Пути предупреждения и преодоления социально-педагогической запущенности детей
Особое место в предупреждении педагогической запущенности принадлежит среде воспитания ребенка и прежде всего его семье, среде ее замещающей (приемной семье, дому ребенка, интернатному учреждению). В семье формируется собственно педагогическая запущенность ребенка или те основы (своеобразия), которые определяют перспективы ее развития в условиях образовательных учреждений.
Для повышения воспитательных возможностей семьи и предупреждение формирования педагогической (социально-педагогической) запущенности ребенка необходимо:
– создание и поддержание нравственного климата, наиболее благоприятного для нормального развития и воспитания ребенка;
– необходимый уход и внимание ребенку с его рождения;
– направленное развитие и воспитание ребенка, соответствующее его возрасту, полу и индивидуальным возможностям;
– проявление неподдельной любви к ребенку с самого рождения, способствующей формирование его чувственной системы, защищенности, любви и внимания к своим родителям;
– изучение динамики развития ребенка, особенностей его проявления и их учет в социально-педагогической работе;
– единство и согласованность родителей в процессе воспитания детей;
– личный пример родителей, единство слова и дела;
– взаимодействие родителей с воспитателями и учителями в процессе воспитания и обучения ребенка.
Исключительно важная роль в предупреждении педагогической (дидактической) запущенности принадлежит образовательному учреждению. Проблема трудности в обучении стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени. По данным различных исследований, значительная часть детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы в обучении и несправляющиеся с требованиями школьной программы – это в целом дети с нормальным слухом и зрением, отсутствием умственной отсталости, заметных дефектов речи. Причины формирования педагогической запущенности учеников в образовательном учреждении самые разные. Они во многом определяются индивидуальным своеобразием ребенка, личностью учителя и его педагогической деятельностью, школьным коллективом.
Индивидуальное своеобразие ребенка проявляется в повышенной утомляемости, неустойчивости внимания, плохой памяти, недостаточности уровня развития мышления и речи, низкой мотивации и самоактивности в учебе. Нередко на успешности школьников в учебе сказывается сформированная склонность к гуманитарному или математическому обучению. Она не позволяет ему на равных успешно учить и усваивать учебный материал, проявлять активность в процессе обучения.
Индивидуальное своеобразие ученика включает также сформированные у него в процессе семейного воспитания комплексы, оказывающие негативное влияние на самопроявление со сверстниками класса и учителем. Они выражаются в форме страхов разного уровня, комплексов во время занятий, самопроявления в учении, что сказывается на активности самопроявления и усвоении учебного материала.
Исключительно важная роль в предупреждении и преодолении педагогической (дидактической) запущенности принадлежит учителю с его опытом работы с трудными детьми, заинтересованностью и активностью в целенаправленной работе с учениками. Именно учитель должен понять ребенка со всеми его индивидуальными особенностями, трудностями в общении, учебе и проявлении активности и помочь в овладении навыками учебы, самопроявлении в ней.
Одним из факторов, сказывающихся на действенности обучения выступает обстановка в классе: его предрасположенность к активности в обучении, взаимопомощь и поддержка одноклассников, наличие микрогрупп и их конфликтность. Особенно этот фактор сказывается при появлении нового ученика в классе. В этом случае нередко требуется какое-то время, чтобы он адаптировался в классе и класс привык к нему. В это время новичок свыкается с обстановкой, сложившимися в ней нормам и принципам взаимоотношений, поведения, проявления активности, отношения к учебе и учителю. Иногда происходят так называемые "проверки нового", его "испытания" со стороны одноклассников. Все это требует внимания со стороны учителя и умения способствовать успешной адаптации нового ученика к классу, а также последнего к нему.
Предметом особой заботы для учителей и родителей представляют дети, испытывающие трудности в обучении. В зависимости от подхода к изучению в разных странах их называют по-разному: "детьми с трудностями в обучении", "детьми с пониженной обучаемостью", "отстающими в учении", "детьми со специфическими трудностями в обучении".
Большое внимание проблеме трудности обучения в начальных классах уделял В. А. Сухомлинский. В статье "Трудные дети" он анализирует типичные причины трудностей в учебе первоклассников и технологию работы с ними учителя.
