На пути к международному частному космическому праву
К концу XX в. резко увеличились масштабы международного сотрудничества в области освоения космоса, началась стремительная коммерциализация космической деятельности. Возрастающий вклад частного сектора в этой области был отмечен Третьей конференцией ООН по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях (ЮНИСПЕЙС-III), прошедшей в период 19–30 июля 1999 г. в Вене. В Докладе Конференции о космической деятельности, в частности, отмечается повышение уровня коммерциализации некоторых прикладных разработок и возникновение процесса приватизации[1].
Современное международное космическое право допускает космическую деятельность неправительственных юридических лиц, однако для этого необходимы разрешение и наблюдение за такой деятельностью государства – участника Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. с целью обеспечения ее соответствия нормам международного космического права. Так, например, Российская Федерация, будучи государством – участником Договора ООН по космосу, во исполнение принятых на себя международных обязательств предусмотрела во внутригосударственном праве разрешительный (лицензионный) порядок осуществления космической деятельности (ст. 9 Закона РФ от 20.08.1993 № 5663-1 "О космической деятельности").
В связи с коммерциализацией и приватизацией космической деятельности с 1980-х гг. возникает необходимость модернизации существующих норм международного космического права. Деятельность частных организаций на международном рынке телекоммуникационных услуг в условиях свободной конкуренции и развитие в ряде стран национального космического законодательства создают предпосылки для возникновения международного частного космического права[2].
Эту тенденцию в научной литературе отмечали и ранее. Например, профессор О. Кунц в 1990 г. выразил мнение о том, что постепенно начнет создаваться международное частное космическое право – подобно тому, как уже возникло международное частное морское право[3].
Юристы-международники, специализирующиеся в области международного космического права, уже в течение ряда лет говорят о формировании международного частного космического права. Такое мнение поддерживают и официальные делегации ряда стран в Комитете ООП по космосу и его Юридическом подкомитете. Международное частное космическое право можно было бы определить как совокупность материальных и коллизионных норм, регулирующих связанные с космической деятельностью имущественные и личные неимущественные отношения, осложненные "иностранным элементом".
Разновидностью коммерческой космической деятельности является передача прав на подвижное оборудование. По этому вопросу в рамках Международного института по унификации частного права (МИУЧП) была разработана Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования, которая была подписана 16 ноября 2001 г. на дипломатической конференции в Кейптауне, организованной Правительством Южно-Африканской Республики под эгидой МИУЧП и Международной организации гражданской авиации, и вступила в силу 1 марта 2006 г. Депозитарием Конвенции является МИУЧП.
В процессе работы над проектом Конвенции было решено, что она станет "общей частью", а отдельные протоколы (авиационный, железнодорожный и космический) – "особенная часть" – будут устанавливать правовой режим применительно к каждому отдельно взятому виду имущества. Причем количество потенциальных протоколов к Конвенции ограниченным не является.
Согласно ст. VI Конвенции Конвенция и соответствующий Протокол должны использоваться и толковаться как единое целое, причем их действительность невозможна при ратификации Конвенции отдельно от Протокола и наоборот (1); в случае какого-либо несоответствия между положениями Конвенции и Протокола преимущественную силу имеет Протокол (2).
Протокол по вопросам, касающимся авиационного оборудования (Авиационный протокол) был подписан вместе с Конвенцией и вступил в силу 1 марта 2006 г.; Протокол по вопросам, касающимся железнодорожного подвижного состава (Люксембургский протокол), был открыт для подписания 23 февраля 2007 г.
В процессе работы над проектом Протокола по вопросам, касающимся космического имущества Комитет правительственных экспертов МИУЧП сотрудничал с Юридическим подкомитетом Комитета ООН по космосу[4]. В период между сессиями действовали неформальные рабочие группы, а также проводились консультации с представителями частного сектора.
В результате продолжительной работы Протокол по вопросам, касающимся космического имущества, был принят и открыт для подписания 9 марта 2012 г. на дипломатической конференции в Берлине, организованной Правительством ФРГ под эгидой МИУЧП; в силу пока не вступил Протокол по космическому имуществу предусматривает создание Международного регистра для регистрации обеспечительных интересов в космическом имуществе, что, по мнению разработчиков данного документа, могло бы способствовать улучшению условий коммерциализации и приватизации космической деятельности путем защиты частных инвестиций в данный сектор.
Актуальными и, соответственно, требующими адекватного и своевременного правового регулирования являются также следующие вопросы: страхование, экспортный контроль в сфере космической деятельности, космический туризм, имущественные и личные неимущественные отношения в космическом праве и др. В целом следует отмстить, что стремительно развивающаяся коммерческая космическая деятельность, помимо действующих норм и принципов международного космического права, а также специальных норм национального законодательства, требует также и специального правового регулирования, учитывающего частно-правовой характер такой деятельности и осложненность ее "иностранным элементом". При оценке возможности применения тех или иных норм и принципов к регулированию соответствующих отношений необходимо исходить из комплексного подхода, учитывающего особое соотношение, взаимосвязь и взаимодействие применимых источников права.