Пути достижения высшего уровня лидерства
Рис. 5.6. Пути достижения высшего уровня лидерства
Варианты индивидуальных путей достижения высшего уровня лидерства могут быть различными, что на рисунке отображено пунктирными стрелками.
Путь строго по биссектрисе: действия адекватно ситуации – это условное "усредненное" обозначение одновременно и (1) адекватности выбора стиля руководителем – инструмент достижения целей в текущей деятельности подразделения или организации в целом и (2) динамики развития групповой эффективности, зависящей от поведения руководителя (лидера) – результат достижения стратегических целей развития команды и построения эффективной организации.
Проанализируем этот путь в аспекте развития группы. В одних ситуациях на начальных этапах развития группы вполне адекватным бывает повышение приоритета задачи (результата) и индивидуальное принятие решений руководителем (смещение в сторону горизонтальной оси). В других – более адекватным является делегирование людям решения многих задач (смещение в сторону вертикальной оси) в ущерб возможному качеству или скорости текущей деятельности ради того, чтобы группа училась и набиралась опыта (результирующая – на срединной оси).
Итак, рассмотрев традиционное противопоставление понятий "менеджмент" и "лидерство", мы увидели, что они не противоположны и зачастую дополняют друг друга. В лидерстве подчеркивается влияние, которое лидер оказывает на других, тогда как в менеджменте речь идет о необходимости не только организовывать совместную работу людей, но и мотивировать их на эту работу. То есть харизматическое влияние является эффектом лидерства, а мотивация, точнее мотивирование других – функцией менеджмента. Однако в обоих случаях достижение группой требующегося организации результата невозможно без вдохновленности людей цели, что является главным фактором эффективности групповой деятельности и одним из важнейших условий превращения группы в команду. Поэтому в современных моделях менеджмента уделяется большое внимание мотивационно-вдохновляющей деятельности руководителя (лидера).
Логика развития теорий лидерства показывает, что периоды поиска элементов, определяющих лидера (его качества, поведение, учет им особенностей ситуации) уже пройдены. Сегодня речь идет об особом сочетании всех этих элементов на разных уровнях развития группы и лидера и, более того, об особенностях и способах достижения высшего уровня организационного лидерства, который характеризуется развитием лидерства у тех, кого принято называть последователями лидера или даже ведомыми.
Перейдя к анализу разных стилей лидерства, мы увидели, что несмотря на многообразие подходов, названий и описаний различных стилей фактически всегда речь идет о противопоставлении авторитарного и демократического стилей как полюсов большого континуума и степени приближения промежуточных стилей к тому или иному полюсу.
Помимо линейного континуума используются также решетка стилей, располагаемых между двумя перпендикулярными осями (также с крайними и промежуточными вариантами стилей), а иногда трехмерные модели или модели с добавлением третьей оси на плоскость решетки. В первом случае говорят о независимом факторе, связанном с эффективностью или мотивацией работы группы, во втором – о том, что развитие группы является следствием адекватного ситуации гибкого вовлечения людей в достижение требующихся результатов.
Практические задания
Задание 1. Подберите несколько цитат о вождях, выдающихся лидерах и руководителях и разделите эти цитаты на наиболее симпатичные и наименее симпатичные (странные) для вас. Подготовьтесь к аргументации своего мнения перед однокурсниками.
Задание 2. Прочитайте аналитическую статью С. Р. Филоновича по истории теории лидерства. Используя выводы автора, статьи и материалы сайтов известных центров исследования и развития лидерства, выделите главные тенденции его изучения за последние 20–25 лет.
Задание 3. Подготовьтесь к обсуждению темы "Лидерство как служение".
а) Сравните смысловые акценты в следующих названиях: "Лидерство как служение", "Лидер-слуга" и "Слуга-лидер". Какие слова были использованы автором идеи Р. Гринлифом в его эссе 1970 г.?
б) Изначальное желание служения и заботы о других дает более мощную власть, чем изначальное желание лидировать, возвышаться или властвовать. Однако эта власть действует только в том случае, если служение приводит к усилению, а не ослаблению тех, кому служит лидер. То есть, они становятся все более мудрыми, свободными, автономными и независимыми. А сам лидер-слуга является незаметным слугой. И это, действительно, то, что его радует. Как вы понимаете эти слова?
в) Найдите в истории человечества и в художественной литературе подобные идеи и подобных людей.
г) Подумайте, чего хочет и о чем мечтает слуга-лидер. Что может его радовать, а что огорчать?
д) Как можно по-разному понимать и осуществлять заботу?
е) Как лидерство-служение связано с задачей наемного менеджера организации обеспечивать достижение стоящих перед подразделением и организацией целей?
ж) На какой из известных вам стилей лидерства более всего похоже лидерство-служение?
з) Как соотносится лидерство-служение с принципом организационной иерархии?
Задание 4. Изучите статью А. В. Мирзояна "Управление и лидерство: сравнительный анализ теорий лидерства" и покажите, в чем рассуждения автора статьи отличаются от рассуждений авторов других прочитанных вами статей по данной теме.
Задание 5. Найдите в Интернете и изучите критерии Премии Правительства РФ в области качества, обратив внимание на раздел "Лидирующая роль руководства". Благодаря какому стилю лидерства возможно, по вашему мнению, достижение описанных в этом разделе результатов?
Задание 6. Рассмотрите две предложенные иллюстрации и скажите, какая из них, на ваш взгляд, точнее отражает сущность лидерства.
Задание 7. Проанализируйте смыслы русского слова "управлять". Найдите англоязычные аналоги действиям "задавать направление", "утверждать правила", "распределять нрава", "править".
Задание 8. Прочитайте следующий текст и найдите подтверждения или опровержения высказанным в нем утверждениям.
"Отношение к авторитарному стилю и рассуждения на эту тему глубоко связаны и с философскими вопросами свободы и с ценностями гуманизма, который, в свою очередь, часто воспринимается как инструмент борьбы за освобождение человечества от всех форм эксплуатации, доминирования или подавления, а иногда даже и более того, освобождения его, вообще, от каких-либо социальных и моральных норм. Следовательно, противники вседозволенности и сторонники порядка, а также те, кто волнуется из-за возможной или произошедшей, на их взгляд, потери самостоятельности страны, автоматически отрицают и демократический стиль, начиная вынужденно поддерживать авторитарных руководителей, подчеркивая их личностную силу и достигнутые под их руководством успехи".
Задание 9. Познакомьтесь с книгой Г. Ливитта "Сверху вниз. Почему не умирают иерархии, и как руководить ими более эффективно" и подготовьте выступление об условиях эффективности авторитарного стиля руководства.
Задание 10. Ответьте на вопрос: "Офисный планктон – причина или следствие авторитарного стиля управления?". Подготовьте аргументы в защиту вашей позиции.
Задание 11. Продумайте и обсудите в аудитории основные принципы формирования эффективной команды, которым должен следовать современный лидер.