Пути формирования права
Формирование права происходило под влиянием различных факторов: географических, национальных, культурных, экономических, религиозных и т.п. Соотношение этих факторов было разным в разных государствах, что обусловило некоторые особенности образования права в странах Запада и Востока.
На Востоке, где были сильны традиции, право органично вытекало из норм религии и морали, закрепляя их требования с помощью государства в качестве общеобязательных. Правовая мораль имела религиозное обоснование, поэтому правонарушение было одновременно нарушением нормы морали и религии. Право здесь рассматривалось как мера должного поведения, т.е. как обязанность, но не возможность, хотя, подчеркнем, влияние норм морали и религии в разных странах Востока не было одинаковым.
Источником древнеиндийского права и мусульманского права являлись религиозные учения. К примеру, авторами законов Ману (имя мифического бога) были жрецы одной из древнеиндийских брахманских школ. Брахманы составляли высшую касту древнеиндийского общества и имели исключительное право учить священным текстам и совершать религиозные обряды. Согласно законам Ману, бог создал брахмана из лучшей и самой чистой части тела - "из своих уст", поэтому он "занимает высшее место на земле как владыка всех существ". Законы Ману были основаны на священном откровении - Ведах, т.е. священном писании.
В Древнем Китае, напротив, было сильно влияние моральных норм, сформулированных в философских воззрениях и выраженных в формуле: не делай другим того, чего не желаешь себе.
Западное право является в значительной мере результатом деятельности человеческого разума, который стремился отразить в правовых нормах ценность индивидуального начала, отдельно взятой личности, ее уникальность и неповторимость. В нем используется факт библейской истории, что человек был создан по образу и подобию Божьему. Каждое человеческое существо - видимый образ невидимого Господа. Создатель наделяет людей жизнью, свободой (способностью мыслить и действовать, руководствуясь собственными мыслями и чувствами) и правом на вечное стремление к лучшей жизни с учетом блага других людей. Эти условия могут быть должным образом реализованы только тогда, когда люди одинаково понимают правила, регулирующие их взаимоотношения.
Может показаться, что, с точки зрения отдельной личности, идея о том, что все люди созданы равными, выглядит ложной, поскольку они имеют разные таланты, способности, характер, что определяет уникальность каждой личности.
Однако индивидуальные различия не противоречат христианской идее о равенстве человеческих созданий: все люди равны перед Богом, имеют общую родословную. Это позволило создателям Декларации независимости США (1776) в качестве принципов нового политического порядка, на которых создавалось американское государство, выдвинуть идею равенства и верховенства прав человека. В Декларации независимости говорилось: "Мы считаем самоочевидными следующие истины: что все люди созданы равными, что они наделены Создателем определенными правами, среди которых право па жизнь, свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав существуют среди людей правительства, осуществляющие свою власть с согласия тех, кем они управляют".
Предпосылки равенства людей перед Богом и возможность достижения гармонии в человеческих взаимоотношениях посредством их упорядочения в соответствии с универсальными правилами требовали поиска этих правил и норм, справедливых по отношению к равным людям, но живущим в различных условиях. Итальянский монах Грациан в XII в. нашел решение данной проблемы в Библии: "Основой основ права является вечный на все времена принцип: мы не должны делать другим того, что мы не хотим, чтобы они сделали нам".
Ценности индивидуальной свободы, уважения к личности, правам человека, на которых развивалась западная цивилизация, исходят из религиозного учения о человеке. Однако оно было дополнено теорией естественных прав, идеями народного суверенитета, равноправия и общественного согласия. В связи с этим право определяло меру свободы, обусловленную природой человека, его потребностями, удовлетворение которых необходимо для нормального существования человека.
Государство закрепляло и гарантировало эти возможности в своих нормативных правовых актах, обеспечивая формальное равенство в их получении. Право в странах Запада развивалось от обычая к правовому обычаю (обычаю, обеспеченному возможностью государственного принуждения), от правовых обычаев к законам, решениям судов, договорам. Наибольшего совершенства в регулировании имущественных отношений достигло римское право, отстаивавшее интересы частного собственника.