Педагог подчеркивал, что считается, что "подтянуть" трудного ребенка можно, заставив его выучить определенный материал. От учителя требуется обеспечить повседневный контроль и требовательность по отношению к каждому ученику. Такой подход ошибочен. Невозможно достигнуть качественного изменения в умственной деятельности трудного ребенка какими-то чрезвычайными мерами, давлением на него, его волю какими-то средствами воздействия. Нельзя заставить быть умнее. После применения "волевых" средств воздействия на ученика становятся бессильными другие усилия, которые необходимо применять, так как именно они являются единственным выходом в подобной ситуации.
Необходимо укреплять у ребенка веру в свои силы и терпеливо ждать того момента, когда произойдет хотя бы маленький сдвиг в его умственном труде. С первого взгляда он может показаться просто случайной удачей. Но эта удача переживается ребенком как радостный успех, из которого он черпает новую энергию. Такая деятельность способствует созданию для ребенка "ситуации успеха". На ее фоне можно вовлекать в интересующую его деятельность (игру, труд, учебу, досуг).
От успеха к успеху – в этом заключается умственное (и не только это) воспитание трудного ребенка.
Следует учитывать, что у педагогически запущенного ребенка часто сопровождают неудачи в учебе и деятельности. Поэтому требуется обучить его правильно относиться к неудачам, искать их причины и исправлять ошибки. Чтобы он не чувствовал своей отсталости, необходимо способствовать снятию "синдром неудачника". Это возможно, когда для него подбирают задания, которые он в состоянии выполнить.
Исключительно важно уметь видеть позитивную деятельность ученика и поддерживать его, стимулировать проявление познавательной активности. Если ему что-то не удалось сегодня, то не надо ругать, оглушать его "двойкой". Не следует оценивать его результаты согласно инструкции об оценке успеваемости. Такой ребенок требует других критериев оценки. На начальном этапе оценивать его результат в учебе, изучении учебного материала следует в сравнении с его прежними достижениями. Для этого необходимо уметь видеть изменения в ученике, его отношении учебе, достигаемых результатах. Слабое, хилое растение нуждается в специальном уходе и поддержке. В таком положении и находится ребенок, которому трудно дается учеба и который не приобрел навыков учебы и преодоления трудностей, возникающих в ходе нее.
В процессе работы с таким ребенком важно, чтобы он не оказывался в безысходном и безнадежном положении, работая на уроке и дома, при выполнении учебных заданий. Это увеличивает негатив в отношении ученика к учебе, усиливает его страх перед учебной деятельность, невозможностью получить положительный результат, ожидаемой реакции на неуспешность со стороны учителя, класса, а также родителей.
Исключительное значение имеют внимание и терпение учителя на уроке, где трудный ребенок работает рядом с более способными детьми. Ни словом, ни жестом нельзя дать ему почувствовать, что учитель перестал верить в его будущее и сейчас что-то скажет, отругает. На каждом уроке трудный ребенок должен делать какой-то, пусть самый незначительный, шаг на пути познания, достигать успеха, утверждаться в том, что он тоже может и что у него тоже получается, как у других.
Нельзя боятся того, что на протяжении нескольких недель, а, может быть, и нескольких месяцев трудный ребенок выполняет задания не той сложности, что основная масса учащихся. Пусть делает специально подобранные для него задания – оценивайте их результат. Сравнивают успехи такого ученика только с его прежними достижениями, пусть даже самыми незначительными. Постепенно с приобретением опыта правильного выполнения учебных заданий следует приучать такого ученика к самостоятельности в приготовлении уроков, преодолении возникающих трудностей.
Последовательно, настойчиво и в то же время терпеливо и терпимо относиться к непонятливости трудного ребенка. В этом случае можно надеется, что у него наступит то, что можно назвать озарением. Это станет могучим эмоциональным толчком. Душевная чуткость, знание психики, терпеливость и настойчивость – все это способствует тому, что умственное развитие трудного ребенка постепенно выравнивается, он начинает преодолевать запущенность и неумелость, постепенно догоняя сверстников.
Идеи и позиции В. А. Сухомлинского об обращении с трудным детям в учебе (педагогически запущенным детям в учебном процессе) получили свое развитие в опыте педагогов-новаторов конце XX в. (Шалва Амонашвили, Евгений Николаевич Ильин, Виктор Федорович Шаталов и др.).
Преодоление педагогической запущенности представляет собой исключительно сложный комплекс мер, носящий индивидуально-ориентированный характер и требующий значительных усилий со стороны все учителей и воспитателей.