Лекция III. На пути к экономике постиндустриальной цивилизации
Студент, изучивший раздел III, должен:
знать: ОГЛАВЛЕНИЕ, этапы, формы и противоречия процесса глобализации мировой экономики;
уметы анализировать результаты глобализации для мировой экономики и экономики отдельных стран, включая Россию;
владеть: навыками самостоятельного поиска и систематизации историко-экономического материала из литературных, статистических и интернет- источников с целью пополнения собственных знаний цивилизационных изменений в условиях глобализации.
Лекция 12. Глобализация: противоречивый процесс
Благо или зло?
Формирующаяся постиндустриальная цивилизация сопровождается образованием новой системы международных отношений, которая обобщенно именуется глобализацией.
Новомодное словечко "глобализация", стремительно вошедшее в лексикон русской науки и публицистики, вызывает, как правило, положительные эмоции. Человечество становится "одной семьей". Интернет и английский язык превращаются в инструменты свободного всемирного общения. Удивительно, но у Интернета нет собственника, это самое настоящее "общественное благо", любой человек, имеющий компьютер и модем, может общаться со всем миром, ни у кого не спрашивая разрешения[1].
Международные границы становятся все более прозрачными и перемещения огромных масс людей по миру сродни "великим переселениям народов" раннего средневековья[2]. Все так! Тем не менее экономисты – люди по определению недоверчивые, стремящиеся во всех явлениях видеть противоречия, бьют тревогу. Глобализация, говорят эти вечные ворчуны, таит в себе большие опасности политического и социально-экономического свойства.
Вместе с обычными людьми, свободно пересекающими государственные границы, беспрепятственно перемещаются из одной страны в другую крупные капиталы. Крупные настолько, что могут легко оказывать давление на национальные правительства, в буквальном смысле слова покупая снятие для себя всех ограничений. Международный капитал на наших глазах формирует свое "мировое правительство" в виде международных экономических и финансовых институтов. Их условия и требования отдельным государствам – обычная практика в современном мире[3]. Экономическая глобализация все более приобретает форму финансовой глобализации. Самодовлеющее значение приобретают мировые валютные, кредитные, фондовые рынки, оторвавшиеся от производственной сферы. Финансовые спекуляции приобрели такие масштабы, что решения одного крупного финансового дельца могут привести к кризисной ситуации мирового масштаба. В орбиту финансовых спекуляций вовлекаются средства социальных фондов (пенсионных, социального и медицинского страхования), что в принципе может привести к их неожиданному разорению. Финансовый капитал сегодня может игнорировать такие понятия, как суверенитет государств, выбор народов, демократия и прочие "мелочи".
Глобализация не ограничивается экономической сферой. Она мощно воздействует на мораль, культуру, менталитет населения. Можете поэкспериментировать: покрутите ручку настройки коротковолнового радиоприемника и послушайте музыкальные программы. В восьми из десяти случаев вы услышите англоязычные тексты песен такого примитивного содержания, что остается только руками разводить.
Глобальные финансово-экономические институты и организации разрушают так называемое гражданское общество, особенно в тех странах, где его формирование только началось. Едва люди почувствовали возможность независимого от государственного давления существования, как на них обрушилась мощь глобализированного капитала. Не зря, скажем, в России у довольно большой прослойки необеспеченных граждан возникла странная па первый взгляд идеология: лучше вновь подчиниться собственному национальному государству, чем давлению мирового обезличенного капитала[4].
Глобализация сопровождается и интернационализацией преступной деятельности и международного терроризма, способов борьбы с которыми цивилизованное человечество пока не нашло.
Возможны ли новые механизмы регулирования и контроля хозяйственной жизни на национальном уровне? Можно ли преодолеть всесилие транснационального финансового капитала? Можно ли оградить мир от неэффективных решений узкой группы лиц – владельцев основной части всемирного богатства? Ни наука, ни практика пока не дают ответа на эти вопросы.
Да и необходимо ли бороться с глобализацией? В подлунном мире не было и нет идеальных обществ. Подозреваем, что получая какое-либо повое благо, человечество обязательно теряет одно из старых. Так сохраняется относительное равновесие в нашем мире. А что касается господства одних людей над другими, то, судя по всему, рабство непреодолимо, ибо комфортно. Оно только принимает различные формы.