Публицистический стиль
Газетно-публицистический стиль (публицистический стиль, стиль массовой коммуникации) – это одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу политико-идеологических, экономических и культурных отношений в обществе. В публицистическом стиле реализуются две основные функции языка: информационная и воздействующая. На основании этих функций выделяются два подстиля: информационный и собственно публицистический.
Каждый подстиль обладает развитой системой жанров. Традиционно различают информационные (новость, репортаж, интервью, анонс и др.), аналитические (статья, рецензия, комментарий и др.), художественно-публицистические (очерк, эссе, фельетон, памфлет и др.) жанры. Информационные жанры лежат в основе информационного подстиля, аналитические и художественно-публицистические – собственно публицистического. В постсоветской журналистике устоявшаяся система жанров трансформировалась. Исследователи говорят о смешении жанров, явлении гибридизации, разрушении жанровых границ, транспонировании жанровых форм, появлении новых жанров в СМИ (Г. Я. Солганик, В. И. Коньков, Н. И. Клушина и др.). Тем не менее, активное перераспределение жанровых форм происходит все же в границах данного стиля.
Публицистический стиль – один из самых "открытых" функциональных стилей современного русского литературного языка. "Незамкнутость" словаря публицистики определяется прежде всего экстралингвистическими факторами, главным из которых является разнообразие попадающих в фокус журналистского внимания тем, среди которых можно выделить базовые: политическую, экономическую, социальную, спортивную, шоу-бизнес. Каждая из них имеет свои строевые лексемы (терминологию), которые делают словарный состав публицистики максимально широким. Помимо разнообразной терминологической лексики (например, инвестиции, инфляция, кредиты, капитализация, акционеры, топ-менеджер и т.н.) словарный состав публицистики включает концептуальную лексику (например, модернизация, реформы, коррупция, социальное государство и т.п.), которая "отражает идеологию, политику газеты, ее социальные устремления". Концептуальной публицистической лексике принадлежит ведущая роль в формировании общественных стереотипов, или идеологем. Словарь публицистического стиля также включает прецедентные имена (Сколково) и высказывания (Россия – вперед!), которые и становятся прецедентными за счет их тиражирования в СМИ.
Неоднородна и синтаксическая структура публицистического стиля. Для информационного подстиля характерны стилистически нейтральные синтаксические конструкции (с прямым порядком слов, преобладанием объективной модальности, четко выраженной логико-грамматической связью), тяготеющие к синтаксической норме официально делового стиля, поскольку в информационном подстиле доминирует факт, и все речевые средства призваны подчеркнуть фактологичность, объективность, нейтральность изложения. В публицистическом подстиле используется экспрессивный синтаксис (парцелляция, инверсия и другие риторико-синтаксические средства воздействующей речи), поскольку основная коммуникативная цель (интенция) адресанта публицистической речи, т.е. журналиста, – воздействие в заданном направлении на адресата, и все речевые средства подчинены этой интенции.
Общие закономерности публицистического стиля обусловлены такими конституирующими стиль категориями, как образ автора, интенция, авторская позиция, идеологема, социальная оценочность, стилистическая тональность, образ адресата. Эксплицитность, открытое проявление этих категорий свойственны текстам собственно публицистического подстиля. Для текстов информационного подстиля характерна имплицитность данных категорий, т.е. их скрытый характер.
Образ автора – это центральное понятие публицистики. В отличие от художественного текста, в котором образ автора и сам автор принципиально не совпадают, образ автора публицистического текста – это и есть сам автор-журналист, создатель текста. В то же время, как считает Г. Я. Солганик, уникальность авторства в публицистике определяется тем, что за конкретным автором-журналистом необходимо видеть человека публичного, являющегося выразителем идей определенного общества в определенный исторический период его развития. Понятие "образ автора" тесно связано с понятием "интенция". Интенция – это основное инициирующее создание текста коммуникативное намерение автора: убедить читателя не просто в правомерности, а именно в правильности авторской трактовки действительности. Весь публицистический текст (включая не только его идею, но и риторические речевые средства ее воплощения) организуется под контролем этой глобальной авторской интенции.
Важнейшее базовое понятие публицистического стиля, по мнению Н. И. Клушиной, – это идеологема, предполагающая целенаправленное воздействие со стороны адресанта па сознание адресата с помощью заранее заданной идеи (например, социальное государство, образ друга, образ врага). Идеологемы закрепляют в сознании читателей определенную идеологическую и ценностную модель.
Не менее важна для публицистики и такая структурностилевая доминанта, как социальная оценочность. Оценка в СМИ – это не только оценка индивидуальная, отражающая точку зрения конкретного журналиста, но также оценка определенных идеологических групп общества, выраженная автором в своих текстах.
Особую роль в публицистическом стиле играет категория стилистической тональности. Она зависит от авторской интенции, от идеологической позиции автора, его мировоззренческих, этических и эстетических установок. В современной публицистике выявляются три типа стилистической тональности: позитивная (одобрительная), негативная (нередко выливающаяся в речевую агрессию) и намеренно объективная (нейтральная).
Специфичен образ адресата в публицистическом стиле. Журналистская практика рассчитана на самые широкие слои населения, на массового адресата. Тем не менее, массовость не означает однородность аудитории. Журналист создает свои произведения с четкой ориентацией на "своего" адресата – вдумчивого, анализирующего или, наоборот, "легкого" читателя, привыкшего получать из средств массовой коммуникации развлекательную информацию о жизни звезд, о занимательных событиях.
Современный публицистический стиль – самый влиятельный в системе стилей русского литературного языка. Именно в нем зарождаются основные тенденции современной речи. Он оказывает сильное воздействие на русский литературный язык в целом. Г. Я. Солганик пишет: "Если ранее, в XIX в., понятие литературного языка ассоциировалось прежде всего с языком художественной литературы, то в наше время в качестве авторитетного и полноправного представителя литературного языка выступает газетно-публицистический стиль, шире язык журналистики, массовой коммуникации (МК). Актуальность массовой коммуникации определяется во многом глубоким общественным интересом к ее содержанию, имеющему отношение ко всем в целом и к каждому в отдельности".