный инженер. Как представитель сферы преобразующей управленческой практики он должен владеть широким спектром знаний и методов, разработанных в рамках предметных и межпредметных научных дисциплин, связанных с изучением как природы человеческого ресурса, так и принципов и методов регуляции его поведения. В связи с этим подготовка специалистов такого типа уже в силу социоинженерной специфики их деятельности (по аналогии с подготовкой традиционного инженера) изначально предполагает изучение широкого спектра предметных дисциплин, особую роль среди которых должны играть поведенческие науки (социология, психология, политология, социальная антропология, культурология и др.) в сочетании с определенным объемом экономической подготовки. В то же время в программе должны быть широко представлены собственно управленческие дисциплины: базовые и специальные управленческие теории, социальные технологии, методология работы с персоналом и др.
Таким образом, речь идет о процессах формирования гибких децентрализованных структур управления, перераспределения власти по горизонтали, повышении требований к активности и квалификации персонала, а также ответственности, все большей ориентации руководства деловых организаций на отношения социального партнерства и др. (Управление человеческими ресурсами, 2002).
Исходя из того, что в работе с человеческими ресурсами необходимо подчеркнуть стратегические направления, мы считаем первостепенным выделить такие направления, как стиль управления, который воплощается (реализуется) в участии (соучастии) работника в управлении, побуждении его к творческой деятельности и создании благоприятного социально-психологического климата. Более подробно остановимся именно на этих трех областях в сфере УЧР. Остальные факторы, в частности стимулирование и мотивация труда, создание условий груда, формирование организационной и корпоративной культуры, мы отнесем к менеджерской деятельности, которая направлена в основном на решение текущих задач с максимальным учетом специфики конкретной организации в условиях определенной социально-экономической и социально-политической ситуации.